Как вырастить ребенка, который, став взрослым, не сядет на шею, — обсуждают мамы в конференции на 7е. Психологи считают, что не воспитать бездельника помогут домашние обязанности по возрасту и правильное к ним отношение. Что из домашних дел поручить ребенку в 3 года, а что — в 12 лет?
Список домашних дел для малышей
Как внушить чувство ответственности и гордости за свою работу, помочь ребенку понять, насколько важную роль он играет в семейной динамике? Начать как можно раньше. Даже малыши, хотя ручки у них еще маленькие и неуклюжие, а внимание ни на чем долго не задерживается, готовы испробовать свои способности в общих домашних делах.
Давая поручения малышам, внимательно следите, чтобы ваши указания были максимально четкими и соответствовали возрасту. Подавайте участие в семейных делах как привилегию или даже игру, и тогда малыши смогут осилить куда больше, чем вы ожидали. Вот примеры заданий, которые способны освоить дети первых лет жизни:
- складывать грязное белье в корзину;
- самостоятельно одеваться (если не слишком много застежек);
- складывать простые вещи, например, наволочки и полотенца;
- убирать свои вещи в ящик;
- выполнять инструкции из двух-трех пунктов (возьми зубную щетку, выдави на нее пасту, почисти зубы);
- выбрасывать мусор в правильные контейнеры;
- класть свои игрушки на место, в коробки и корзинки;
- накрывать на стол и убирать за собой тарелки и чашки (при условии, что вы отведете для них специальную полочку внизу);
- кормить собаку или кошку.
У нас есть дни, отведенные для общей уборки, — тогда мы все вместе трудимся, а потом вместе развлекаемся, и я стараюсь организовать это мягко, не давить без нужды. Идея в том, что это наш общий дом и мы помогаем друг другу. Конечно, постели я бы заправила по-другому, но главное, что они застелены и что дети гордятся своей самостоятельностью — два зайца одним выстрелом. В своей практике я сталкиваюсь с большим количеством тотально контролирующих родителей. Все нужно выполнять идеально, или ребенок будет наказан. Это опасная ошибка, она порождает лишь недовольство и тревожность.
Кейт Херли, психотерапевт
Список домашних дел для детей 3-5 лет
По мере того как дети переходят от ясельного возраста к дошкольному, начинайте обучать их более сложным вещам. Дети в возрасте от трех до пяти лет очень любят считать и сортировать — вот и поручайте им такие домашние дела, которые позволят оттачивать эти навыки (а заодно развивать ответственность). Попросите поставить пять книг вон на ту полку или взять в магазине и сложить в тележку пять апельсинов. В этом возрасте дети уже могут:
- застилать постель;
- поддерживать порядок в своей комнате;
- сортировать предметы, например, столовые приборы по ящикам, носки в стирку;
- поливать цветы;
- приводить стол в порядок после еды;
- не пугаться и не плакать, если что-то прольют, а брать в руки тряпку или губку и самостоятельно вытирать;
- делать себе бутерброды и другие перекусы.
Уже в пять лет ребенок вполне способен понять и принять последствия своих действий (а также бездействия), но только он должен воочию увидеть эти последствия.
Дочка бросила булочку на журнальном столике, и собака ее съела? Новой булочки она не получит, а в следующий раз будет беречь свою еду от собачьей пасти.
Посмотрела любимый мультик и не убрала диск в коробочку? Когда в следующий раз дочка надумает посмотреть тот же фильм, не помогайте ей искать его в куче беспризорных дисков и мягко напомните, почему сейчас ей не удалось сразу же найти желаемое.
Она отказалась складывать свои вещи в корзины для грязного белья? Что ж, завтра не сможет надеть в садик любимый розовый свитер. Оставила игрушку в школе? Сегодня придется спать без нее.
Так ребенок учится ответственности, инициативе и исполнительности. Он постепенно становится таким человеком, который сумеет справиться с вызовами взрослой жизни.
Если все время выручать ребенка из беды, он тоже кое-чему научится: усвоит, что прекрасно можно обойтись без самостоятельности, ведь родители всегда всё исправят; можно и не трудиться, не придумывать план или систему, которые впредь помогли бы не забывать важные вещи.
Как выработать привычки у детей: помощь по хозяйству
Уже в младшей школе ребенок способен одолеть гораздо более сложные задачи, и у него начинают формироваться устойчивые навыки выполнения домашних обязанностей. Как только ребенок пошел в первый класс, нужны не возникающие время от времени поручения, а ежедневные дела.
Привычка — мощный стимул, а если домашние обязанности не будут регулярными и ожидаемыми, они не сделаются привычными. Для формирования привычки требуются триггер, рутина и вознаграждение. Когда присутствуют все три элемента, отдельные моменты "помощи родителям" превращаются в привычку. И нужна регулярность, чтобы привычка стала паттерном поведения.
Возьмем для примера мытье посуды. Триггер, побуждающий ребенка убрать за собой, — грязная тарелка в конце ужина. Рутина — очистить тарелку и поставить в посудомоечную машину, а награда — чувство гордости и уверенности в себе, которое приходит после хорошо выполненного дела.
