Черняковы — по-настоящему большая семья, за 32 года брака у Галины Викторовны и Олега Викторовича родилось 15 детей. Половина — еще школьники, двое ходят в детский сад, и уже есть внуки. Почему многодетные родители не выглядят замученными, как добиться того, чтобы дети помогали, супруги рассказали корреспонденту журнала «Виноград» Анне Берсеневой.
Галина Викторовна, 50 лет, инструктор ЛФК
Дети:
Игорь, 31 год, повар широкого профиля, женат, трое детей
Валерий, 29 лет, автокрановщик, есть невеста
Алина, 23 года, психолог, окончила музыкальную школу им. Стравинского по классу фортепиано, замужем, один ребенок, ждет второго
Анастасия, 21 год, ландшафтный дизайнер, окончила художественную школу, замужем, двое детей
Даниил, 20 лет, технолог деревообработки, женат, двое детей
Илья, 19 лет, студент 4-го курса педагогического колледжа, специальность «Педагог физической культуры», женат
Елизавета, 17 лет, ученица 11-го класса школы № 1538
Мария, 16 лет, ученица 10-го класса школы № 1538, окончила музыкальную школу им. Стравинского по классу виолончели
Анна, 15 лет, ученица 9-го класса школы № 1538, окончила музыкальную школу им. Стравинского по классу флейты
Лидия, 13 лет, ученица 7-го класса школы № 1538, учится в музыкальной школе им. Стравинского по классу скрипки
Тимофей, 12 лет, ученик 6-го класса школы № 1538, имеет третий юношеский разряд по велоспорту
Вера, 10 лет, ученица 4-го класса школы № 1538, учится в музыкальной школе им. Стравинского, хоровое отделение
Любовь, 8 лет, ученица 2-го класса школы № 1538, учится в музыкальной школе им. Стравинского, хоровое отделение
Елисей, 7 лет
Олег, 3 года
Олег Викторович: «Не думал, что стану многодетным отцом»
— Мы познакомились с Галиной, когда мне было 18 лет. Я ее увидел, и сердце екнуло, подумал: «Вот бы мне такую жену». Потом мы познакомились поближе, я узнал, как вкусно она готовит, какая заботливая. Вот это девушка — и красавица, и все умеет!
Главное, к чему мы пришли за прожитые вместе годы, — взаимопонимание. Мы понимаем друг друга с полуслова. Это стало возможным благодаря рождению детей, ведь трудности сближают, а нам было трудно. Дети-погодки, нагрузка большая.
Мне даже пришлось в какой-то момент уволиться с работы, где я хорошо зарабатывал, и перейти на другую, чтобы больше времени проводить дома, помогать жене. Галина сама сказала: «Нам не нужны такие деньги, детям нужен отец». Я пошел ей навстречу, ведь это важно в семейных отношениях: когда одному тяжело, другой приходит на помощь. Нужно друг друга поддерживать, без этого не будет семьи.
Жену и детей нужно любить и понимать. А для этого необходимо с ними общаться: выслушивать их, доносить до них необходимую информацию. Если делать это так, чтобы дети поняли, они тогда и слушаться будут. А если нет общения, то это не семья, а безотцовщина. Нельзя отстраняться от своих близких, мы ведь несем друг за друга ответственность.
У нас с женой практически нет конфликтов. В нашей семье царят дружба и любовь. Если возникают какие-то разногласия по вопросам воспитания, мы уединяемся в комнате, закрываем дверь и решаем это между собой. Мы стараемся все время помнить о том, что дети смотрят на нас — как мы себя ведем, как общаемся друг с другом. Они будут поступать так же, поэтому себя нужно все время контролировать.
Мы не сторонники физических наказаний, стараемся воздействовать на детей словом. Можем лишить какого-то удовольствия, например, запретить компьютерные игры на какое-то время. Наказываем в основном за хамство и за слова-паразиты, которые они приносят из школы. Это не мат, о мате и речи не идет, но вот слово «блин» мы тоже не разрешаем им говорить. Объясняем, почему это плохо. Мы же верующие люди, на нас другие смотрят — как мы себя ведем, как говорим, и делают выводы о христианах вообще. Нам нужно держать планку, подавать пример.
Детей мы стараемся всесторонне развивать. Когда Люба еще в садике была, она занималась гимнастикой, ездила на соревнования, привозила медали. Училась в Школе олимпийского резерва. А потом надо было выбирать между спортом и музыкой, и мы выбрали музыку. И Вера занималась гимнастикой, тоже получала медали. Две медали принес Елисей — он бегун. Дети еще просятся в художественную школу, они все рисуют хорошо, но мы не хотим их перегружать.
Я никогда не думал, что стану многодетным отцом. В семье моего папы было 8 детей, но на себя такую ситуацию я даже не пытался примерить. Первый ребенок, Игорь, родился, когда я был в армии. В 1985 году я демобилизовался, а в 1986-м у нас родился Валера. Больше мы рожать не планировали, но в 90-е годы пришли к вере, и наше отношение к детям изменилось. Дети — дар от Бога. И эти подарки мы принимали с радостью. Да, было тяжело, но у меня хорошая работа, и мы справлялись.
Мы никогда не стремились к роскоши. На все необходимое нам всегда хватало. Когда я узнавал, что жена снова беременна, я всегда радовался. Она сначала боялась мне об этом говорить, думала, я буду недоволен, но я радовался. Вопрос с жильем у нас решился в 1998 году, до этого мы жили в коммуналке, в одной комнате. А когда у нас родился седьмой ребенок, мы написали Лужкову, и нам дали две квартиры. Семь лет назад дали еще две квартиры. Сейчас мы еще строим дом за городом, потому что старшие дети вступили в брак, и молодые семьи надо отселять. Для многодетной семьи жилье — это самое главное.
