Переступая порог школы, ребенок попадает в различные пространства, иногда оказываясь там без взрослого человека. Это:
- классная комната;
- школьные коридоры;
- школьный туалет;
- столовая;
- медицинский кабинет;
- кабинет психолога.
О чем ребенок иногда боится (стесняется) спросить учителя в классе?
Некоторые дети могут почувствовать себя неуютно в ситуации, когда учитель что-то сказал или объяснил, а они не поняли или не расслышали. Например, домашнее задание. Посоветуйте ребенку сразу переспрашивать, поднимая руку, если что-то непонятно или он не расслышал слов учителя.
Что нужно знать о школьных коридорах?
Школьные коридоры — "больное место" учителей и родителей первоклассников. Любой взрослый человек, попадающий на этаж начальной школы, рискует быть сбитым с ног детьми, выбравшимися на перемену. Что же говорить о самих детях? Часто дети получают довольно серьезные травмы.
Что можно сделать, чтобы снизить риск получения травм и одновременно дать им возможность полноценного восстановления работоспособности через переключение содержания занятий? Можно научить детей разным интересным совместным и не очень "бегательным" играм. Иногда дети просто не знают, чем можно себя занять, — и начинают бегать, кричать и толкать друг друга. Это могут быть "ручные игры" — в веревочку ("кошкина колыбель"), в хлопуши, "камень, ножницы, бумага" и др. Могут быть игры, требующие прыжков (но не бега) — скакалка, "классики", резиночка, "Сиди, сиди, Яша".
Какие проблемы могут возникнуть в столовой?
Во-первых, это проблема специальных диет, связанных с болезнями ребенка. Если есть медицинские показания, связанные с особенностями питания ребенка — это могут быть запреты на определенные продукты, частота приема пищи, об этом стоит поговорить непосредственно с учителем (куратором). Иногда учителя, не зная о том, что можно и чего нельзя есть ребенку, уговаривают его съесть тот или иной продукт, а ребенок не решается сказать учителю о запрете.
Во-вторых, стоит регулярно напоминать ребенку о необходимости мыть руки перед едой, не использовать упавшую со стола ложку, — короче говоря, соблюдать основные правила гигиены. Иногда учитель (куратор) просто не успевает уследить за всеми детьми.
В-третьих, если ребенок принимает какие-то лекарства, по времени связанные с приемом пищи, об этом также стоит предупредить школьного врача, учителя (куратора), а ребенку сделать памятку.
Почему важно заранее приучить ребенка к правилам поведения во время еды?
Первоклассники очень любят подражать друг другу. При этом для подражания они всегда выбирают не лучшие примеры, а наиболее "экзотические". Если кому-то из-них придет в голову посолить компот или кинуть в другого куском хлеба, то такое поведение как "цепная реакция" распространится на всю столовую. Поэтому очень важно, чтобы ребенок хорошо знал о правилах поведения, о том, что еда — это результат труда самых разных людей. Тогда учитель сможет, по крайней мере, обозначить правильное и неправильное поведение, находя поддержку у детей, которые слышали о том, "что такое хорошо, и что такое плохо".
Что может приключиться в медицинском кабинете?
Ребенок может попасть в медицинский кабинет планово (для медосмотра, прививки) и непланово (например, потекла кровь из носа). Нужно, чтобы он заранее знал о такой возможности и не боялся школьного врача. О прививках школа должна сообщать родителям заранее, но реально иногда случается так, что учитель пишет в дневнике ребенка о дне прививки, а родители вовремя не заглядывают в дневник. Поэтому ребенок должен быть предупрежден о такой возможности, и если родители по какой-то причине не хотят делать ребенку прививку, он должен знать, как (какими словами) сказать об этом врачу.
В чем заключается основная трудность, связанная с посещением туалета?
Иногда бывает так, что ребенок хочет сходить в туалет во время урока, но стесняется спросить учителя. Обычно учитель уделяет внимание этому вопросу и объясняет детям правила поведения в классе, но лучше еще раз сказать ребенку, что "если ты хочешь выйти в туалет, то нужно просто поднять руку и спросить: "Можно выйти"? Этим он лишний раз продемонстрирует знание правил школьной жизни. Крайне редко встречаются учителя, которые не разрешают ученикам первого класса пойти в туалет во время урока.
Ребенок может стесняться при всех спросить разрешения выйти в туалет. Тогда он бывает вынужден долго и мучительно терпеть до перемены. Спросите ребенка о том, как он поступает в таких случаях. Если он действительно стесняется, поговорите с учителем.
Однажды наша знакомая учительница первого класса, узнав о стеснительности ребенка в этом вопросе, пригласила в класс учителя биологии с лекцией на тему: "О вреде долготерпения". Учитель биологии абсолютно серьезно и содержательно рассказал детям о том, как вредно накапливать много мочи в мочевом пузыре и как важно своевременно его опорожнять. Дети прониклись серьезностью момента. Фамилия стеснительного ребенка, конечно, не была названа, а он получил мощную поддержку и обоснование для преодоления своей стеснительности.
С какими трудностями ребенок может столкнуться в туалете?
Проблема отсутствия туалетной бумаги в школьных туалетах актуальна и по сей день. Бумага может вдруг закончиться и новый рулончик не успеют вовремя повесить. Если взрослый человек сообразит, что делать в такой ситуации, то ребенок может попасть в затруднительное положение. Стратегический запас туалетной бумаги в школьном портфеле (или даже в кармашке) выручит ребенка в трудную минуту.
P.S.
- На всякий случай объясните ребенку, как по значкам на дверях различить мужской и женский туалеты.
- К началу школьного обучения предполагается, что ребенок умеет пользоваться туалетной бумагой.