У вас маленький ребенок (или уже не маленький, или детей несколько), а секс с мужем случается раз в несколько месяцев? Вы по-прежнему любите друг друга, но для близости все чего-то не хватает — то времени, то сил, то желания? Именно в такой ситуации одна охладевшая к мужу женщина решилась на недельный "сексперимент" — заручившись его поддержкой, стала каждый день пробовать разные способы для возвращения секса в семью. Остановились они только через 10 дней.
Вечер первый: после командировки мужа
Семейный психолог Эстер Перель утверждает, что огонь страсти хорошо разгорается на расстоянии. В своей исследовательской работе она часто сталкивается с тем, что людей больше всего тянет к партнерам, когда те уезжают, а потом возвращаются.
За пять дней до нашего "сексперимента" Тома отправляют в очередную развлекательную командировку, на сей раз в робототехническую лабораторию в Калифорнии. Я прошу его не звонить и не пользоваться FaceTime — он просто пишет нашей дочке "привет", и на этом все.
Пока его нет, я слушаю музыку, напоминающую о начале наших отношений, и смотрю на ту его фотографию, которая мне больше всего нравится. Расстояние делает свое дело, и мне удается изобразить что-то вроде легкой влюбленности, которой хватает до возвращения Тома. И-и-и... начали!
Вечер второй: после массажа
"Желание нельзя вызвать по заказу, но можно создать атмосферу, которая ему благоприятствует, — говорит Перель. — Можно дразнить, говорить комплименты, обольщать и соблазнять. Я советую клиентам целенаправленно создавать эротическое пространство: пространство, где можно не „делать“, а „быть“ — радоваться друг другу, умножать удовольствие — и где секс не обязательно, но вполне вероятно может случиться".
Поскольку обделенным себя обычно чувствует Том, в этот вечер он превращается в шалашника: самцы этих австралийских птичек завлекают самок, украшая свое холостяцкое жилище разноцветными ракушками, ягодами и листьями, чтобы получился романтический уголок свиданий. Когда самка прилетает оценить дизайнерское мастерство, шалашник с трогательной тщательностью исполняет танец хитрых прыжков и поз в надежде закрепить успех.
Том приглушает свет и, помахивая бутылочкой ароматического масла, предлагает сделать мне массаж — только не обычный семейный вариант "помял две минуты плечи и хватит", а профессиональную двадцатиминутную процедуру. Если в нашем целенаправленно созданном эротическом пространстве что-то произойдет, замечательно. Если нет, говорит Том, он скромно удалится. Удаляться ему не приходится.
Вечер третий: уложив пораньше спать ребенка
Многих моих знакомых мам напрягает, когда их склоняют к сексу поздно ночью, урезая и без того короткое время сна.
— Такое ощущение, что стоит нам выключить свет, как через минуту его член уже упирается в меня пониже спины, будто меня взяли на прицел, — рассказывает подруга Эйвери. — А я сразу начинаю считать: "О’кей, сейчас 11, закончим где-то в 11:45. Сразу не засну, в лучшем случае к полуночи. А вставать в шесть. Так что нет".
В духе открытости, в котором мы теперь стараемся общаться, я признаюсь Тому, что меня порой посещают схожие мысли, — и он добывает нам лишние полчаса, отправив дочку спать пораньше. Перед самым укладыванием он устраивает ей перекус, который, как рассказывал мне когда-то один исследователь сна, быстро убаюкивает: гренок из цельнозернового хлеба (углеводы повышают содержание в мозге способствующего отдыху триптофана), намазанный миндальной пастой (которая содержит магний, помогающий крепко спать).
Вуаля: полчаса свободного времени. Которых более чем достаточно, если верить обзорной публикации Университета штата Пенсильвания, где исследователи секса сошлись во мнении, что после предварительных ласк оптимальная, доставляющая наибольшее удовольствие продолжительность полового акта — это не тантрический марафон, а каких-то семь-тринадцать минут.
