На далеком маленьком острове в самой середине Средиземного моря живут дети из будущего. Эти дети совсем такие же, как обычные – они говорят по-русски, играют, учатся, радуются и плачут. Только они чуточку умнее, потому что у них больше интересных уроков. И чуточку здоровее, потому что они дышат не гарью десяти миллионов машин, а чистым воздухом с моря. И еще чуточку веселее, потому что они могут после уроков купаться в настоящем море, играть в настоящем театре, снимать настоящие фильмы и играть в веселые детские игры. Еще они очень занятые – каждый день им необходимо успеть сделать миллион разных интересных дел. А еще они очень, очень счастливые...
Я долго выбирала школу для своих детей. Что я искала? Наверное, то же, что ищут все родители. Хотела, чтобы мой ребенок чувствовал себя Человеком, с которым люди, передающие свой жизненный опыт и знания, считаются, как с равным. Чтобы мои дети получили не меньше знаний, чем в свое время я, а больше и лучше. Чтобы они развивались всесторонне, и интеллектуально, и нравственно, и физически. Чтобы учеба была не только необходимостью, но и радостью. И долгое время считала все это недостижимым идеалом...
В поисках идеала
Возможно, кто-то обвинит меня в излишнем перфекционизме, но родители, искренне стремящиеся обеспечить достойное будущее своим детям, меня поймут: я действительно искала идеал.
Среднее образование в Москве сейчас представлено тысячами школ, как государственных, так и частных. Существуют даже специальные фирмы, помогающие оптимизировать процесс выбора для сбившихся с ног родителей.
Мои дети учились в замечательных московских школах: с сильным педагогическим составом, хорошо оборудованных, удачно расположенных, но... Неизменно, но постоянно отравляли жизнь мелкие, но навязчивые проблемы.
Оставалась ежедневная дорога – в пробках, по смогу и дождю. Оставалась хроническая, накапливающаяся усталость из-за невозможности полноценной разрядки: пока приедешь домой, пока сделаешь уроки, поужинаешь, приготовишься к следующему дню – пора спать. И новое серое, безрадостное, обыденное школьное утро... Оставалась московская экология, с ее содержанием четырех свободных ионов на один квадратный сантиметр воздуха...
Либо, как альтернатива - школа-пансион в Подмосковье. В одной из таких школ с обучением за какие-то нереальные деньги на мой вопрос, по каким учебникам ведутся занятия, мне ответили: "точно не знаем, да какая Вам разница – у нас пятиразовое домашнее питание и круглосуточная охрана!" В общем, перспектива посадить ребенка в "золотую клетку" меня тоже не радовала.
Идеала хотелось и в другом. В отношении – учителей к детям и детей – к учебе: я мечтала, чтобы мои дети шли в школу, как на праздник, а не как на каторгу. В образовании: я не хотела выбирать – или сильная математика, или усиленая языковая подготовка, не хотелось этого надоевшего выбора без выбора, этого "или". Хотелось – "и". Я считала необходимым открыть своим детям все возможности. Но как?
Идеал - за морем?
Когда-то давно было модно посылать детей в далекие страны для познания мира и другой культуры. Но сейчас о том, чтобы отправлять детей за границу, я даже не думала. Была лично знакома с "жертвами" иностранных средних школ, выпускники которых не могли пройти тестирование в пятый класс обычной (не специализированной!) школы. Высшее образование за рубежом – это еще может быть, но среднее... Я не знаю ни одной зарубежной образовательной системы, которая давала бы такой широкий кругозор, как российская. И пусть я сейчас не вспомню дат великих сражений и точных формул бензольных соединений, но я, по крайней мере, знаю об их существовании.
Разностороннее образование создает широкие и разнообразные возможности, другими словами – свободу выбора своего пути и возможность быстро адаптироваться к меняющиемся условиям окружающей среды. Может быть, поэтому именно русские люди отличаются такой удивительной "живучестью" и приспосабливаются к жизни практически в любой стране.
А во сне я продолжала видеть свой идеал – школу будущего из рассказов Кира Булычева – школу, в которую ходят с удовольствием, в которой тепло и в прямом, и в переносном смысле, в которой детей считают людьми и учат быть лучше учителей...
А что, если такое бывает?
Сон наяву: факты и эмоции
Мое имя обязывает меня верить в чудеса, но жизненный опыт заставляет относиться к ним осторожно. Поэтому, узнав о существовании школы с изящно прорисованным гербом и по-английски мелодичным именем RBSM, мы с дочерью решились совершить "разведку боем" и отправились учиться на далекую Мальту.
Факт: RBSM – Русская Школа-Пансион на Мальте – была образована в 1997 году и является первой подобной школой в мире. В 2005 году лицензия была расширена, а школа стала называться RBSM International Boarding School.