Еще раз: речь идет не о материальном вознаграждении, не о деньгах или обещании купить игрушку или любимое лакомство. Подлинная награда — сознание хорошо проделанной работы.
Однако в правиле "без наград" есть место для исключений. Награда может быть веселой, может эффективно подхлестнуть ослабевшую мотивацию. Мой любимый пример — из книги Сидни Тэйлор "Семья как семья" (All-of a-Kind Family). Это история ортодоксальной еврейской семьи начала ХХ века, живущей в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене. Пятеро дочек по очереди выполняют все домашние обязанности, а когда девочкам до смерти надоедает приводить в порядок гостиную, их мать прячет в труднодоступных местах монетки: их удастся обнаружить только при очень добросовестной уборке. Сразу же вспыхивает интерес к делу, девочки наперебой рвутся убирать. Такую игру мать затевает время от времени, чтобы пробудить мотивацию, но не так часто, чтобы дочки могли рассчитывать на "причитающееся" вознаграждение.
Однажды я последовала этому рецепту с небольшой вариацией: сунула любимую игрушку сына, которую он до того долго и тщетно искал, в большую кучу вещей в детской и предложила хорошенько прибраться, обещая, что тогда игрушка непременно появится.
Сначала-то, когда я обнаружила его игрушку, я чуть было сразу же не объявила, что супермамочка — ура! — кое-что нашла: так хотелось порадоваться с ним вместе и похвастаться. Но если бы я так сделала, не было бы ни убранной комнаты, ни счастья открытия, которое пережил мой малыш, самостоятельно добравшись до игрушки.
Список домашних дел для детей 6-11 лет
Дети в начальной школе, с шести до одиннадцати лет, уже много всего умеют. Они понимают причинно-следственные связи и могут предугадать: если не положить белье в корзину, никакое чудо не сделает его чистым. Если не покормить собаку, бедолага будет скулить от голода. Дети уже готовы к таким делам по дому:
- чистка и резка овощей (предварительно обучите ребенка технике безопасности и не забывайте натачивать ножи: острый наделает меньше бед, чем тупой);
- стирка — весь цикл, от предварительной сортировки до раскладывания чистого белья по местам. Прикрепите листы с пошаговыми инструкциями на стиральную машину и сушилку — после того как проведете необходимые очные уроки, — чтобы ребенок всегда мог свериться, если что-то упустит из виду. Одна мама сообщила, что маркер легко пишет на поверхности стиральной машины и легко стирается, так что она пишет инструкцию прямо на машине;
- замена туалетной бумаги. И пусть ребенок сам решает, какой стороной к стене вешать рулон!
- накрывать на стол и убирать со стола;
- выполнять разные работы в саду: сгребать листья, полоть сорняки, приносить дрова;
- пылесосить и мыть пол;
- участвовать в составлении списка покупок.
Список домашних дел после 12 лет: как взрослые
К 12 годам дети в принципе могут делать по дому все, что угодно. Наиболее самостоятельные подростки из числа тех, кого я опрашивала для этой книги, берут на себя следующие дела:
- мелкий ремонт: красят, меняют лампочки, выполняют простые манипуляции с машиной;
- покупают продукты (учитывая своеобразные пищевые привычки многих подростков, родителям приходится иногда составлять строгий список);
- продумывают и готовят достаточно сложные блюда;
- обучают младших братьев и сестер выполнению домашних обязанностей;
- водят собаку на прививку;
- моют холодильник;
- рубят дрова и растопку;
- чистят водосток от листьев.
Поощряя подростков активно помогать по дому, вы готовите их к успешной взрослой жизни. Если подросток знает, что можно и не трудиться ради выполнения своих желаний, скорее всего, и в реальном мире он окажется нетрудоспособным. Ответственность за домашние дела (уборку, стирку, прогулку с собакой) на живых примерах учит подростка заботиться о том, что для него важно. В итоге это укрепит в нем самоуважение, он будет эффективнее справляться с любыми задачами.
Дженнифер Хартштейн, психолог
Участие детей в повседневных делах, поддержании домашнего порядка и удовлетворении различных потребностей семьи пойдет на пользу всем близким прямо сейчас, а особенно пригодится вашим детям: повышенное чувство ответственности и развитая самостоятельность выделят их среди избалованных сверстников и в университете, и на первой работе. Другие юнцы будут беспомощно ждать, пока им укажут, что делать и как, а ваши ребята возьмут на себя ответственность и двинутся вперед, оснащенные опытом, навыками и умениями, приобретенными рядом с вами, в родном доме.
Вы организовали им возможности терпеть неудачу, все портить и исправлять свои ошибки, и вашу молодежь не устрашат случающиеся время от времени оплошности. Плюс бонус: всю дальнейшую жизнь, собираясь в честь каких-то семейных событий за общим столом, вы сможете извлекать из огромного запаса ту или иную забавную (задним числом) историю — например, как сынишка вместо порошка запустил в стиральную машину хозяйственное мыло, как поперла пена и всем пришлось полдня устранять последствия. Так что лучше прямо сейчас понять, что членов семьи сближает не совершенство, а совместно преодолеваемые трудности — именно это навсегда останется с вами.