То суточное дежурство выдалось на редкость "ударным": роженицы поступали одна за другой. Около десяти часов вечера в приемный покой вошла беременная, которую под руку бережно поддерживал муж. Это вполне нормально, когда женщин сопровождают родственники, но в данном случае меня ждал сюрприз...
"Доктор, мы с женой будем рожать вместе!" — с порога решительным тоном, не терпящим возражений, сказал будущий папа. "Вы пока раздевайтесь, сейчас я осмотрю вашу жену, и мы разберемся", — ответила я.
Практика партнерских родов не только для нашего родильного дома, но и для всей нашей страны является относительно новой, хотя надо признать, что прогресс не стоит на месте, и роженица, находящаяся в палате вместе с мужем, а реже — с мамой, сестрой или близкой подругой, уже никого не удивляет. Но в данной ситуации врачу, ведущему такие роды, важно в самом начале понять, будет ли партнер только присутствовать на родах или же будет соучаствовать, сопереживать, оказывая роженице помощь, важность которой трудно переоценить. Так, участвуя в процессе родов, муж может оказать помощь, которую в силу физической загруженности не может оказать персонал родильного дома: делать жене обезболивающий массаж, водить ее в туалет, приносить воду, а самое главное — поддерживать позитивный настрой роженицы, что очень важно для успешного окончания родов. К сожалению, так бывает не всегда. Если решение рожать вместе было спонтанным, недостаточно продуманным либо принятым сугубо под давлением жены, то такие роды могут оказаться серьезным испытанием как для супружеской пары, так и для медицинского персонала, ведущего роды. Еще более неприятной является ситуация, когда муж заведомо негативно настроен по отношению к врачам и акушеркам, уверен в том, что он лучше знает, что нужно его жене, и начинает руководить акушерской бригадой, мешая и значительно осложняя работу. Мне необходимо было при первой беседе понять, какими доводами руководствуется данная супружеская пара, желая рожать вместе, и, следовательно, принять решение, допустить или нет присутствие мужа на родах, что, учитывая нашу загруженность в ту ночь, могло стать большим подспорьем, а не помехой при ведении родов. Оговорюсь, что присутствие папы на родах может быть предусмотрено в контракте, тогда мы не вправе отказать будущему папе или другим родственникам. Если же контракт не заключен, то в разных роддомах существуют различные "правила допуска": где-то это ряд анализов, которые должен сдать заранее и предоставить мужчина, где-то — диплом о подготовке на специальных курсах для будущих родителей. В любом случае эти документы свидетельствуют о наличии желания и подготовленности будущего папы, В нашем роддоме на момент происходящих событий было принято полагаться на интуицию доктора.
Взвешенное решение
Переодевшись, Мария (так звали нашу роженицу) вошла в смотровую. При сборе анамнеза было выяснено, что Марии 27 лет, замужем она 8 лет. 5 лет назад после перенесенного тяжелого гриппа у Марии произошел самопроизвольный выкидыш в сроке 7 недель, после чего беременность не наступала. Данная беременность наступила спонтанно и протекала без осложнений, Мария состоит на учете в женской консультации с 5 недель беременности. Ультразвуковые исследования проведены трижды, по данным УЗИ существенных патологических изменений в состоянии плода не выявлено, пол ребенка по просьбе родителей им не сообщали. Последнее УЗИ произведено в 38 недель беременности, выявлено двойное обвитие пуповины вокруг шеи плода, предполагаемый вес плода 3500 г, внутриутробное состояние плода удовлетворительное.
Я расспросила Марию, чем обусловлено желание рожать вместе с мужем. "Вы знаете, эта беременность выстраданная, долгожданная, и мы ее с мужем вынашивали вместе: вместе ходили на прием к врачу в женскую консультацию, вместе читали книги и журналы по беременности, вместе посещали курсы подготовки к родам. Я даже не представляю, что моего мужа не будет рядом в самый ответственный момент рождения нашего ребенка", — сказала Мария. Признаться честно, ее слова меня успокоили, так как оказалось, что решение этой семейной пары рожать вместе было не только обоюдным, но хорошо продуманным, а главное, подготовленным.
Исходя из опыта ведения партнерских родов, я сделала вывод, что далеко не каждый, даже очень любящий супруг может оказать реальную помощь и поддержку в родах. Это обусловлено несколькими моментами:
- мотивацией — т.е. причиной, по которой муж оказался в родильном блоке. Причины эти могут быть самыми разными: например, настояние жены, которая боится оставаться один на один с родовой болью, дань моде ("друг помогал жене в родах, а я чем хуже"). Бывают случаи, когда мужчина движим элементарным интересом, наконец, самый нежелательный вариант — когда супруги, пройдя опыт совместных родов, рассчитывают укрепить свои пошатнувшиеся взаимоотношения. Семья, которая решилась рожать вместе, должна ясно представлять, что никаких проблем, возникших до беременности и родов, они этим не решат, так как совместные роды являются своеобразным экзаменом для каждой супружеской пары. Вне всякого сомнения, единственно правильной мотивацией для родов с мужем является обоюдное, искренне и тщательно подготовленное желание супругов участвовать в таинстве рождения их малыша, ведь как бы там ни было, не только мать, но и отец являются главными людьми в жизни маленького человека;
- особенности характера мужчины имеют немаловажное значение. Муж, который принял решение участвовать в процессе родов, должен в нужный момент не растеряться, четко знать, в какое время и какую конкретно помощь предложить жене. Конечно, для этого необходимо готовиться к родам заранее — знать, как протекают роды, какие методы релаксации и обезболивания можно использовать. Женщина в период активных схваток может забыть обо всем на свете — вот в этот момент муж может оказать неоценимую помощь как роженице, так и своему малышу, для которого роды также являются испытанием;
- нюансы взаимоотношений супругов также имеют очень важное значение. Идя на роды, муж должен четко понимать, что помощь, которую он может оказать, как бы там ни был, — это помощь психологическая, поэтому между супругами должно существовать глубокое взаимопонимание и доверие друг к другу, Кроме того, очень важным моментом является готовность и умение мужчины оказать психологическую поддержку своей жене, а со стороны жены — умение и желание эту помощь принять.
Неоценимая помощь мужа на родах
На настоящий момент срок беременности по всем данным ровно 40 недель. Два часа назад Мария заметила появление светлых водянистых выделений из влагалища, одновременно появились умеренно выраженные тянущие боли внизу живота. Осмотр на кресле показал, что плодный пузырь отсутствует — т. е. дома у Марии отошли околоплодные воды, раскрытие шейки матки 2 см.
"Ну что же, мы вступаем в роды", — сказала я Андрею (так звали мужа нашей роженицы). Пока Андрей переодевался в специально приготовленные для родильного блока костюм и обувь, я проверила, все ли анализы, а именно: исследования крови на ВИЧ, RW (реакция Вассермана), гепатиты, а также флюорография — проведены будущему папе. К счастью, все было в полном порядке, и Маша с мужем оказалась в индивидуальной родовой палате, где им предстояло провести несколько очень важных и ответственных часов. Перед тем как проводить пару в родильный блок, я спросила у Андрея, будет ли он присутствовать во время потужного периода родов или будет находиться вместе с женой только во время схваток и войдет в родильный зал, когда малыш уже родится. Андрей сказал, что они с женой хотели бы быть вместе в течение всех периодов родов. Также мы обговорили обязательное условие: если что-то пойдет не по плану и понадобится хирургическое вмешательство, по просьбе врача Андрей покинет палату.
Роженице прикрепили датчики КТГ (кардиото-кографии), чтобы определить, внутриутробное состояние плода, а также частоту, регулярность и силу схваток. Схватки у Марии были пока слабой силы и достаточно редкие: по данным КТГ, малыш чувствовал себя хорошо. Меня позвали принимать вновь поступающих пациенток, и я оставила эту симпатичную мне семью, посоветовав им осваиваться в своей палате, вести себя активно и считать продолжительность и длительность интервалов между схватками.
Прошло 4 часа с момента поступления Марии в родильный дом, схватки постепенно стали сильнее, чаще и продолжительнее. Повторное влагалищное исследование показало, что шейка матки раскрылась на 5 см. Так как боль стала довольно ощутимой, Андрей с началом схватки проводил жене массаж области крестца. Мария вела себя спокойно, на вопрос, не нужно ли обезболивание, ответила, что массаж делает боль вполне терпимой, и от применения медикаментов отказалась. Когда схватка стихала, супруги ходили по палате, тихо разговаривали о чем-то своем.