Вечер четвертый: 15 минут объятий и поцелуев
Перель говорит, что в стереотипно мужском понимании секса предварительные ласки — это всего лишь вступление, после которого переходят к "делу", но для женщин это нередко и есть само "дело". Я испытываю прием, рекомендованный моей подругой Эммой: пятнадцать минут объятий и поцелуев без обязательства продолжать. Да, это реверсивная психология в чистейшем виде, но зачастую неспешное нарастание нежности, эмоциональная близость, богатое скопление нервных окончаний в губах и аура внезапной запретности подталкивают к действию. У нас так и получается.
Вечер пятый: после вечеринки
Как говорит Перель, "пожалуй, самое безотказное приворотное зелье" — это понаблюдать за партнером, когда тот блистает на вечеринке или занимается делом, которым страстно увлечен — одним словом, показывает себя миру с лучшей стороны. "В такие моменты ваш партнер излучает силу и уверенность. Он в своей стихии; он вызывает восхищение. Вы смотрите на него и неизменно находите что-то таинственное, неуловимое, загадочное. Когда он в своей стихии, вы ему не нужны, а значит, вам не обязательно заботиться о нем, ни эмоционально, ни психологически".
В этом пространстве, очищенном от обязательств, рождается страсть — то есть пространство между ним и вами наполняется эротическим напряжением. Поэтому на чердачной вечеринке у одного из знакомых фотографов Тома я не подхожу к мужу, а только наблюдаю со стороны, как с ним флиртуют другие женщины. Я вижу Тома таким, каким его видят другие: высоким, статным, голубоглазым, интересным. Такое же чувство возникает, когда мы случайно натыкаемся друг на друга на улице. За какую-то миллисекунду до узнавания я окидываю его взглядом и думаю: "Ничего себе!" — а потом понимаю: "А, это ты".
После вечеринки опять-таки успех.
Вечер шестой: после комплиментов
Антрополог Хелен Фишер говорит, что женщины сильнее мужчин возбуждаются от романтических разговоров — и тому есть эволюционные основания. Мужчины сближаются, объясняет она, делая что-то бок о бок. "В течение миллионов лет, выполняя свою ежедневную работу, мужчины все вместе сидели за кустом и осматривали окрестности в поисках животных, — продолжает Фишер. — Если бы они поворачивались, чтобы говорить друг с другом, они бы не справлялись со своей задачей. Поэтому двое мужчин в воскресенье могут смотреть футбол в абсолютной тишине, неотрывно следя за игрой. Такова мужская близость".
Женщины же, напротив, находят близость в беседе. "Миллионы лет слова были орудием женщины, — говорит Фишер. — По всему миру женщины гораздо больше времени, чем мужчины, проводили, держа ребенка перед собой и разговаривая с ним. Как следствие, женщины достигают близости через разговоры. Если мы с вами оказываемся рядом, мы поворачиваемся, чтобы быть лицом к лицу, обмениваемся так называемыми привязывающими взглядами и разговариваем. И это женская близость".
Замечания Фишер не идут у меня из головы, когда мы укладываем Сильвию в кровать и уходим к себе. Я спрашиваю Тома, можно ли сделать так, чтобы мы просто тихонько лежали рядом, и он говорил мне комплименты. Моя подруга Салли часто просит об этом мужа: он гладит ее по волосам, целует лицо, говорит, какая она хорошенькая и как сильно он ее любит. "Ему удаются штучные комплименты, скажем „Ты так мило читаешь книгу, свернувшись клубочком в кресле и обложившись подушками“", — делится она.
Запутавшись в моем привязывающем взгляде, Том поначалу не может собраться с мыслями. "Ты... замечательная мать", — говорит он, неловко поглаживая меня по волосам.
Я рывком сажусь в постели. "Знаешь, что? Возможно, это не лучший способ..."
Том смущенно кивает. "Точно. Точно". Но когда он предпринимает новую попытку и придумывает чуть более романтичную похвалу, я быстро понимаю, что комплименты — мое спасение: прием, который расслабляет и раскрепощает, заставляет забыть обо всем, рождает физический отклик. У каждого найдется ласковое слово, одно или целая россыпь, даже если о них давно не вспоминали.