Две старшие дочки вышли замуж в Австралию — за братьев из многодетной семьи. В той семье двенадцать детей, все уже взрослые, только двое не в браке. Наши помладше, поэтому у нас много свадеб еще впереди.
Старших детей мы наставляем только тогда, когда они сами приходят и просят совета. В их семьи мы не лезем. Понятно, что в молодых семьях не все гладко, они пока притираются друг к другу, но если нас спрашивают, мы подсказываем, где лучше уступить, где настоять на своем. Внуков нам оставляют очень редко, мы считаем, что своих детей они должны воспитывать сами. Мы можем помочь в случае необходимости — если взрослым нужно, например, в поликлинику или на экзамены, они могут оставить у нас внуков. А нянчить нам своих еще хватает.
Родители наши сначала были недовольны, говорили, что так много рожать вредно. Но моя жена сказала: мама, папа, мы разберемся сами. Одного раза хватило, больше мы этот вопрос не обсуждали. А так у нас прекрасные отношения с родителями: с тестем я всегда ездил на рыбалку, теща золотая, помогала, чем могла. И до сих пор все помогают, слава Богу, все живы-здоровы.
Мы благодарны префектуре Северо-Западного округа, они очень много делали для многодетных. Когда префектом был В.А. Козлов, он самым первым из московских префектов стал давать многодетным семьям автомобили «Газель». И мы тогда получили машину. Управа нам ремонт делала. Мы с детьми участвовали в разных конкурсах — кулинарных, музыкальных. Но все это было еще при Лужкове. Когда пришел новый мэр, Комитет по делам семьи и молодежи при правительстве Москвы расформировали, льготы многодетным сильно урезали.
В школе к нам хорошо относятся, видно же, что мы нормальная семья. Мы тоже раньше думали, что многодетные — голодные и вшивые, ходят с протянутой рукой. А потом сами стали многодетными, и вот — все у нас хорошо.
Галина Викторовна: «Раз в неделю ездим вдвоем с мужем в баню с бассейном»
— Не могу сказать, что Олег был идеальным. Я видела в нем какие-то недостатки, но все эти недостатки покрыло чувство любви. Недаром говорят, что любовь зла. Ты все готова простить любимому человеку.
Олег очень заботливый. Волнуется, чтобы всем всего хватало. Он даже внимательнее, чем я: для него важно что-то спросить у детей, позвонить им, проконтролировать. Внимание вообще играет большую роль в семье. Женщина должна замечать то, что связано с мужем — его здоровьем, потребностями. Нужно вовремя почувствовать, что ты ему нужна, и оказаться рядом.
У нас 15 детей, но мы всегда справлялись сами, помощников не нанимали. Если в семье все правильно распределено, все будет в порядке. Каждый должен знать свои обязанности в доме и выполнять их. Просто нужно донести до всех, что по-другому мы не проживем, ничего не получится.
Самый трудный момент — когда дети идут в первый класс. Первоклашки вообще очень несобранные, с ними обязательно нужно делать уроки, портфель проверять и т. п. Сами они еще не могут приспособиться к новым обстоятельствам. А ведь еще и детсадовцы, их тоже нужно по утрам собирать, кормить, вести в садик...
И вот старшие девочки видели, что мне трудно, что мама не может все успеть, и начинали помогать: по своей воле одевать младших, проверять первоклашкам портфели, делать с ними уроки. Они помогают добровольно, без просьб с моей стороны.
Вообще у меня сознательные дети: замечали, что мне тяжело, особенно когда рождался маленький. Если видят, что я кормлю грудью, идут на кухню и сами что-то готовят. Как этого достичь, не знаю. Конечно, нужно объяснять, но я знаю семьи, где родители объясняют, а детей все равно нужно заставлять. Не думаю, что это зависит от воспитания.
Чтобы дети помимо школы занимались чем-то дополнительно, хотя бы один из родителей должен очень сильно этого хотеть. Потому что какие-то достижения с первого по третий класс — это только усилия родителей. Я считаю, что многие победы моих детей — это победы моего мужа. Папа очень хотел, чтобы они занимались, участвовали в соревнованиях, в конкурсах, возил их, болел за них.
Бывает, что дети начинают капризничать: не хочу заниматься музыкой, заберите из музыкальной школы. Приходится уговаривать. Старшая теперь нам пишет: я вам так благодарна, что вы удержали меня в музыкальной школе. Мы тогда с мужем очень переживали, что заставляем музыкой заниматься, вроде как насильно, а это часто просто капризы. Бывает, у детей наступает момент лени, им не хочется трудиться, и тут родители должны похвалить, уговорить. Дети потом это оценят. Конечно, разные бывают ситуации, но наши оценили.
Дети не должны заслонять супругам друг друга. Очень важно для мужа и жены иногда оставаться только вдвоем. У нас дети уже достаточно взрослые, могут отпустить нас ненадолго — на несколько часов, на день. Раз в неделю мы с мужем едем в баню с бассейном — утром, когда дети в саду и в школе. Мы так ждем этот день! С детьми, конечно, тоже хорошо в бане, но с ними не расслабишься. А многодетным родителям полезно иногда отдохнуть.
Мне часто говорят: как вам удается так хорошо выглядеть, вы совсем не замученная. Но если ты любишь детей и мужа, это дает силы. Легко любить любящих тебя. Если муж меня любит, с чего тогда мне быть замученной? Я не страдаю, не плачу; в семье все понимают — когда маме тяжело, надо помочь. На наших лицах чаще радость и улыбка, потому что мы поддерживаем друг друга.
Фото: Артем Житенев