Уже ни для кого не секрет, что присутствие родного человека в течение родового процесса существенно уменьшает болевые ощущения, что в несколько раз снижает необходимость применять медикаментозные средства, при этом не нужно забывать, что практически любое обезболивающее средство в той или иной степени оказывает влияние на плод. Врачами замечено, что участие мужа или другого близкого человека не только влияет на уменьшение боли, но и приводит к снижению частоты осложнений в течение родового процесса, Казалось бы, что уж такого особенного в присутствии рядом с роженицей мужа? Но этим положительным моментам имеется научное подтверждение. Дело в том, что родовая боль во многом обусловлена эмоциональным компонентом. Сам страх перед болью делает эту боль сильнее, к этому присоединяется страх перед незнакомым медицинским персоналом, незнакомой обстановкой родильного дома, устрашающий вид медицинских инструментов и аппаратуры: все это приводит к спазму (сужению) сосудов, и, как следствие, — к снижению кровоснабжения плаценты и плода, что может проявиться в виде внутриутробной гипоксии (т.е. недостаточного поступления кислорода) плода, либо в виде аномалий родового акта (например, слабость родовой деятельности).
Встреча с малышом
Роды у Марии шли без отклонений: плод, по данным КТГ и прослушивания сердечных тонов акушерским стетоскопом, чувствовал себя нормально, открытие шейки матки было почти полным. Роженица в момент схватки сидела на фитболе (большом надувном мяче), наклоняясь вперед и опираясь на мужа, вдвоем с Андреем они продыхивали каждую схватку. Через некоторое время меня позвал Машин муж: наша роженица почувствовала желание потужиться. При осмотре выяснено, что головка плода уже опустилась в полость малого таза и начала свой путь по родовым путям. "Очень скоро вы увидите своего ребенка", — сказала я, и мы начали готовиться к приему родов.
Андрей помог Маше устроиться на кровати, которая была трансформирована в родильное кресло, и занял свой пост у головы супруги. С другой стороны от Марии стояла я, выслушивая сердцебиение плода после каждой потуги. Андрей вел себя достаточно спокойно, что придавало Маше сил. Во время схватки он приподнимал голову жены, помогая как можно сильнее потужиться. Головка ребенка продвигалась по родовым путям хорошо, в момент схватки уже были видны темненькие волосы на затылке малыша. В скором времени головка прорезалась, т. е. не уходила вне схватки в родовой канал. "Так, наступил очень важный момент, слушайте внимательно, когда акушерка скажет не тужиться, Маша, будешь дышать часто, как собачка, чтобы продышать схватку, в этот момент акушерка будет выводить головку. Если тужиться — будут разрывы", — сказала я.
И вот наконец-то полностью родилась головка, затем плечики и все тельце, и мы увидели чудесную девочку, огласившую звонким криком стены родильной палаты. Шея ребенка была обвита петлей пуповины, но обвитие, к счастью, было не тугим. Новорожденную положили на живот матери, Андрею предоставили право пересечь пуповину, что новоиспеченный папа и сделал дрожащими от волнения руками. Малышку положили на столик для новорожденных, и врач-неонатолог приступил к осмотру маленькой пациентки. Андрей стоял рядом, не сводя счастливых глаз со своей дочки. Пока папа любовался малышкой, у Марии отошел послед, был произведен осмотр родовых путей — разрывов не обнаружено. Положив пузырь со льдом на живот родильницы, акушерка приступила к обработке новорожденной, произвела необходимые измерения — вес 3530 г, рост 53 см. Неонатолог оценил состояние девочки при рождении на 8 баллов, через 5 минут — на 9 баллов по шкале Апгар.
После того как все необходимые манипуляции были завершены, мы положили малышку к груди матери, где она активно зачмокала. На некоторое время мы оставили счастливое семейство, дав супругам возможность хорошенько рассмотреть долгожданную дочку и познакомиться с ней. Мне запомнились слова Андрея о том, что более острых положительных ощущений он не испытывал нигде и никогда.