Тигран Петросян, 10-й чемпион мира по шахматам
Шахматы!.. Два лагеря, по шестнадцать фигур и пешек с каждой стороны, застыли в безмолвии на 64-клеточной доске. Они ждут сигнала о начале битвы. И не по мановению волшебной палочки, а рукою человека, по желанию его воли приходят они в движение...
Шахматное сражение — самое благородное, которое человечество когда-либо знало: без крови, без потерь, удивительное по глубине мысли, ощущениям прекрасного.
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что её считают одним из феноменов современной цивилизации. Соединив в себе элементы искусства, науки, спорта, мудрая древняя игра стала не только одной из форм умственного состязания и культурного досуга, но и признанным средством воспитания детей.
Стремительный век, стремительные темпы — мы живем в эпоху, когда каждый стремится всё успеть. Осознанно или нет, мы также переносим этот ритм жизни на наших детей. Раннее развитие — знамение нашего времени, и в данной статье я хотела бы коснуться одного из его аспектов — обучения игре в шахматы.
Шахматы кажутся сложнее, непривычнее других развивающих направлений — поэтому перед родителями, остановившими свой выбор на шахматах, особо остро стоят вопросы: Когда? Где? С чего начать?..
Итак, начнем по порядку! В каком же возрасте начинать развивать своего ребенка? Опыт современной науки показывает, что ребенок в возрасте от 1 до 6 лет почти без утомляемости усваивает знания. Не стоит пропускать эти годы! Способность учиться играючи после 6 лет обычно ослабевает, в это время приём информации превращается в умственный труд, так называемую "зубрёжку".
Вы знаете, например, что корейский мальчик Ким Унг научился играть в шахматы в семь месяцев? Правда, он и в других областях был очень одарён от природы: ходить и говорить начал в 5 месяцев, чуть позже — читать и писать, а к полутора годам мальчик освоил китайский, немецкий и английский языки…
Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но, к сожалению, большинство секций шахмат начинают заниматься только с ребятами старше 7 лет (таких секций много: СДЮШ олимпийского резерва при Клубе Тиграна Петросяна, Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах, СДЮШ в Перове). С четырехлетками же связываются неохотно (ведь со школьниками намного проще), и педагогов, владеющих специальной детской методикой, очень мало. Например, в Москве обучением шахматам детей с 4-х лет на сегодняшний день занимается только Школа раннего развития "Лабиринты шахмат".
Но ранний старт игры в шахматы — не самоцель. Это не только и не столько возможность стать шахматным профессионалом, нет. Знакомство малышей с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у них многих других, нужных им в повседневной жизни качеств.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков.
- Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное — проигрыш), но это уже ответственность!
- Вырабатывается усидчивость — в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, в данном случае — на игре в шахматы.
- У ребенка вырабатывается пространственное воображение (кубик Рубика, придуманный им для студентов, помните?)
- У ребенка формируется внутренний план действий (способности действовать в уме). Уже в первом классе детям приходится выполнять задания, которые требуют этого навыка, а у детей его нет. Начинать формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда, помимо всего прочего, дети сами научатся планировать свое время, все успевать, системно мыслить.
- Шахматы воспитывают характер. Именно за счёт своей спортивной составляющей! Когда ребенок проигрывает, преподаватель должен сказать ему: "Да, я вижу, у тебя знание того-то и того-то слабенькое. Но у нас есть подходящие упражнения, так что ситуацию можно исправить. Я тебе помогу!" Поражение или ошибка — это возможность для развития, любая неудача — это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка самостоятельно заниматься.
Категорическое нежелание ребенка проигрывать является самым сложным препятствием на первом этапе — вплоть до отказа играть. Для сглаживания этого негатива применяется решение упражнений. Каждое решенное упражнение — маленькая победа.
Интересно, что предпочтения детей здесь отличаются: мальчишки должны выигрывать и проигрывать, им важно выяснять, кто из них сильнее — они стремятся играть партии между собой. Девочки, как правило, не любят играть, но им нравится решать.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Ненавязчивого, интересного, увлекательного!