В RBSM воплощена в жизнь идея соединения двух систем образования – российской и английской. На практике это означает, что дети изучают все обязательные предметы российской базовой школьной программы, а также европейской (MATSEC) и английской (EdExcel International), а выпускники получают два диплома: аттестат зрелости Министерства образования РФ и диплом RBS, утвержденный Министерством образования Мальты. Выпускник RBSM может быть без вступительных экзаменов принят в университеты Великобритании, Швейцарии и других стран Европы.
Эмоции: как же их нагружают! Дети только начали учить французский, а уже необходимо выучить стихотворение и сделать упражнение в тетради; английский – каждый день; хореография – обязательный урок... "Настюш, ты не устала? Может, все-таки в Москву?..." - "Ну что ты, мама! Ни за что не поеду! Здесь так интересно!"
Как же это жизнерадостное существо отличается от вечно усталого, постоянно занятого и никогда до конца не успевающего всего, что надо, моего ребенка прошлого года...
Факт: RBSM имеет в собственности шестиэтажное здание из четырех соединенных корпусов. Вся территория находится под наблюдением камер безопасности и контролируется дежурным круглосуточно. В школе есть все необходимое для комфортабельного проживания и обучения: двенадцать классных комнат, рассчитанных максимум на 8-10 человек, лингафонный кабинет, физико-химическая лаборатория, внутренний подогреваемый бассейн, изостудия, библиотека (6000 книг), театр, школьное радио, видеостудия.
Эмоции: очень не хватает экскурсии по школе или хотя бы схемы школы в открытом доступе. Не понимаю, как здесь дети ориентируются....
Факт: Целебный морской воздух, мягкий климат, чистая экологическая среда острова способствуют укреплению здоровья и физического состояния детей.
Эмоции: Иногда после школы, почти всегда – на выходные, а также по случаю школьных праздников весь коллектив выезжает на песчаный пляж Golden Bay. Простые русские школьники, после уроков плещущиеся в волнах Средиземного моря и играющие в "бег в мешках", "вышибалы" не на сером асфальте, а на песчаном пляже Золотой Бухты, лишний раз убеждают меня, что я и мои дети попали в будущее.
Факт: В программу школы, помимо курса "Мировая культура", включены лекции по этике поведения, основы музыкальной грамотности и изобразительного искусства. Дети, желающие получить большие практические навыки в области изобразительного искусства или музыки, дополнительно занимаются в изостудии или музыкальном кружке (класс фортепиано). В школе работают театральная студия, кино- и звукозаписывающая студии. В театре почти еженедельно проводятся шоу, презентации видеороликов, концерты и театрализованные представления.
Эмоции: Больше всего потрясли танцы: если не знать, что танцуют обычные дети, можно подумать, что смотришь настоящий профессиональный балет. Малыши выступают не хуже старших – уверенно и весело. Творческие вечера – именно творческие: в каждой сцене, клипе, в каждом движении – совместный креатив профессиональных преподавателей и талантливых, как изначально все дети, учеников RBSM.
Факт: Особое внимание в школе уделяется питанию. Питание в школе четырёхразовое: плотный завтрак, второй завтрак, обед, и ужин. Всегда есть нескольких видов салатов и нескольких основных блюд и гарниров. В ресторане система "шведского стола". Ежедневно в меню присутствуют свежие фрукты и овощи, йогурт или десерты. Меню утверждается врачом школы, но всегда учитываются пожелания детей и учителей.
Эмоции: а еще есть веселые повара в майках с надписью E=MC2, которые помогают сориентироваться в меню и выбрать самое вкусное. Правда, даже с их помощью выбор этот весьма затруднителен... Даже в меню прослеживается идея сочетания русской и английской систем: классический континентальный завтрак (хлопья 6-8 разных видов, кофе, тосты) соседствуют с "простой русской" лапшой и манной кашей...
Факт: В школе категорически, под угрозой отчисления и депортации запрещены проявления грубости и насилия, курение, алкоголь, употребление наркотиков. Отношения всех участников учебного процесса строятся на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Школьная форма отсутствует, но неопрятный внешний вид, излишне откровенная одежда, пирсинг, татуировки "и другие атрибуты рабочего класса" (как выразился школьник на празднике "Посвящения в студенты"), в учебное время не допускаются.
Эмоции: И так во всем. Учеба в RBSM – главное. Но постоянным, не всегда заметным, но всегда присутствующим надежным фоном проходит забота о нравственном облике ребенка, о его психическом здоровье и развитии, постепенное, высоко профессиональное и уверенное выращивание Человека будущего. Красивого внутренне и внешне. Понимающего и уважающего свои и чужие права и свободы. Легко ориентирующегося в современном ему окружающем мире - в его знаниях, языках и культуре. Истинного космополита. Представителя бизнес-элиты будущего.