В последнее время стало модно говорить о таком явлении, как болезненная зависимость от совершения покупок. Ажиотаж вокруг этой темы порождает слухи и сомнения. Мужчины косо смотрят на жен, вернувшихся с очередного шоппинга. Женщины невольно задаются вопросом: не больна ли я?
Специалисты утверждают, что существует такое расстройство - ониомания, или, проще говоря, шопоголизм (от английского "shopping", "shop" - "магазин"), которая в наши дни приобретает характер эпидемии. Болезнь больших успешных городов, заставившая страдать немало людей на Западе, сегодня уверенно шагает по российским городам.
Шопоголизм (или ониомания) - навязчивое желание совершать ненужные покупки в большом количестве, не отдавая себе отчета о своих финансовых возможностях и, что самое главное, неизбежных последствиях. Это вовсе не значит, что, совершая время от времени никчемную покупку, человек автоматически записывается в стройные ряды шопоголиков.
Шопоголизм – это форма зависимости, такая же, как наркомания, алкоголизм, склонность к азартным играм. Болезнь эта достаточно опасна. От нее, конечно, нельзя умереть, но остаться нищим и несчастным - вполне возможно.
Обращать активное внимание на это явление стали в 90-е годы, но, оказывается, эта болезнь - долгожитель. Ей уже более ста лет, однако, такой заметный размах она приобрела именно в наши дни.
Ониомания, как и любая зависимость, имеет свои закономерности. Основное, что ее характеризует - желание совершить покупку возникает на фоне сильного эмоционального напряжения. Скажем, человек чем-то недоволен, раздражен, испытывает трудности в построении межличностных отношений или имеет какие-либо другие причины испытывать психологический дискомфорт. В таком состоянии у любого возникает естественная потребность снять это напряжение. Только делают это все по-разному. Человеку, страдающему ониоманией, на помощь приходит шоппинг. Делая себе подарки, он на время избавляется от чувства тревожности. При этом шопоголику трудно выбирать среди товаров, он импульсивно скупает все подряд, испытывая ни с чем не сравнимую эйфорию.
Вернувшись домой, он обнаруживает, что деньги потрачены впустую. Все, что куплено, совершенно не нужно, и на подходе семейное разбирательство. Возникает чувство вины, на фоне которого снова возникает эмоциональное напряжение, и как следствие, появляется потребность это напряжение снять. Круг замкнулся. Шопоголик готов к новым покупкам. Походы в магазин становятся постоянными. И это происходит не раз год - человек пошел и снял стресс, а регулярно.
Таким образом, мы видим перед собой замкнутую систему. Желание совершать это действие возникает снова и снова. Как раз наличие системы и определяет зависимость.
Почему одни люди справляются со своими трудностями, а другие попадают в плен этой цепочки? Корень зла надо искать в особенностях личности шопомана. Прежде всего, это низкая самооценка, отсутствие интересов, увлечений, трудность в выражении чувств. Таким людям тяжело в общении. Как правило, они не имеют собственного мнения и четкой системы ценностей, так как их мнения и убеждения зависят от социально одобряемых. Эти люди не чувствуют себя понятыми, но при этом и сами неспособны к пониманию. Не умея признавать достоинства других, они не признают и своих достоинств. В основе этой беды - чувство собственного несовершенства и внутренняя пустота, заполнить которую эти люди пытаются необдуманными и ненужными покупками.
Так как эти люди зависимы, то они зависимы, в том числе, и от других людей. Им не интересно самим с собой, и они не могут брать на себя ответственность за собственные решения. Шопоголик приходит в магазин - а там надо самому делать выбор. Советчиков рядом нет. Он и сваливает себе в корзину все подряд. Даже такую мелочь, как выбор товара, он не в состоянии совершить самостоятельно.
Причины формирования такой личности могут быть разными. Могут проистекать из детства - когда ребенку не хватало любви и внимания. И вовсе не обязательно это дети из неблагополучных семей. Скорее наоборот, шопоголиками часто вырастают дети, которым занятые обеспеченные родители внимание заменяли дорогими и частыми подарками.
Возникает вопрос - как шопоголикам удается удовлетворять свою страсть? Не у всех же есть деньги! Нереализованный человек, с низкой самооценкой - и вдруг идет и скупает полмагазина. Парадокс?
На первый взгляд парадокс.
