Женское такси – сталкивались с таким? И как вам? После обсуждения женщин-таксистов в конференции на 7е мы поговорили с двумя женщинами, работающими в сервисе по заказу поездок DiDi, в Казани и Туле, о том, каково постоянно общаться с незнакомыми людьми и как сделать поездку максимально комфортной для водителя и пассажира.
В 2021 году вступил в силу новый закон, заметно сокративший перечень запрещенных для женщин профессий: в устаревшем их было порядка 400, в обновленном – около 100. Документ разрешил принимать женщин на такие вакансии, как машинист поезда, водитель фуры, матрос на судне и других.
Пока женщины начинают примерять новые роли, вокруг многих "старых" до сих пор существуют стереотипы, которые останавливают от работы в этих сферах. Одна из них – такси. Несмотря на то, что число россиянок, желающих работать водителями, с 2017 по 2020 год выросло почти в 6,5 раз – с 7 до 45 тысяч, далеко на все считают работу в такси женской профессией.
Гюзаль, 34 года, Казань: "Работа в такси помогает перейти с одного этапа жизни на другой"
В первый раз я пришла в такси 6 лет назад: я развелась, уволилась, и мне элементарно нужны были деньги. Тем более, мой папа тогда тоже работал водителем. Он, кстати, и сейчас продолжает этим заниматься, в DiDi. Если можно так сказать, он водитель от сердца: ему нравится садиться за руль каждый день и зарабатывать этим на жизнь.
Я тогда проработала в такси недолго: через какое-то время переехала в Москву, вышла замуж, отучилась на бортпроводника… А этой осенью вновь решила круто поменять свою жизнь: во второй раз развелась, вернулась в Казань, начала учиться на нумеролога и опять села за руль.
Гюзаль, водитель такси из Казани
Для меня работа в такси – это отличный вариант, когда ты переходишь с одного этапа жизни на другой. Я могу иметь неплохой доход, который позволяет мне содержать трехлетнюю дочь в одиночку, а также оплачивать свою учебу.
Вообще по образованию я экономист-менеджер в сфере туризма, но ни дня не работала по профессии. Пятидневка – это не мое, возможно, поэтому меня и привлекли такие профессии, как водитель такси и бортпроводник. Я могу распоряжаться своим временем, как хочу, и сама регулировать уровень дохода. Ночью работаю крайне редко, когда выхожу в ночную смену, дочь остается с мамой.
Мне нравится работать в такси, но женской эту профессию все равно назвать не могу. Когда я за рулем, всегда держу в голове "план отступа": что делать, если вдруг что-то пойдет не так. Но по сравнению с тем, как было шесть лет назад, пассажиры стали лучше. Так, многих даже не надо просить пристегнуться, они сами это делают. Поворачиваешься, чтобы предупредить, а человек уже пристегнут. Часто делают комплименты моему плейлисту, даже как-то оставляли за него чаевые.
Девушкам за рулем, кстати, удивляются все меньше. Также я чувствую больше комфорта в работе и в некотором роде защищенности: я могу отказаться от поездки, если пассажир ведет себя неадекватно, и получить помощь от сервиса в случае неприятных инцидентов. Раньше, когда я работала в единственной компании такси в городе, за любой огрех тебя вызывали на ковер. Сейчас же в приложении есть даже кнопка SOS для экстренных ситуаций. С ее помощью можно мгновенно связаться с правоохранительными органами и группой безопасности сервиса. Кроме того, поддержка водителей работает 24/7.
Гюзаль с дочкой
Кто для меня самый сложный пассажир? Это женщины в возрасте около 50 лет, которые считают, что я должна водить так же, как их мужья.
Такси – это сервис, и считаю, что я должна отлично выполнять свою работу, ведь человек не просто так заказал машину и не поехал на автобусе. А помогать я всегда готова. Один раз я даже бежала с сумками пассажирки до вагона, чтобы она успела на поезд.
В чем плюсы? Это возможность самой определять график работы и иметь достойные средства для обеспечения себя и ребенка. Да и друзья считают меня героем! А еще раз в 2-3 недели пассажиры дарят шоколадки. Мелочь, а приятно.
Валерия, 28 лет, Тула: "Однажды я помогла пассажиру вымыть собаку"
Я вожу больше 6 лет, и 5 из них работаю в такси. Почему начала? Можно сказать, что заставила жизнь. Я развелась, вернулась к учебе на очной форме после академического отпуска, а бывший муж перестал платить алименты. У меня были права и машина, и работа в такси оказалась единственно возможным выбором, когда можно было и учиться, и воспитывать дочь (сейчас ей уже 7 лет). В итоге меня затянуло, и я даже начала вести свой канал “На сверхзвуке”. У самых популярных видео – больше 20 тысяч просмотров.
Сначала мне было страшно признаться семье, что я работаю в такси. Первой рассказала бабушке, последнему – папе, и то спустя полгода после начала работы. Он очень консервативный, и я боялась, что он не одобрит ночную работу в такси, но папа понял, что я уже взрослый человек, который может самостоятельно принимать решения, и поддержал меня.
Валерия, водитель такси из Тулы
Много ли интересных случаев происходит в такси? Раньше, когда я работала по вечерам и ночью, странные истории происходили достаточно часто. Сейчас я в основном езжу по утрам: в это время пассажиры торопятся по своим делам, и поэтому поездки проходят очень спокойно.
А вот во времена ночной работы происходило разное. Например, однажды пассажир попросил помочь ему помыть собаку от блох. Он сказал, что тоже таксист, а друзья оставили ему пса, с которым из-за блох он не может спать рядом. Было смешно, но я согласилась. И человеку помогла, и заработала. Еще был случай, когда мне подарили стамеску: посчитали, что моя работа опасная и надо иметь средство для самообороны.
И если друзья уже давно привыкли к моей работе, то многие пассажиры до сих пор удивляются, когда видят женщину за рулем такси. Девушки часто говорят, что с водителем-женщиной им спокойнее, а мужчины реагируют по-разному. Например, один раз мужчина отказался со мной ехать, так как, по его мнению, я объехала столб при выезде с парковки не с той стороны. Помню, как-то раз прочитала отзыв, что я вожу лучше мужчины. Мне было очень приятно.
Валерия
В целом, пассажиры такси стали более сознательными, хотя я все равно переживаю, когда в машине находится посторонний человек. Однако радует, что сейчас сервисы по заказу такси действительно заботятся как о водителях, так и о пассажирах. Например, приложение не показывает номера телефонов. Для молодой девушки в такси это очень важно: ты не боишься, что после поездки тебе начнет звонить пассажир и пытаться продолжить общение.
Кто для меня самый сложный пассажир? Наверно, пьяный человек любого возраста, потому что ты никогда не знаешь, чего от такого можно ожидать.
И еще одна история напоследок – однажды у меня украли дверную ручку. Надеюсь, похититель нашел ей применение.