Романовы, авангард и еще 3 знаменитых выставки в Манеже
Выставки в Манеже: на что приходили смотреть в XIX, XX и XXI веке
(4 оценки)
12 декабря 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа. С 1831 г., с перерывами, связанными с историческими потрясениями (революция, Великая Отечественная война), и пожаром 2004 года, Манеж использовался как огромная выставочная площадка. Последним громким событием стала выставка-форум «Православная Русь. Моя история. Романовы». Она закончила работу в конце ноября 2013 года. Из-за огромного потока желающих организаторы дважды переносили закрытие экспозиции. Такое случалось в Манеже и прежде. И это не случайно — центральная выставочная площадка страны служит местом демонстрации лучших достижений в сферах науки и искусства. Вспомним о самых интересных в почти двухсотлетней истории Манежа событиях.
2013 год. Выставка-форум "Православная Русь. Моя история. Романовы"
Выставка, приуроченная к 400-летию дома Романовых, прошла в Манеже в ноябре текущего года. Изначально экспозицию должны были закрыть 12 ноября, но желающих увидеть дневник последнего российского императора Николая II, личные вещи представителей династии, поклониться чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери – главной святыне царского дома – было так много, что работу продлили сначала до 19, а затем и до 24 ноября. Каждому царю из династии Романовых был посвящен свой зал: современные технологии (3D-инсталляции, анимированные коллажи) помогали посетителям погрузиться в реалии ушедших эпох.
Картина "Канун". Из цикла "Поле Куликово". 1977 год
1978 год. Выставка картин Ильи Глазунова
Со 2 июня по 2 июля 1978 года в Манеже демонстрировали картины художника Ильи Глазунова. Тогда всего за месяц Манеж посетило более полумиллиона человек. В экспозиции было представлено 400 картин – исторических полотен о судьбе России. Многие темы (касающиеся, например, вопросов религии) еще были под негласным запретом, и потому люди соглашались выстаивать по 5–6 часов в длинной очереди, которая шла вдоль всего здания. Они хотели своими глазами увидеть картины "Русский Икар", "Возвращение блудного сына", "Царевич Дмитрий", "Борис Годунов" и сделать собственные выводы о природе творчества художника.
1962 год. Никита Хрущев комментирует картину Бориса Жутовского
Обычная отчетная выставка Московского союза художников обернулась скандалом и стала толчком для целой кампании против формализма и абстракционизма в искусстве. По воспоминаниям участников события и самого Никиты Хрущева, он вовсе не должен был в этот день, 1 декабря, посещать Манеж. Между тем, главе государства, не готовому к восприятию авангардного искусства, предложили оценить творчество молодых художников Юло Соостера, Владимира Янкилевского, Бориса Жутовского. Эту часть экспозиции составляли картины из "Экспериментальной студии живописи и графики" Элия Белютина. Подготовили ее спонтанно, буквально за 2 дня. Элий Михайлович рассказывал Хрущеву о картинах и художниках, но понимания его слова не вызвали. Сегодня ряд историков считает, что эта акция была провокацией, призванной вызвать негативную реакцию главы государства, что, к слову, вполне удалась.
1872 год. Политехническая выставка. Фотографический отдел выставки
В 1870 году император Александр II подписал указ об учреждении Политехнического музея. Нужно было подумать не только о помещении, но и об экспонатах. И тогда любители естествознания, антропологии и этнографии, объединенные одноименным обществом, решили организовать обширную выставку, которая представила бы последние достижения России в разных отраслях: от сельского хозяйства, транспорта и военного дела до науки и культуры. Приурочили грандиозное событие к 200-летию со дня рождения императора Петра I. Композитор П.И. Чайковский написал кантату к ее открытию. С 30 мая по 1 сентября в Манеже и 86 временных павильонах и строениях в Александровском саду, на Кремлевской набережной, Варварской площади развернулась огромная экспозиция: 25 отделов демонстрировали готовые изделия, стадии производственного процесса, модели, чертежи, схемы и пр. Выставку посетили 750 тыс. человек. Ее экспонаты послужили основой для создания не только Политехнического, но и Исторического музея.
1867 год. Сцена "Ярмарка" на Этнографической выставке
Весна 1867 года запомнилась москвичам необычайным для того времени событием. В Манеже представляли все многообразие быта обширной Российской империи. Посетители первой этнографической выставки могли в деталях рассмотреть жилища и одежду народов страны: русских и белорусов, украинцев и молдаван, финнов, эстонцев, латышей, мордвы, татар, грузин, армян, казахов, якутов, эскимосов, алеутов и многих других. На фоне ландшафтов, крестьянских жилищ и хозяйственных построек располагались группы фигур-манекенов, одетых в традиционные костюмы. На выставке было представлено около 300 манекенов, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта, а также музыкальные инструменты, модели построек и орудий труда, лубочные картинки и около 1600 фотографий.
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!