У вас появился малыш. Он такой хрупкий и беспомощный. Но это только кажется. Ему несколько дней, а он уже столько умеет — находит мамину грудь, активно сосет, поворачивает головку, плачет, если чем-то недоволен. А вот уже и на живот перевернулся, пытается ползать, вставать. Не рано ли? Ведь он еще маленький. Как бы не упал, не сломал, не вывихнул. И вы в тревоге: "Вот у подруги ровесник моему и еще только сидит и вставать не пытается, зато с утра до вечера лопочет, а мой все молчит".
На что же мамы и папы должны обращать внимание, чтобы понапрасну не волноваться и быть уверенными, что малыш правильно развивается? О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Юрьевна Николаева.
Внимательно отнеситесь к тому, что указано о состоянии здоровья малыша в выписке из роддома. Это поможет вам понять, на что обращать внимание и к каким специалистам в случае необходимости обращаться. Функциональные нарушения в развитии нервной системы и головного мозга ребенка поддаются лечению. Главное — своевременно их выявить.
Первый совет молодым родителям — не пропускайте плановые посещения детской поликлиники, как бы вы ни были заняты и как бы ни боялись, что малыш может заболеть, "пообщавшись" там с другими детьми. Самостоятельно и вовремя распознать, что с малышом все в порядке или что-то не так, не всегда просто (сколько бы вы книг на эту тему ни прочитали и какие бы "правильные" советы ни давали вам знающие подруги).
Именно поэтому вас ждут специалисты — невролог, окулист, ортопед и отоларинголог — в детской поликлинике, куда надо прийти с ребенком, когда ему исполнится месяц, три, шесть и год. При посещении врача расспросите обо всем, что вас интересует и волнует, постарайтесь записать необходимую вам информацию.
Активно двигаемся
Родители обычно очень радуются, когда малыш демонстрирует определенные движения и умения раньше обозначенного срока. Например, начинает держать голову или пытается ползать буквально после возвращения из роддома. Но как раз в этом случае нужно немедленно проконсультироваться у врача, так как это может быть связано с мышечным гипертонусом (и повышенным внутричерепным давлением) у ребенка.
Правильно, если мама начинает проявлять беспокойство, когда видит, что малыш даже не пытается держать голову к трем-четырем неделям, не раскрывает полностью ладошку позже трех месяцев, не переворачивается в четыре, а в семь не ползает, не сидит и не делает попыток садиться. Детский невролог должен вам подсказать, каким ключевым движениям с вашей помощью должен малыш научиться.
Кстати, у детей, имеющих при рождении большой рост и вес, развитие двигательной активности может несколько запаздывать. Нормой для таких детей является "среднестатистический" возраст плюс две-четыре недели. Таким образом природа ставит защитные барьеры для организма — иначе возможны проблемы с позвоночником и костной системой в целом. Основное время бодрствования такие дети должны проводить на животе, не помогайте им садиться и ходить, а вот ползать нужно обязательно!
Уроки ползания — это бесценный опыт гармоничного физического развития младенца, совершенствования нервной системы и даже интеллекта. Ползание входит в обязательный "репертуар" основных двигательных навыков ребенка первого года жизни.
По мнению И. С. Красиковой, автора книги "Массаж вашего ребенка", ползание — естественное, доставляющее много удовольствия ребенку упражнение, благодаря которому укрепляются все мышцы тела.
Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.
Ползание — неотъемлемая часть раннего детства, его визитная карточка: все другие виды основных движений человек использует на протяжении всей жизни, а вот ползает только в детстве!
Учимся ползать
Если ребенок сначала встает, а лишь потом начинает садиться или ползать, можно говорить о функциональных нарушениях нервной системы, о некоторой разбалансировке функций правого и левого полушарий головного мозга. В силу удивительной пластичности детского организма часто такие нарушения незаметны и проходят сами собой. Но могут и всплыть через несколько лет в виде малообъяснимых ошибок по русскому языку, например.
Вообще всем детям и взрослым очень рекомендую иногда... ползать. Лучшего упражнения для координации полушарий головного мозга, для улучшения мышечного тонуса и настроения не найти!
Если ребенок не ползает, его нужно этому учить. Придумывайте игры с пролезанием через мягкую мебель, стройте на полу (разложив на нем нескользкие кокосовые циновки, на которых и ладошки отлично раскрываются) тоннели и трубы. Ваши усилия будут вознаграждены.
