"Я сам" - несмотря на значительно обогатившуюся за последние месяцы речь сына, этими словами он явно злоупотребляет. Да и не в словах дело, просто мой маленький улыбчивый повторюшка превратился в самостоятельную целеустремленную личность двух с половиной лет.
Приходит сын: "Мама, я оделся! Я большооой!" Осматриваю результаты его трудов с головы до ног. Бейсболка козырьком на ухо - сойдет за новую моду. Футболка задом наперед, на спине кармашек и картинка. Выглядываю в окно - вроде прохладно, наденем джинсовую рубашку, будет незаметно. Штаны наизнанку - это уже проблема: новой модой не объяснишь, а переодеть сын не даст.
Носочки надеты правильно, а вот сандалики не на ту ногу. Ухватываюсь за шанс: "Митя, сандалики поссорились!" Тут он мне верит, снимает сандалики. Я быстренько стаскиваю штанишки, на ходу выворачивая их. "Отдай, это мой джинсы!" - возмущается сын. Я невинно протягиваю ему штаны. Сын насуплено их одевает, я облегченно вздыхаю - не задом наперед, правильно... Помогаю застегнуть помирившиеся сандалики и попасть в рукава рубашки.
Сын нацепляет огромный рюкзак с собранными им игрушками. Покопаться и вынуть несколько крупногабаритных грузовиков, не могу - нет доступа. Так и идем на площадку под вздохи и упреки сердобольных соседок: "Ребеночка-то как нагрузила!".
Сын приносит пакет макарон (ох, опять копался в кухонном шкафу): "Мама, хочу есть макарончики". Отложить дела не могу, да и со времени завтрака еще двух часов не прошло. Отговариваюсь: "Не в чем их варить, я ковшик от каши еще не помыла..." Озабоченный сын уходит. Слышу звон посуды, шум включенного крана. Стараюсь погрузиться в работу и не думать, что там творится на кухне. Пять, десять минут - не выдерживаю, иду к сыну. Довольный ребенок показывает сверкающий ковшик - ни прилипшей каши, не жирных пятен. Искренне восхищаюсь. А жидкость для мытья посуды мы купим, все равно там меньше полбутылки оставалось...
Пишу этот рассказ. Вдруг беспокойные мысли, слишком уж тихо в квартире. Застаю сына в прихожей. Одежду всю снял, на ногах - резиновые сапоги, на шее - мой мобильник и шарфом болтается брючный ремень, на лбу - очки для бассейна. На голове - неизменная панамка, с которой Митя не расстается. Роется в моем кошельке - опасаюсь за содержимое, но в этот раз деньги его не интересуют, нужен сам кошелек. Сын оборачивается и выразительно так говорит: "Мама, иди. Я играю".
Радуюсь самостоятельности сына, хотя трудно сказать, облегчает она мою жизнь или делает труднее. И более того, я учу его быть самостоятельным, чтобы естественные возрастные потребности не привели к кризису "хочет, но не может". Сын использует по назначению нож, ножницы, иголку. Как персонаж детского мультика, он уже больше года не расстается с табуреткой - достать что-то с высоких полок, включить или выключить свет, по-взрослому воспользоваться унитазом, залезть в ванну, открыть холодильник - все это для него не проблема. И хотя воспоминания о падениях с этой табуретки еще не выветрились - поручаю "высотные" работы, хвалю за помощь.
Вчера учила сына по температуре крана определять, какая вода потечет, если его крутить. Потом он долго тренировался, настраивая теплую воду, а я, превратившись в слух, готовилась бежать к нему при первых тревожных звуках - но обошлось. Розеток тоже боюсь - но не стану же я ругать сына, заметившего, что лампочка на зарядке сменилась с красной на зеленую. Так что зарядку он вытаскивает, достает батарейки, развинчивает фонарик, вставляет батарейки и проверяет - "горит". Кстати, научить правильно ставить батарейки не сложно: их нужно вкладывать "пипочками вверх".
