Несмотря на то, что на рынке можно найти множество колясок, которые кажутся и красивыми, и удобными, выбрать ту, что подойдет именно вам, не так-то просто. Что уж тут поделаешь: сложность выбора — обратная сторона изобилия товаров.
К тому же беременная барышня крайне плохо способна сконцентрироваться на технических особенностях транспортного средства для малыша. В результате частенько покупается нечто крайне неудобное в применении. Так в свое время случилось со мной. Промучавшись пару месяцев и оплакав безвозвратно убежавшие денежки, я купила еще одну, на этот раз удобную, коляску. Чтобы с вами такого не произошло, советую обратить внимание на следующие моменты.
Чудо техники
На сегодняшний день существует три основных вида колясок: люльки, прогулочные коляски и коляски два в одном. Причем последний вид делится еще на два:
- коляски-трансформеры, где спальное место для лежачего малыша легко трансформируется в прогулочную коляску для сидячего или ходячего;
- коляски, в которых на одну и ту же основу можно установить как люльку, так и прогулочное сиденье и даже детское автокресло.
Однако более "говорящей" будет другая классификация — по способности коляски складываться. Ведь именно от этого во многом зависит ее вес, возможность менять положение ручки и удобство транспортировки (на улице, дома, в автомобиле, в другом транспорте, магазинах и т.п.).
С коляской-люлькой знакомы практически все. Эта модель претерпела меньше всего изменений, хотя современные варианты отличает сравнительно небольшой размер корзины, коляски регулируются по высоте и у них, как правило, меняется положение ручки. Люльку складывают реже всего — пожалуй, только при перевозке в автомобиле и для хранения. Корзину снимают, а шасси опускают до уровня колес, из всех габаритов получая выигрыш только по высоте.
Коляски, складывающиеся по принципу книжки, — в основном это трансформеры — занимают тоже достаточно места в сложенном виде и не очень удобны при транспортировке. Верхняя часть коляски просто опускается вниз до уровня колес, как закрывающиеся в книжке страницы. Высота коляски при этом, естественно, уменьшается, а вот ширина остается прежней. Кстати, важно, чтобы и в сложенном виде такая коляска могла стоять.
Коляски, складывающиеся по принципу трости — это в основном облегченные прогулочные варианты. Хотя бывают и такие, с которых предварительно снимается люлька, после чего ручки сводятся вместе с одновременным нажатием на низ коляски. Коляска при этом складывается как по высоте, так и по ширине. Колеса оказываются прижатыми друг к другу, что существенно уменьшает размеры шасси.
Трансформеры и прогулки бывают и трехколесными. Такие коляски выбирают продвинутые родители, которых привлекают дизайн и маневренность. При покупке стоит обратить внимание на то, вращается ли переднее колесо (иначе при повороте коляску приходится приподнимать), а также на удобство сидения (лежанки) для малыша — иногда за заботой о ходовых качествах об этом забывают и производители, и покупатели.
Вес и размер
Начнем с габаритов. Выбирая коляску, имеет смысл представить, куда и как вы предполагаете с ней перемещаться и где рассчитываете ее держать. И на всякий случай промерить "узкие" места. В идеале коляска должна соответствовать:
- Размерам вашего коридора. Если он неимоверно мал или отсутствует, то настоятельно рекомендуем выбирать легко складывающуюся коляску. Хотя в ежедневном складывании тоже есть свои неудобства: в холодное время года придется постоянно вынимать-вкладывать конверты, одеяльца, подстилки.
- Размерам вашего лифта. Как показывает практика, даже самые широкие коляски пролезают в самые узкие лифты. Но еще у коляски есть выступающая ручка, и в лифте должен поместиться хотя бы один родитель.
- Размерам багажника вашего автомобиля (в сложенном виде).
- Размерам прохода через турникет в метро (если вы собираетесь там ездить).
- Размерам дверей и походов в близлежащих магазинах, если вы будете вынуждены их посещать.
- Размерам ребенка. Ему там лежать с руками, щеками, комбинезонами, конвертами. А иногда еще и хочется подвигаться!
Сейчас популярны коляски, для которых характерна многофункциональность. Внешне многие из них даже напоминают автомобили-внедорожники. Но, как показывает практика, большинство владельцев таких трансформеров с наступлением теплого времени года и по достижении малышом годовалого возраста меняют их на более легкие и компактные "прогулки". Ведь за многофункциональность приходится платить "прибавкой в весе". Если перспективы таскать коляску с ребенком на себе у вас не предвидится, это не так уж важно. Жителям же домов без лифта стоит подумать, как облегчить ношу. (Выясняя вес приглянувшейся коляски, требуйте ее техническое описание у продавца.)
Рессоры, с одной стороны, позволяют коляске хорошо пружинить без ущерба для ее срока эксплуатации. То есть в такой коляске можно укачивать ребенка, и она от этого не сломается. И еще она может пружинить по ступеням. С другой стороны, рессоры — это лишний вес. А дети неплохо засыпают и в процессе катания коляски туда-сюда, и от обычной тряски в коляске без рессор.
