(как знакомить малыша с историей изобразительного искусства)
Содержание
- Введение
- Ступенька первая. Домашний музей
- Ступенька вторая. Слайд-шоу
- Ступенька третья. Поиграем!
- Ступенька четвертая. Тематическое творчество
- Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие
- Ступенька шестая, последняя. И мы в музее
Известная своими оригинальными идеями раннего развития Сесиль Лупан замечательно подметила, что в отличие от точных наук, "изучать искусство легко и приятно, сам процесс обучения почти всегда нравится детям и не вызывает отрицательных эмоций".
Но если с рисованием и прочим "ручным" творчеством все относительно понятно, то история искусства - это уже "высокая материя". В Европе сейчас издается самая разнообразная литература по истории искусства для малышей. В книжном магазине Лувра, например, можно встретить детские книжки с репродукциями, подобранными по жанрам (например, "Автопортрет"), исторические "обучалки" ("Готический собор"), детские путеводители по музеям, адаптированные для малышей занимательные биографии художников, и даже книжечки с твердыми страницами - для самых маленьких - где вместо обычных стилизованных игрушек и зверюшек, персонажи картин Ватто, Гогена, Матисса. Это, конечно, замечательно, но - увы - доступно далеко не всем.
Поэтому хочется дать несколько советов родителям, которым хотелось бы хотя бы понемногу обучать детей истории изобразительного искусства. Если у вас есть художественные альбомы, открытки или старые календари с репродукциями, купленные когда-то диафильмы или слайды - пригодиться может все!
Да и речь, собственно, пойдет не столько о всестороннем обучении (хотя и это не исключено), сколько о приобщении. О сказочном путешествии в чудесные миры, рожденные воображением и талантом мастеров. И вовсе не в процессе уроков, но когда вам будет угодно. С любого возраста - ну, не с рождения, конечно (хотя, почему бы нет?), а с того момента, когда взгляд малыша начинает отчетливо узнавать предметы на картинках (кажется, обычно это бывает около года).
В процессе приобщения мы будем совершать восхождение по ступенькам волшебной лестницы, которая рано или поздно приведет наших малышей (и нас вместе с ними) если не к абсолютному пониманию искусства, то уж наверняка к умению получать радость от созерцания. А поскольку мы растим не искусствоведов, а просто культурных людей - то разве этого не достаточно? Никто, впрочем, не мешает особо заинтересованным родителям усложнять материал датами, названиями, терминами и т.п. Мудрые детские головки замечательно "отфильтруют" информацию, оставив главное...
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.