И это только самые трудные победы над материнской тревожностью. А там, где уроки самостоятельности угрожают, самое большее, порядку в квартире, сыну вообще раздолье: давно уже сам он вытирает лужи и моет полы. На кухне перемешивает тесто на оладьи, чистит картошку в мундире и яйца, выбирает грецкие орехи от скорлупок, трет сыр (а если зазеваешься - и колбасу) на терке. Достает из холодильника и наливает в чашку сок или молоко. Вопросы, что съесть, что одеть, чем заняться, сын решает без моей помощи, ну хоть к рекомендациям прислушивается.
И что особенно радует, самостоятельность сына проявляется не только в действиях, но и в мыслях. Появились речевые обороты "я думаю", "мне кажется", и гордое "я сам придумал!". Недавно я пыталась устроить провокацию, утверждая, что кошки хрюкают, а свиньи мяукают. Митя не поддался, заявил: "Мама, ты плохо думаешь!"
Вот только безотказной помощи теперь не дождешься. Прошу Митю что-то принести, отвечает:
- Не могу, я думаю (лежит, подперев подбородок рукой)
- О чем же ты думаешь?
- Обо всем.
Да,самостоятельность ребенка-классная вещь и всегда радость для родителей,НО: не рановато-ли вы пацану стали все разрешать делать на кухне?Я представляю,КАК он "моет"посуду,а особенно пол в 2.5 года!Да еще и еду"готовит".Вам потом кушать не противно?Просто я знаю некоторых людей,у которых дети лезут везде.Наблюдала как-то раз,как дочка знакомой (3 года)салат готовила..Все,что резала,валяла по полу,а потом-в миску,в носу ковыряла..Поди уследи!Это РЕБЕНОК!Не хотела бы я такого салата..Хотя предлагали:)А мамочка налюбоваться не может:какая помощница!Ага..я бы от такой помощи повесилась.Нет,я понимаю прекрасно,что у детей в этом возрасте жажда деятельности,и это естественно!Ограничивать их нельзя!Но не проще ли предложить малышу готовить для кукол(мишек и т.д.)Можно ведь тоже дать кусочек моркоки,картошки..И пусть делает,что хочет!Я помню,в детстве любила готовить для игрушек,а еще "для папы",шампиньоны в песочнице искала,потом варила в детской кастрюльке.И это всегда поощрялось.А на взрослую кухню я никогда не претендовала.И считаю,что это правильно.Да мне как-то и не очень интересно было со взрослыми готовить,интереснее изобретать свои блюда и знать,что куклам понравится:)А пускать детей на кухню-это на мой взгляд явный перебор,баловство,которое никому не надо.Маме или все втихаря переделывать надо,или есть помои и жить в сарае.Ведь ребенок еще слишком маленький!Да,он старается изо всех сил,но он просто физически еще не может делать так,как взрослые.Поэтому не лучше ли начать с "тренажера"?
2006-10-19, Sanio
Вы не путайте "божий дар с яичницей". То, что ребенок умеет какое-то время занимать себя сам, говорит не о том, что у него сформировалась самостоятельность как черта характера, а о том, что а) ему в данный момент просто интересно играть с чем -либо, б)ребенок понимает, что маминого внимания он все равно не получит, в )ребенок по природе замкнутый или флегматичный. Если малышу действительно интересно занимать себя самого-прекрасно, но и этим не стоит злоупотреблять. Приучать ребенка играть самого, принципе, неплохо, но не тогда, когда это становится самоцелью воспитания. Это помню, у меня некоторые знакомые, пока дочка совсем маленькая была, настойчиво интересовались: "А она может играть в кроватке, пока ты занимаешься своими делами?" "Что, ты ее целый день развлекаешь, или она может какое-то время сама побыть?" Другие мои "педагогические достижения" и особенности ребенка их интересовали куда меньше. Если смысл воспитания сделать ребенка "удобным" (читай "самостоятельным") -это одно. А к воспитанию на самом деле самостоятельной личности это отношения не имеет.