Рессоры же бывают нескольких видов: пружинные, пластинчатые и амортизаторные. Пружинные устанавливаются в каркас коляски. Пластинчатые представляют собой пластину, устанавливаемую на крепления коляски. Они бываю резиновыми, пластиковыми и металлическими. Естественно, наиболее долговечны металлические. Амортизаторные рессоры устанавливаются редко, только на очень дорогие коляски. Они работают по принципу амортизатора в автомобиле.
Колеса коляски за последние несколько лет в среднем выросли и потяжелели. Это относится к резиновым: надувным и сплошным (первые, понятное дело, легче). Пластиковые изменились меньше. Двойные (их обычно устанавливают на прогулочных колясках) по-прежнему более маневренны и лучше поворачивают, но и быстрее разбалтываются, если подолгу укачивать малыша в коляске.
Имеет значение и местность, где мама с коляской прогуливается. Если это асфальтовые дорожки на чистых улицах европейского города, то вполне подойдут небольшие пластиковые двойные колесики. Если же прогулки будут в парке, то гораздо более удобны большие надувные резиновые колеса, которые смогут проехать и по корням деревьев, и по заснеженной дороге. Правда, в них забивается много грязи. Ну и еще иногда их стоит подкачивать, чтобы лучше пружинили. Один из супервариантов — смена зимних колес (больших и с протектором) на летние, маленькие и гладкие.
Ручку, несомненно, удобно перекидывать, чтобы разворачивать малыша личиком к себе или от себя — в зависимости от направления ветра или желания крохи общаться. Однако такой механизм коляску тоже утяжеляет — легче 8-9 кг не найдете. Оптимально, чтобы регулировалась длина ручки, поскольку высоким неудобно наклоняться, а невысоким тянуться вверх. Для колясок большого размера складная ручка просто необходима — иначе вы не сможете пользоваться лифтом.
Корзина для продуктов и навесная сумка (или рюкзачок) понадобятся не только для покупок и хранения детских мелочей — со временем здесь будут ездить разнообразные ведра, лопатки, грабельки и мячики. Хорошо, если сумка будет иметь наплечный ремень и маленькую ручку. А также будет снабжена замком-молнией или липучками. Помимо всего прочего сумка и рюкзачок могут быть использованы в будущем отдельно от коляски, поэтому желательно выбирать их еще и с этим расчетом.
Уют и безопасность
Изнутри коляска должна быть отделана исключительно натуральными, пропускающими воздух материалами. Причем вся эта красота должна легко сниматься для стирки. Если коляска утеплена, то утеплитель также должен быть снимаемым — зима ведь когда-нибудь кончится!
Многих будущих мам "покупают" на то, что днище коляски сделано из натурального дерева. А это не так-то здорово, как кажется. Во-первых, опять же лишний вес. Во-вторых, если вы вовремя не заметите, что на дерево попала влага, оно начнет портиться.
В прогулочном варианте коляски малыши тоже спят. Это значит, что спинка должна мягко и удобно откидываться, а подножка — приподниматься. Согласитесь, спать полусидя не очень-то удобно! И конечно, спящему совершенно необходимы крыша над головой и конвертик на ножки.
Хорошо, если в комплекте к коляске идет дождевик. В некоторых моделях он удобно пристегивается. Иногда также прилагается москитная сетка, что крайне актуально летом, когда малыш спит на открытом воздухе.
Бывает, что к корзине коляски-люльки прилагается специальное съемное сиденьице, закрепляемое внутри для малышей, только начинающих сидеть: они еще не готовы полностью перейти в прогулочную "сидячую" коляску, но и постоянно лежать больше не желают.
Для обеспечения безопасности на колясках устанавливают тормоз. Он необходим в разных случаях. Это и остановка перед пешеходным переходом, и установка коляски на горке, и даже просто ситуация, когда малыш сидит в коляске, а мама беседует с подругой.
Если вы покупаете коляску-трансформер или универсальную коляску с полным комплектом кузовов, обратите внимание: сидение прогулочной коляски должно быть снабжено ремнями безопасности. Подножка сидения не должна резать ножки малышу. Она может быть пластмассовой или металлической, но обязательно с матерчатой подстилкой, и лучше, если она фиксируется в нескольких положениях.
Некоторые корзины на дне и по бокам оборудованы так называемым "каркасом безопасности" — жестким (чаще всего пластиковым) каркасом, играющим роль не только защиты, но и утеплителя. Корзина с каркасом безопасности непременно должна иметь систему вентиляции, или, проще говоря, отверстия в пластике, которые при необходимости можно закрыть.
Ну и все-таки стоит, покупая коляску, взять с собой будущего папу или любого другого человека, который оценит технические особенности транспортного средства. Такие, например, как колеса и их качество, надежность креплений и хрупкость конструкций. Наконец, немаловажным является срок гарантийного обслуживания. Лучше, если он будет более полугода, поскольку именно по истечении этого времени, как правило, появляются первые проблемы.
Перебрав множество вариантов, многие приходят к тому, что один из оптимальных — это покупка качественной люльки, можно даже подержанной, использование ее в течение 6-8 месяцев и последующая покупка новой качественной прогулки, которой можно будет пользоваться еще пару лет.