Проверьте свои знания о физическом развитии вашего ребенка.
От рождения до 1 месяца: Лежит в позе эмбриона — руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, ноги согнуты, слегка разведены.
1 месяц: Лежа на животе, поднимает голову на несколько секунд.
2 месяца: Лежа на животе, поднимает плечи (держится на локтях), хорошо держит голову.
3 месяца: Разжимает пальчики; недолго держит погремушку; тянется за предметами двумя руками, пытается схватить их.
4 месяца: Переворачивается на живот; хватает предметы всей ладонью; пытается ползти по-пластунски.
5 месяцев: Садится, если ему помочь; пытается переворачиваться с живота на спину.
6 месяцев: Сидит с опорой; пробует ползать на четвереньках.
7 месяцев: Садится самостоятельно; перекладывает предметы из одной ручки в другую; при опоре встает на коленки; начинает вставать в кроватке.
8–9 месяцев: Встает и садится сам; стоит с поддержкой; пытается ходить при поддержке; переступает, держась за барьер (боком).
10–11 месяцев: Стоит без поддержки, ходит, держась за руку взрослого или ручку коляски, нагибается за игрушкой.
12 месяцев: Ходит самостоятельно; приседает и выпрямляется без опоры.
Начинаем ходить
Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.
Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в "освоении" ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.
Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.
Мы смотрим
Определить, есть ли у малыша проблемы со зрением, могут сами родители. В течение первых трех-четырех недель после рождения (не позже!) малыш учится фиксировать взгляд, сосредоточиваться на предмете (особенно на лице мамы), следить взглядом за яркой игрушкой. Если этого не происходит, желательно проконсультироваться у окулиста.
Возможно, он вас успокоит: бывает так, что после тяжелых родов организм новорожденного приходит в норму дольше обычного (в течение пяти-шести недель, а не двух-трех). Но именно специалист должен это определить. При травматических родах, когда есть поражения центральной нервной системы, бывают и ущербные состояния глазного дна, частичная атрофия зрительного нерва. К счастью, в большинстве случаев это все лечится, если вовремя обратиться к врачу.
А вот что не должно сильно волновать родителей, так это младенческое косоглазие. Глазные мышцы ребенка первых месяцев жизни еще недостаточно развиты, чтобы держать оба глаза "в соответствии". Кроме того, расстояние между глазами у младенцев пропорционально больше, чем у взрослых, радужная оболочка также соответственно больше и смещена к внутренней стороне глаза. Это и создает иногда видимость косоглазия, хотя на самом деле все в порядке.
Если ребенок продолжает немного косить и после четырех-шести месяцев, покажите его детскому окулисту.
Растем и набираем вес
Есть ли повод для беспокойства, если малыш по весу и росту не соответствует среднестатистическим нормам? Вряд ли что-то можно изменить кардинально, ведь такие параметры в большей степени связаны с наследственными факторами. Но важны не сантиметры и килограммы, а их гармоничное соотношение и плавная динамика развития. Остановка, скачки — вот что должно вызывать тревогу (и возможно, потребует консультации у эндокринолога).
К сожалению, иногда предлагают переходить с грудного молока на молочные смеси, раньше вводить прикорм — якобы малыш не набирает нужный вес. Осторожно относитесь к таким рекомендациям. Катастрофическая нехватка веса (гипотрофия) обычно связана с нарушениями в обмене веществ, молочной смесью эту проблему не решить. А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!
Слушаем и говорим
У младенца слух развит лучше, чем зрение, и это естественно: новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни, во всяком случае, в последние два месяца. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь. Хотя то, что он это слышит и реагирует, является для вас благоприятным знаком.
Иногда функциональная оглушенность возможна после оперативных родов (кесарево сечение). В этом случае период адаптации длится обычно три-четыре недели, после чего желательно ребенка показать лор-врачу. Слух напрямую связан с речью. Если малыш не гулит в четыре месяца и не лопочет с полугода, первое, что можно предположить, что у него проблемы со слухом. Малышу просто нечего воспроизводить. Расстройство слуха у маленького ребенка приводит к нарушению развития речи, к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.
- Ребенок активно сосет грудь.
- Проявляет интерес к окружающему миру.
- Быстро засыпает и хорошо спит.
- В первые два месяца голова у него больше груди, после трех месяцев объем груди должен превышать объем головы.
- Все эти признаки косвенно свидетельствуют о нормальной деятельности центральной нервной системы, которая играет ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни.