...В нашем семейном архиве есть фотография: я сижу за кухонным столом, в правой руке — вилка с наколотым на нее пельменем, на левой висит спящая дочка нескольких дней от роду. Кажется, что поза ее крайне неудобна, голова свешивается (о своем удобстве я уже не говорю). Однако стоило попытаться положить ее в кровать, как она тут же просыпалась и начинала плакать. Так и приходилось и есть, и делать какие-то необходимые дела по хозяйству с ребенком на одной руке. В отличие от сына, дочка почему-то никогда не засыпала у груди. Проходил месяц, два, три... но усыпить ее не становилось легче. В возрасте двух лет каждый вечер приходилось возить дочку по улицам в коляске или санках до тех пор, пока не уснет, а потом поднимать на руках по лестнице вместе с транспортным средством. Физическая усталость, сопряженная с этой процедурой, не шла ни в какое сравнение с полным нервным истощением, до которого доводили меня два, а то и три часа капризов, которые без такой вечерней прогулки были неизбежны.
Как только моя Тася доросла до способности вылезать из коляски, она тут же взялась за это дело со всем возможным энтузиазмом. Причем цель была лишь одна — взобраться ко мне на руки. Если это было невозможно, она выражала свое недовольство громким плачем. В два с небольшим дочка приобрела отвратительную привычку укладываться на улице в сугроб и истошно орать, не обращая внимания ни на какие уговоры или угрозы, причем чаще всего это происходило тогда, когда у меня в руках было уже несколько полных авосек с продуктами, и поднять ее было просто нечем. В два с половиной она забралась на высокое дерево и отчаянно брыкалась и вопила, когда я снимала ее оттуда, а потом предприняла две попытки (к счастью, неудачных) выбраться на улицу через форточку...
Сейчас ей шесть, но она все равно не может посидеть спокойно больше пяти минут, ежедневно падает с табуретки, на которой качается во время еды, регулярно опрокидывает чашки с водой и тарелки с супом и ни за что не упустит возможности немедленно ответить, если вопрос задан не ей, а старшему брату.
Наверное, прочитав эти строки, вы подумали, что более бездарной мамаши еще не видывал свет и что мне категорически противопоказано воспитывать детей, так как я их способна только "избаловать" и "испортить". О, вы поймете меня, только если и в вашей семье растет такой же неуемный "вечный двигатель". По-научному это явление называется "гиперактивностью". Причем психологи даже знают, отчего она появляется, и отчасти могут подсказать, как выжить в такой ситуации измученным родителям. Правда, заранее предупреждают, что многие советы выполнить оказывается крайне трудно.
Возможно, нам с вами удастся не все (гиперактивному ребенку не помешали бы идеальные родители, да где их взять?) — но все-таки мы сможем хотя бы увидеть проблему более трезво и объективно, простить себе свою "педагогическую беспомощность", а ребенку — его невыносимую неугомонность. А поможет нам с вами в этом детский нейропсихолог Елена Владимировна Климачева, уже многие годы работающая в психолого-педагогическом центре "Исток".
Начнем с того, что "вечные двигатели", как объясняет психолог, при внешнем сходстве поведения, оказывается, неодинаковы. Больше всего повезло тем, кто унаследовал свою кипучую энергию и бурный темперамент от мамы или папы, бабушки или дедушки. Тут мы чаще всего имеем дело с "гиперактивностью без дефицита внимания". Интеллект у таких детей хороший, и они с ранних лет способны ставить перед собой цель и добиваться ее. Родителям с ними, конечно, трудновато, так как среди таких целей как раз встречается выход на улицу через форточку или покорение вершины очередного дерева. Но если энергию такого ребенка направить в мирное русло, со временем он может добиться очень многого.
Но нередко оказывается, что неугомонность "вечного двигателя" — явление болезненное, лишь создающее иллюзию неистощимой энергии. Ребенок носится по квартире, хватается то за одно, то за другое, ничего не доделывает до конца, не замечает обращенных к нему просьб, много говорит, но не способен слушать, перебивает, не может дождаться своей очереди. Со стороны может показаться, что он "избалованный" и "невоспитанный". На самом деле бурная физическая активность нужна такому ребенку, чтобы усилить кровоснабжение головного мозга!
А вот почему мозг нуждается в такой стимуляции — разговор отдельный. И во время консультаций, которые проводит Елена Владимировна, этот разговор всегда начинается с вопроса о том, как протекала беременность и роды. Многие мамы этому удивляются. Им, к сожалению, никто никогда не объяснял, что такие "мелкие" неприятности, как пониженный гемоглобин, повышенный тонус матки, небольшие кровотечения во время беременности, и уж тем более обвитие пуповины, использование щипцов, общего наркоза, кесарева сечения при родах неизбежно наносят вред развитию мозга ребенка.
"Как? — удивляется мама. — Мы же были у детского психоневролога и в месяц, и в три. Нам сказали, что никакой патологии нет".
