Содержание
- Введение
- Ступенька первая. Домашний музей
- Ступенька вторая. Слайд-шоу
- Ступенька третья. Поиграем!
- Ступенька четвертая. Тематическое творчество
- Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие
- Ступенька шестая, последняя. И мы в музее
(как знакомить малыша с историей изобразительного искусства)
Здесь уже потребуется определенная подготовка - какое-то время (как правило, небольшое) на сбор всей необходимой вам информации. Вам нравится какая-то страна? Или эпоха? Или уголок России? Вы когда-то где-то побывали и хотите поделиться приятными воспоминаниями с детьми? Или вы мечтаете куда-то попасть, но реальное путешествие пока невозможно? Можно устроить "волшебное путешествие на машине времени" ТУДА, КУДА ВАМ ХОЧЕТСЯ!Придумывая его, вы погружаетесь в атмосферу времени и места, куда собрались отправиться. Итак, куда бы вам хотелось? Вас, в отличие от реального туриста, не сковывает ограниченность во времени и средствах. Выбрав страну, ищите все возможное, что так или иначе относится к ней - природа, животные и растения, памятники искусства и культуры, традиции, музыка, песни и стихи, национальные костюмы и предметы быта, еда, знаменитые люди… Пригодятся и книжки, и детские энциклопедии, и подходящие к месту игрушки, и сувениры, откуда-нибудь привезенные. Изучение истории искусства совместится в вашей - очень увлекательной - игре с географией, биологией, археологией, историей, этнографией, а быть может еще и с литературой и музыкой.
После нескольких таких "путешествий" мои маленькие ученики, усаживаясь вокруг диапроектора, оживленно спрашивали: "А куда мы сегодня поедем?". И я говорила: "Во Францию, в гости к королю Людовику" или "На остров Таити вместе с художником Гогеном". А затем гасила свет, кто-нибудь из малышей нажимал на кнопку "машины времени" и мы отправлялись в путь...
Например, довольно удачным вышло наше "путешествие в Японию". Нам очень пригодились:
- фотографии-открытки - несколько красивых видов страны. Их я просто раздала детям в руки - посмотреть.
- большие фотографии японских храмов (висели на стенах);
- репродукции гравюр Хиросигэ, Утамаро и Хокусая - портреты знаменитых японских дам, и виды Фудзи, и бытовые сцены (развесила по мольбертам).
- "японский" свиток с иероглифами (нарисовала сама).
- маленькие фигурки-нэцке; статуэтка одного из японских богов синтоистского пантеона,
- "суматори" - игрушки-волчки;
- книжка Андрея Усачева "Мои географические открытия" (там целых три "японских" стихотворения);
- маленькие (три строки) но очень сипатичные стихи японских поэтов;
- действующая модель вулкана (На тарелке картонный конус, в который вставляется баночка из-под гуаши: в ней оранжевая краска, смешанная с содой. Если в нее осторожно доливать уксус, "вулкан" начинает извергаться).
А потом дети рисовали на длинных-длинных листах - цветы и ветки, камни, море, многоэтажные храмы-пагоды, цветущую сакуру и птиц. И почти все - Фудзи. Когда рисунки подсохли, на каждом из них я написала имя автора, стилизованное под японские иероглифы, вертикально расположив буквы. И у каждого остался на память настоящий "японский" рисунок!
И, наконец приходит время подниматься на самую серьезную ступеньку, которая ведет в храм искусства - в музей.
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.