2006-10-23, white-dove
Полностью с Вами согласна. Поступаем точно так же. Причем даже опасные предметы такие как ножи, ножницы, розетки используются аккуратно, потому что ребенку объяснено, насколько это опасные вещи и что можно с ними делать, а что -нет. И еще согласна с тем, что ребенок даже мысли начинает формулировать по-взрослому- такие слова проскакивают, что удивляешься, как такое трудное по значению слово маленький ребенок может употреблять правильно. А что касается сделанных салатов руками маленького ребенка- ну что ж, гостям конечно мы не предлагаем, но от того, что огурцы будут порезаны широкими ломтиками, а не узкими, менее вкусным он не станет. Если уж так беспокоиться, можно предложить ребенку резать как он умеет, а самому потом на маленькие кусочки разрезать. А для ребенка насколько его значимость повышается- своими руками что-то глобальное (в его масштабах) сделать, да потом еще и самому угостить родителей.
2006-10-20, Стильная Штучка
не думала, что забавные зарисовки из нашей жизни приведут к таким бурным дискуссиям. по-моему, во все времена были мамы которым помогали родственники, няни, прислуга и мамы, которые готовили, убирались, работали и за детьми смотрели сами. я отношусь ко второй категории мам. с такими же как я мамами мне интересно было бы обсудить, как они со всем справляются. я вот вечно что-нибудь да не успеваю - если готовить, когда ребенок спит, когда же работать? (и счатье было, когда сын болтался при мне в слинге и я могла заниматься чем угодно). Митина самостоятельность - единственный мой шанс на человеческую жизнь. и мне кажется, что то, что я не бегаю за сыном чтобы собрать его на прогулку, накормить, заставить убрать игрушки напрямую связано с тем, что я позволяю ему нарезать помидоры на салат или раскладывать покупки по местам.
2006-10-22, Автор статьи
Да ну почему не под силу? Смотря что делают. Моя готовит шарлотку - вполне справляется. Смотрите - высыпает муку из стакана в просеиватель и дальше - просеивает в миску, так же - сахар и яйца, предварительно разбитые мной в мисочку. Дальше - старательно взбивает миксером. Пересыпает нарезанные яблоки. Потом - смазывает кисточкой форму маслом. Дальше - я наклоняю миску, а она ложкой помогает тесту выливаться :)
Конечно, потом надо прибраться :) Если дочка не устала - опять же вместе - и быстрее, и интереснее. Конечно - надо присматривать за ребенком. Но как ей нравится! И какая гордость у человечка, когда вечером говоришь - а к чаю - шарлотка, Ульяна сделала! :))
И если смотреть за малышом, ничего не будет на полу. И в носу вообще-то, не ковыряют :)
2006-10-20, ленУля
постоянное пребывание с мамой у нас было где-то до полутора. потом появились промежутки самостоятельной игры. сейчас сын играет сам в общей сложности два-три часа в день, может и больше, но все же не 12 часов. когда сын занимается, я стараюсь поработать. возможно, если бы мы жили на коммунальной кухне приоритетным было бы приготовление пищи.
но самое главное - присутствие сына на кухне не обязательно, но если он приходит и изъявляет желание помочь, я не возражаю, придумываю ему дело (по возможности не бесполезное). и появляется все больше дел, с которыми мой почти-трехлетка успешно справляется. кроме небольшой пользы, значительного воспитательного эффекта, это ведь и бесценные развивающие упражнения (где и когда еще занятой маме найти на них время).
2006-10-22, Автор статьи
за сына стало обидно... он на кухне хозяйничает почти 2 года (статья была написана несколько месяцев назад). я понимаю о чем Вы написали, раньше так и было. Но теперь нет. посуду он моет ЧИСТО. готовит - АККУРАТНО. если что на пол упадет - после приготовления пищи сбегает за тряпкой, все вытрет. Пол моет вполне прилично (тряпку я полощу и отжимаю). Конечно не все так идеально, но с каждым днем все лучше и лучше.
а вот готовить куклам из настоящей еды не очень хорошая (с точки зрения чистоты в квартире) идея.
2006-10-19, Автор статьи
Всего 42 отзыва Прочитать все отзывы.