Найти третьеклассников, которые хотели бы учиться, у нас довольно сложно. А вот восьмилетний Микеланджело в обычную московскую школу бежит бегом. И не хочет пропускать ни дня. Мама не удивляется: она считает, что секрет его любви к школе как таковой кроется в том, что первоклассником мальчик стал в Швейцарии.
Своими впечатлениями о швейцарской начальной школе делится мама Микеланджело, наша бывшая соотечественница Инна.
Сельская малокомплектная
Никаких треволнений с выбором школы для Микеле у нас не было. Мы жили в Тичино, итальянской части Швейцарии, в приальпийской горной местности. И отдали сына в ближайшую школу. Естественно, сельскую. Правда, от наших сельских она сильно отличается: здесь и конюшни свои, и бассейн.
Посмотрев программу, я решила отдать Микеле сразу во второй класс: в первом надо было выучиться счету в пределах 20, а он уже до ста считал. Парню организовали экзамен на знание итальянского языка, букв, счета, и он его выдержал.
Однако стать второклассником Микеле так и не пришлось. Дело в том, что в классе не должно быть больше 24 человек, а если вдруг набирается 25, класс делят пополам.
Но у нас, в швейцарской глубинке, детей было так мало, что второй и третий класс были объединены в один. Как раз 24 человека. И тут наш Микеле добавляется. Получается 25, можно делить класс на два, второй и третий! Но мне эти тонкости были неизвестны, и я сообщила школьной администрации, что через несколько месяцев мы переедем в Женеву.
"Очень жаль, - сказали мне в ответ, - если бы Микеле поступил в этот класс хотя бы на год, можно было бы разделить его на два".
В результате сына пристроили в первый класс, который после этого тоже разделили на две части: на Микеле - и всех остальных.
Учитель занимался с Микеле отдельно. Даст первоклассникам задание, и общается с ним. Или наоборот: Мика что-нибудь пишет, а учитель в это время занимается с остальными детьми. И так они за месяц в устном счете дошли до тысячи.
День длинный, но не продленный
Каждое утро за школьниками приезжает автобус. В восемь ноль-ноль ребенок должен стоять на остановке. Родители его не провожают. Первоклашки сами садятся в автобус, надутые от гордости.
В полдвенадцатого детей развозят по домам - обедать. После обеда автобус вновь собирает ребятишек и опять отвозит их в школу.
Первая половина дня - это, как правило, чтение и счет, вторая - рисование, пение. Учебный день заканчивается в полчетвертого.
Перемены здесь стараются делать на улице. Полтора часа идет первый урок, после этого большая перемена - чуть ли не полчаса. Дети играют в футбол, катаются на велосипедах.
Учатся четыре дня в неделю: понедельник, вторник, потом четверг и пятницу. Среда - выходной. В один из четырех учебных дней - горные лыжи. Два раза в неделю - коньки на школьном катке. Раз в неделю - бассейн. Одно время мне все это казалось такой халявой - когда же они учатся-то?.. Поэтому я стала серьезно опасаться за уровень образования своего ребенка. Сама-то я закончила московскую спецшколу. Однако к концу учебного года оказалось, что таблица умножения, что называется, отскакивает у Мики от зубов.
Без языка. Французского
Через два месяца после начала учебного года мы переехали в Женеву, и Микеле попал в городскую школу по месту жительства. Во второй класс. Но Женева - город чисто французский, а сын говорил только по-итальянски и по-русски.
Дети встретили Микеле враждебно: не умеешь разговаривать - научим тебя общаться с помощью кулаков. И тогда учительница посадила Мику с девочкой Карлоттой, которая говорила по-итальянски, и она стала переводить все, что говорит учитель, с французского на итальянский.
Сначала он все слушал, слушал... А недели через две пришел домой и говорит: "Когда мне дали карандаш и я сказал "мерси", все очень обрадовались. Стали говорить: Микеле сказал "мерси"! Микеле сказал "мерси"!"
После этого "мерси" он понял, что может еще что-то такое сказать. И пошло, и поехало... Через три недели Мика рассказывал: "Я играл в школьном дворе, ко мне подошла девочка из другого класса, спросила, как меня зовут, откуда я, и я ответил ей по-французски!".
Хочу в кабинет педагогической помощи!
В швейцарской школе учителю предоставляется абсолютная творческая свобода: уроки можно вести как угодно, лишь бы дети справлялись с программой. Ну, а на случай, если у кого-то что-то не получается, есть специальный педагог. Он сидит на уроках и тех, кто хуже других читает или считает, забирает в свой кабинет.
При этом для родителей произносятся очень хорошие слова: "Если ваш сын или дочь нуждается в помощи по учебе, не думайте, что он хуже других - просто у него свой темп развития. И мы поможем ему включиться в общий".
Посещение кабинета педагогической помощи не воспринимается как негатив - наоборот! Там весело, там играют! По ходу учебы туда приглашают всех по очереди.
Быть второгодником почетно
Хоть отметки в школе не ставят, "отличники" и "двоечники" все равно имеются. Периодически проводятся контрольные работы, и если за них из 30 возможных очков ученик набирает меньше 20, считается, что это плохо.
Кроме этого существует целая система поощрений. Допустим, если удалось 10 раз подряд не сделать ни одной ошибки в диктанте, то выдается новая красивая ручка. Ребенок подсчитывает: "Сколько у меня набралось работ без ошибок? Ага, завтра мне должны выдать ручку".