Но, во-первых, среди богатых людей тоже немало как нереализованных, так и людей с низкой самооценкой. Можно работать успешно, но заниматься не тем, что приносило бы удовольствие и самоуважение. А низкая самооценка часто заставляет людей самоутверждаться путем преумножения богатств.
А, во-вторых, ничего не мешает бедному человеку погрязнуть в пучине кредитов.
Последствия могут быть самыми неприятными. Невозможность удовлетворить свое желание вызывает волну раздражения, которая может проявиться агрессией. Растратив денежные средства, шопоголик начинает требовать деньги у родных и близких, в случае отказа дело может дойти до вымогательства и драк.
Последствия - самые плачевные. Вначале проблемы дома, требование выдачи денег, вымогательства, долги, телесные повреждения. Нездоровая тяга к покупкам может стать причиной развода. Известны случаи, когда дело доходит даже до проституции. Попавший в плен зависимости, человек готов на все. Как и в случае с карточной зависимостью, с наркозависимостью и другими.
Не меньше своих близких, психологически страдает сам ониоман. Сопровождающее заболевание чувство вины может проявляться в виде аутоагрессии - то есть агрессии, направленной на себя. Следствием такого переживания может быть развитие депрессивных, психосоматических расстройств, и даже актуализация суицидальных тенденций.
Традиционно принято считать, что шопоголизм - болезнь женщин. Статистика показывает, что в основном это так, хотя небольшой процент мужчин тоже подвержен этому явлению. Но в основе мужского аналога женской страсти к покупкам - частых посещениях казино, лежат все те же механизмы возникновения зависимости. В обоих случаях происходит необдуманная, импульсивная трата денег, ведущая к неприятностям и долгам.
В последнее время ситуация обостряется. Этому способствует развитие потребительского рынка и рынка рекламных услуг.
Раньше для удовлетворения внезапного порыва что-то приобрести необходимо было, как минимум, выйти из дома. Был шанс, что затмевающий сознание импульс "надо купить", спадет. И к моменту расплаты наш горе-покупатель выгрузит назад хотя бы половину тележки.
Но в наши дни сервисного благополучия доступны всевозможные ТВ-шопы, Интернет-магазины, многочисленные каталоги, дающие возможность совершать покупки, не выходя из дома. Большую популярность приобретают кредитные карты - при списании средств у человека нет ощущения ухода денег, как во время расплаты наличными. Ученые выявили, что когда возникает спонтанное желание совершить покупку, на участке коры головного мозга, отвечающей за рациональное мышление, снижается активность. Если бы наша героиня прогулялась до магазина, может быть, у нее эта активность и повысилась бы. Но когда она сидит с кредитной карточкой в руках, и расплачивается в Интернет-магазине не наличными, а виртуальными деньгами, она не видит, что деньги уходят самые что ни на есть реальные.
Другая ловушка - все качественней и профессиональней становится реклама. Все более тонкие способы убеждения покупателей в необходимости приобрести тот или иной товар разрабатываются в сфере мерчендайзинга. Свет, запахи, звуки, расположение товара, обаяние специально обученного продавца - все это направлено на снижение воли и без того безвольного шопоголика. А простейшая установка "если вы это купите - это решит все ваши проблемы" прямо таки создана для людей с низкой самооценкой и неудовлетворенностью жизнью.
Может сложиться неправильное мнение, что шопоголики - непременно люди легкомысленные и несерьезные. Но это не всегда так. Страдающих этим недугом можно встретить не только в ярких супермаркетах, но и в тихих, торжественных книжных магазинах.
"Такое количество книг, какое скопилось у меня дома, не выдержит ни одна квартира, - рассказывает Алена. - Впору открывать библиотеку. Самое обидное - отлично понимаю, что за всю мою жизнь мне не перечитать всего, что у меня есть. Уговариваю себя - "останется потомкам". Но потомки мало того, что не любят читать, они с нескрываемым энтузиазмом шагнули в мир электронных библиотек и минимализма в помещениях. Но мне интересен сам процесс скупки. Вначале я нахожу любимого автора, а потом... просто скупаю книги серии, в которой он был напечатан. Сейчас подсела на известный Интернет-магазин. У меня кредитная карта. Именно кредитная. Медленно, но верно плыву в минус. Есть у меня мечта - собраться... отнести всю эту книгопечатную продукцию в библиотеку... и самой устроиться туда же работать. Да, платят мало. Но для меня это будет выгоднее, чем дальше грязнуть в долгах".
