Содержание
- Введение
- Ступенька первая. Домашний музей
- Ступенька вторая. Слайд-шоу
- Ступенька третья. Поиграем!
- Ступенька четвертая. Тематическое творчество
- Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие
- Ступенька шестая, последняя. И мы в музее
(как знакомить малыша с историей изобразительного искусства)
Тематическое творчество - это рисование, лепка, конструирование или аппликация по сюжетам и мотивам показанных ребенку произведений искусства. Любой иллюстративный материал, имеющийся у вас дома, может послужить образцом для такого рода занятий. Если к этому относиться по-доброму, без дрожи и ужаса (ах, кощунство - "мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает мадонну Рафаэля") - понимаешь, что для малыша это - чудный способ приобщения…Простую, но поистине гениальную идею "тематического творчества" подсказали мне дети. Смотрели мы как-то с малышами картины Васнецова на сказочные сюжеты, среди них был "Витязь на распутье" - там, где богатырь у камня, а вокруг черные вороны и череп лежит… После "слайд-шоу" предложила детям нарисовать сцену из какой-нибудь сказки. Когда карандашные эскизы были готовы, вдруг увидела на одном из рисунков - у пятилетнего мальчика - силуэт богатыря на коне, череп и воронов. Рисунок выглядел на редкость выразительно и совсем не похоже на Васнецова. Уже со следующего занятия я предлагала для рисования и лепки темы мо мотивам увиденного.
Самый простой вариант - для детей постарше. Шестилетки, те сами просят: поставьте нам эту картину, и мы будем ее рисовать. Помните, в замечательном мультфильме на стихи Г.Гладкова ("Если видишь на картине") - рисунки детей по мотивам бессмертного серовского портрета: "девочка с яблоками", "девочка с вишнями", "девочка с арбузами"?…
Возможен и более изящный вариант - творчество "по мотивам". Как-то мои малыши, высунув языки, старательно лепили из белого пластилина статую Венеры (с постаментом, как положено). Перед этим им были показаны и Венера Милосская, и Венера Таврическая, и рельеф "Рождение Афродиты", и знаменитая картина Боттичелли… Все как один сделали "статую" без рук!
А вот дальше... мы поднимаемся уже на следующую ступеньку в нашем "восхождении к искусству".
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.