Но есть годовые контрольные работы. И они жесткие. Но даже если ученик набирает совсем мало баллов, у него есть три возможности не отчаиваться.
Первая - подзаняться с репетиторами и подтянуться. Это стоит больших денег. Вторая - перейти в класс послабее. В средних школах Швейцарии существует иерархия по уровням подготовки. Поэтому в своей параллели всегда можно перейти в класс уровнем ниже.
И последняя, самая популярная перспектива - это остаться на второй год. Да-да! Для нас остаться на второй год - это катастрофа. В Швейцарии - нормальное явление. Оставляют на второй год либо по решению педсовета, либо по желанию самого ученика. Хочешь повторить программу? Что-то закрепить? Чувствуешь себя неуверенно? Много проболел? Хочешь поменять учителя? Пожалуйста - оставайся на второй год. И никто на тебя косо не посмотрит.
В лицеях, в колледжах многие старшеклассники (даже те, кто очень хорошо учится!) по своему собственному желанию еще раз повторяют предпоследний год. Чтобы в выпускном классе были самые высокие баллы. А вот последний год повторять, увы, нельзя.
Дом развлечений и отдыха
В среду, когда в школу ходить не нужно, родители отправляют детей в некий аналог нашего дома культуры. Дословно - Дом развлечений и отдыха. Такой есть в каждом из 14 районов-коммун.
Микеле ходил туда на полный день. Собиралась группа разновозрастных детей, человек 25, и два профессиональных педагога занимались с ними музыкой, рисованием, водили их в музеи и театры, катали на лошадях. Кроме этого, взрослые вместе с детьми готовили обед, накрывали на стол и учили убирать за собой. С тех пор Мика и посуду моет, и квартиру пылесосит.
Тихого часа, который так ненавидят наши детсадовские дети, там нет. Кому приспичит - найдет, где притулиться.
Конечно, все это не бесплатно. Но цена вполне доступная.
С утра до вечера - 10 франков (примерно шесть долларов). Если же приводить ребенка только к обеду - 7 франков, включая обед. Для сравнения: вход на каток стоит 5 франков, школьный обед - 7,5. А тут они гуляют, ездят верхом, ходят по музеям, обедают, и за все про все - 10 франков!
Вообще в Доме развлечений и отдыха происходит много всего интересного. Например, собираются мамы с двух-трехлетними детишками. Приходят пообщаться за чашечкой кофе, обсудить свои насущные проблемы - чем кормить, как лечить, как справляться с капризами.
Здесь же своими силами устраивают музыкальные концерты: классика, джаз. И пустых залов не бывает!
А еще в местном доме культуры раз в месяц всех жителей района приглашают на семейный завтрак. Обходится он всего в 5 франков (при том, что только чашечка кофе стоит 2-3 франка!). После завтрака взрослые играют на бильярде или садятся за шахматы, смотрят старые фильмы. Детишкам показывают мультфильмы, желающие идут в игротеку. Ну, а зимой автобус отвозит всех к горнолыжному подъемнику.
Хобби - дело десятое
Со внешкольными занятиями в Швейцарии дело обстоит совсем плохо. Хобби здесь считают делом несерьезным. Вот школа - это основное, главное. А все, что вне школы, уж как придется.
Такая ценность, как обучение музыке, швейцарцам непонятна. Конечно, если ребенок хочет, то пожалуйста. Но, как правило, это не очень высокий уровень и очень большие деньги.
Все свободное от уроков время дети просто болтаются. Если кто-то и ходит на какие-то занятия, то не чаще, чем раз в неделю. И даже такие редкие занятия кажутся швейцарским родителям излишними. Мама нашей трехъязычной Карлотты однажды сказала: "Зачем нагружать ребенка? Дети должны быть детьми. К тому же занятия стоят денег". (При том, что это одна из самых богатых семей в Швейцарии.)
Мне всегда казалось, что надо развивать способности ребенка, и я определила Мику в гимнастику. Хотя занятия ему очень нравились, он постоянно упирался: "Почему я должен идти" - потому что под окнами гуляли мальчишки, играли в футбол, катались на велосипедах... "А я почему должен идти заниматься, когда все гуляют?"
Кстати, в России он таких вопросов не задает - потому что все с утра до вечера чем-нибудь занимаются.
И он все еще хочет в школу?!
Я не утерпела и привезла Микеле в Москву. Чтобы дать сыну зачатки фундаментального образования и не позволить закрепиться разгильдяйским привычкам, которым всячески потакает швейцарская школа.
Теперь он ходит в обычную московскую школу. Учительница кричит. И слишком большой акцент делается на оценках! Какая-то гонка вооружений, в которую втягивают и детей, и родителей. Обидно: лишают ребят радости познания.
Хорошо еще, что Микеле к тройкам относится спокойно. Я как-то спросила: "Что ты получил за контрольную?". Он говорит: "Тройку". Я уже готова была начать его жалеть... А он говорит: "Ну три? и что?". И действительно ничего.
Но самое удивительное, что при всех здешних неприятностях, связанных со школой, он все еще хочет туда ходить! Может быть, боится пропустить, чтобы не отстать? Или хочет к ребятам? Но то, что его в школу тянет, - это факт.
Бывает, задержимся вечером на каком-нибудь празднике или в гостях, вернемся поздно. Утром говорю: "Мика, может быть, нам не ходить в школу?". А он: "Ка-а-ак не ходить?!" Вскакивает как ужаленный - и с песней вперед!
В Швейцарии так было всегда. Может, сейчас на автомате?