Самое простое решение в избавлении от этой напасти – подстроить ситуацию под личность ониомана, адаптироваться к его особенностям. Пусть черты, привносящие в его жизнь дискомфорт, работают на его успех.
К примеру, можно приобщать таких людей к выбору покупок. Если шопоголик обладает хорошим вкусом - это будет отличный консультант в выборе одежды. Он будет охвачен игрой в переодевание клиента, и его не будет заботить проблема выбора - выбирать-то не ему. Его задача - предложить как можно больше разнообразных вариантов. Ну а уж в этом-то ему нет равных!
Можно, используя имеющиеся способности и склонности, найти такой образ жизни, в котором будет задействована любовь к приобретениям, но при этом не будет страдать кошелек, и не будет возникать чувство вины.
Исследование особенностей личности девушки, страдающей шопоголизмом, показало, что наряду с беспокойством и повышенной тревожностью, она обладает такими чертами характера, как аккуратность, склонность к детализации. Она чувствовала себя нереализованной, невозможность найти свою нишу создавала нарастающую эмоциональную напряженность. "Успокаиваться" девушка шла в магазин "аксессуары". Там у нее была возможность рассмотреть в мелочах каждое украшение. Ей нравилось все - как сверкают бусинки, нравились сочетания цветов, и было мучительно сложно остановиться на чем-то одном. В досаде от невозможности сделать выбор, она набирала целые гроздья бижутерии.
Ей было рекомендовано заняться... бисероплетением. Первая реакция была отрицательная: "скажите еще "макраме"". Но потом, смеха ради, девушка попробовала создать пару комплектов. Вошла во вкус. Через некоторое время родилась интересная коллекция, которая привлекла внимание одного из художественных салонов.
Теперь наша героиня ведет группу бисероплетения, делится опытом. Ее потребность совершать обильные яркие покупки успешно реализована - закупка материла для целой группы, для совместных больших проектов, приносит ей истинное удовольствие, но удовольствие, продиктованное не чувством тревоги и неудовлетворенности, а чувством полноты жизни, любовью к своему занятию и гордостью за свою самореализацию".
К сожалению, не всем так везет, как нашей героине, и делать ставку на то, что судьба пойдет навстречу вашей зависимости - это большой риск.
Постараться изменить самого шопоголика - процесс несомненно сложный, но зато он надежный и результативный.
Человек, страдающий ониоманией, должен признаться себе, что такая проблема у него есть и познакомиться с психологией зависимости. Главной поддержкой и помощником на этом этапе жизни должен стать психотерапевт. Прежде, чем человек придет к адекватной устойчивой самооценке, прежде чем осознанно выстроит систему ценностей и почувствует свой стержень, ему необходимо избавиться от негативных установок, попрощаться со своими страхами. А главное, любя себя, научиться говорить "нет" - и не столько другим, сколько себе. Только прочувствовав ответственность перед самим собой, перед своей судьбой, человек сможет избавиться от навязчивых требований капризного импульса. Так же, как и от хитрых рекламных трюков, которые надо воспринимать просто как информацию о товаре, не прикидывая - купил бы я этот продукт или нет.
Курьёзный "рекламный" случай произошел с девушкой, страдающей шопоголизмом.
Алевтина, будучи удачно пристроена в браке, не без удовольствия тратила деньги мужа направо и налево. Толчком для совершения покупки для нее всегда была реклама. Вначале муж с умилением относился к проявлениям ее расточительности, но потом ее страсть все чаще стала являться основным поводом скандалов в семье.
Оставшись одна, никогда нигде не работавшая, ничего не умеющая, Аля устроилась в рекламное агентство наборщицей текста.
И вдруг - стремительный карьерный рост!
Оказалось, что то невероятное количество рекламных роликов, которые она просмотрела, буквально вынудило ее изучить рынок рекламных услуг.
Теперь Алевтина создает рекламу, рассчитанную на таких же внушаемых и впечатлительных особ, какой она была в своей прошлой, замужней жизни".
Этот пример лишний раз свидетельствует о том, что в основе избавления от гнетущей зависимости лежит необходимость в самореализации, которая тесно связана с чувством уверенности в себе и своих силах.
И в завершение - еще один способ победить проблему.
Не поверите, но в избавлении от зависимости может помочь... любовь!
Когда сидишь рядом с любимым человеком, смотришь вдаль и понимаешь, что он принимает тебя такой, какая ты есть, а ты его просто любишь, в голову не придет бежать в магазин за покупками, заполняя пустоту в душе, потому что душа наполнена любовью!