Действительно, никакой грубой патологии у нашего неугомонного малыша нет. Все отделы мозга на месте. Но из-за пережитых осложнений некоторые участки мозга могли быть повреждены. У взрослого человека это называется инсультом, и последствия имеет, как известно, самые тяжелые. Организм же новорожденного способен компенсировать подобное повреждение: нервные импульсы находят обходной путь. Но все-таки бесследно для здоровья малыша это не проходит. Последствием может быть гипертонус, повышенная возбудимость, плохой сон, плаксивость, которые в более позднем возрасте как раз часто оборачиваются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно — СДВГ).
Так что если беременность и роды были далеко не идеальными, а ребенок родился очень беспокойным, не стоит удовлетворяться утверждением детского психоневролога о том, что "патологии нет". Надо искать другого специалиста, более внимательного и заинтересованного, так как "само" это, увы, не пройдет.
Некоторые психоневрологи таким "неуправляемым" детям прописывают Фенибут или Пантогам, которые улучшают кровоснабжение мозга, но, как и любые сильнодействующие препараты, не лишены побочных эффектов. Безопаснее и мягче действуют гомеопатические средства. Но их специалист должен подбирать индивидуально. В некоторых случаях хороший эффект дает сочетание растительных адаптогенов (женьшеня, левзеи, заманихи, аралии и т.п.), которые повышают тонус и улучшают настроение, с успокаивающими травами (валериана, пустырник, пион, хмель и т.п.). Но выбрать правильное сочетание и дозировку должен грамотный врач-фитотерапевт. Можно использовать растительные препараты Персен, Новопассит.
Но никакие лекарства не заменят тренировки: ребенку жизненно необходимо "шевелить мозгами", так же, как шевелить руками и ногами. Все это объединяют в себе массаж и лечебная гимнастика. Они помогают формированию столь необходимых для нормального развития мозга связей между полушариями.
Однако помимо сугубо лечебных мероприятий есть еще повседневная жизнь. И если в семье родился гиперактивный ребенок, то тишины и покоя ждать не приходится. Такой младенец нипочем не будет спокойно лежать в кроватке или коляске! И вот тут существуют два совершенно противоположных подхода. Первый — давать младенцу "накричаться", не подходить и не брать на руки. Второй — носить на руках как можно больше, брать к себе в постель, пользоваться рюкзачком "кенгуру". Какой подход вы выберете, зависит, конечно, и от вашего характера, и от вашей конечной цели.
Если цель — любой ценой заставить ребенка замолчать, то первый способ может оказаться результативнее, хотя некоторые особо упорные младенцы продолжают орать несколько месяцев подряд. Но в какой-то момент любой ребенок замолкает, поняв, что маме нет никакого дела до его страданий и вообще он никому в этом мире не нужен. Это ощущение остается у ребенка на всю жизнь, и нечего удивляться, если он никогда не научится по-настоящему доверять даже самым близким людям.
Если же ваша цель — помочь малышу справиться с его проблемами: недомоганием, чрезмерным возбуждением, страхом одиночества, то второй подход оказывается не только человечнее, но и конструктивнее: непосредственная близость к маме успокаивает буйного младенца, помогает ему наладить правильную, ритмичную работу пищеварения, дыхания, сердца (он бессознательно подстраивает свои биоритмы под мамины). Поглаживания, объятия и поцелуи (не только мамины, но и папины) тоже действуют успокаивающе.
В два-три года созреванию мозга и появлению первых признаков самоконтроля способствуют любые детские игры с правилами ( "Гуси-гуси", "Ладушки", "Сорока" и т.п.), складывание картинок из кубиков.
Гиперактивному ребенку обязательно нужно давать возможность побегать, погулять в том месте и в то время, когда его активность никому не будет мешать. Если же предстоит поход в какое-то учреждение, где нельзя шуметь и носиться, надо непременно заранее договориться об этом с ребенком.
Но если вы прокричите свое пожелание, скажем, из другой комнаты, то можете считать, что обратились к стене или двери. Все важные указания и пояснения дойдут до гиперактивного ребенка только в том случае, если вы будете говорить, глядя ему в глаза и положив руку на плечо. Такой же способ может использовать учительница — тогда ее инструкции будут услышаны.
Когда же мама выкрикивает по три команды в секунду ("Обойди лужу! Не бери палку, пока не доешь сырок! Не перебегай дорогу!" и т.д.), можно не сомневаться, что ребенок не успевает воспринять ни одной: у него же дефицит внимания! Пока вы не убедились, что малыш услышал, понял и выполнил одну инструкцию, следующую лучше держать при себе! Возбудимой, раздражительной и эмоциональной маме очень непросто обуздать себя, однако другого выхода все равно нет. Кстати, если среди членов семьи есть хоть один спокойный, уравновешенный человек, полезно почаще оставлять с ним гиперактивного ребенка.
"Вечному двигателю" нежелательно оставаться на весь день в детском саду или на продленке. Ему необходимо побыть в тишине, чтобы успокоиться и сосредоточиться. А чтобы гиперактивный ученик смог высидеть урок, учительнице нужно время от времени давать ему задание, связанное с ходьбой и движением: раздать тетради, намочить тряпку, стереть с доски и т.д.
А еще гиперактивные дети, как и все дети на свете, любят, чтобы их хвалили. Поэтому не забывайте хвалить даже за пять минут "хорошего поведения". Тогда есть надежда, что постепенно они превратятся в десять, а потом и в пятнадцать.