Вечер седьмой: после эротического фильма
Известная исследовательница секса Розмари Бессон выяснила, что женщины часто начинают акт в нейтральном расположении духа и возбуждаются уже по ходу действия. (Для мужчин же более характерно спонтанное вдохновение; отсюда внезапное "Стой, кто идет?!" пониже спины.)
Так почему бы себе немного не помочь? Некоторые женщины, чтобы прийти в состояние боевой готовности, несколько минут читают эротику. (Продажи этого жанра стали зашкаливать с появлением электронных книг, позволяющих сохранять конфиденциальность.)
Существует и порно, которое, в отличие от обычного, не производит гнетущего впечатления. Например, в красиво снятых эротических сюжетах режиссера Эрики Люст играют актеры с натуральными телами. В места, которые Эрика выбирает для съемки, не зазорно съездить в отпуск. И даже одежда, которую потом снимают, симпатичная (никаких маек из оранжевого кружева и пластиковых туфель на высоченном каблуке!). Съемочная группа Люст практически полностью состоит из женщин.
Мой любимый раздел у нее на сайте называется "Х-Признания" (XConfessions). Там она приглашает делать анонимные сексуальные признания и по мотивам особенно понравившихся снимает недвусмысленные короткометражки. Десять минут, и вы готовы к новым свершениям.
"Эти фильмы сняты так, чтобы вызвать отклик у любого, даже у тех, кто не в самом чувственном настроении, — говорит Эрика. — Будучи матерью двоих детей, могу сказать, что испытала это на собственном опыте".
"Х-Признания" помогают нам и на седьмой день попасть в яблочко. Вообще-то мы останавливаемся только на одиннадцатый день — и могли бы продолжать еще, но Тому надо ехать в очередную "командировку" (путешествие по Виргинским Островам).
Такого не бывало со времен президента Клинтона
После того как Том отбывает на Карибы, я встречаюсь с командой давно знакомых мам на детской площадке. Пока наши дети играют, мы обсуждаем новости дня. Дальше речь заходит о шоу Брюса Спрингстина в Мэдисон-сквер-гарден и о том, что он по-прежнему выглядит фантастически (консенсус: пускай ему за шестьдесят, но я бы не устояла).
— Кстати о сексе, — говорю я, украдкой поглядывая, нет ли поблизости детей, — знаете что? — Подруги придвигаются ближе, и у них как по команде загораются глаза. — Я занималась им последние десять ночей подряд. Такого не бывало со времен администрации Клинтона.
Любопытство на лицах моих слушательниц превращается в разочарование.
— Зачем? — спрашивает одна из мам. Остальные кивают и бормочут: "Вот-вот".
Я рассказываю о своем эксперименте, но на меня смотрят с недоверием.
— Могу сказать, что твоя кожа выглядит потрясающе, — соглашается одна.
Я тоже это заметила. Раз уж заговорили, исследование, представленное на ежегодной конференции Британского психологического общества, показало, что испытуемые среднего возраста, занимавшиеся сексом как минимум три раза в неделю, выглядели на четыре-семь лет моложе тех, кто занимался им реже. Ведущий автор Дэвид Уикс перечислил массу причин почему: во время секса вырабатывается гормон роста человека, помогающий коже оставаться эластичной, а также эндорфины и другие поднимающие настроение вещества, которые стимулируют иммунную систему, снимают воспаления, усиливают кровообращение, убирают стресс и способствуют здоровому сну.
Одна мама искоса поглядывает на мое ликующее и временно свободное от морщин лицо.
— У нас с Дэвидом ни разу не было с тех пор, как родились двойняшки, — задумчиво произносит она. — Эх, кто не рискует, тот не пьет шампанского — попробую.
Не то чтобы я положила начало тенденции, но та мама позднее говорит мне, что они с мужем совершили прорыв.
— Вечер пятницы и субботы, — поводя бровью, сообщает она.