"Роды дома" против "Роды в роддоме", или О здравом смысле в принятии решений

Какие роды выбрать?

Я чудесно родила сына в роддоме и столь же чудесно родила дочь дома. И об этих событиях в моей душе сохранились одинаково светлые, одинаково теплые, одинаково приятные и трепетные воспоминания, к которым хочется возвращаться снова и снова. И я одинаково не понимаю людей, томно восклицающих: "Ах! Роды в роддоме? Что вы, что вы! Там же врачи повсюду! Бегают, какие-то лекарства ставят, прививки, ребенка от мамы еще чего доброго унесут...", равно как и тех, кто делает огромные глаза и с ужасом переспрашивает: "Дома? Ну ты даешь! Как это ты решилась на такое? Ну ты и отчаянная!" Бывает, еще безответственной назовут, или сумасшедшей...

В общем, мне хочется поделиться опытом, развеять некоторые мифы, описать достоинства и недостатки каждого из вариантов. Но главную мою мысль можно, пожалуй, выразить одним предложением.

Рождение нового человека — это таинство, и мы можем лишь создавать видимость того, что способны влиять на него с помощью своих решений. Объясню. Если по каким-либо причинам небесная канцелярия решит, что материнство для вас должно быть сопряжено с испытаниями, вы столкнетесь с ними — и не важно, дома или в роддоме, главное — они будут. Напротив, если таких испытаний вам не положено проходить, роды пройдут успешно — даже в глухом лесу или в самолете. Мне думается, в высшей степени самонадеянно полагать, что мы можем все предусмотреть заранее. Скажу банальность: роды могут прийтись на дежурство "плохой" бригады, или "хороший" врач уйдет к другой роженице в самый ответственный момент, или еще какая-нибудь "случайность" стрясется, да и дома может что-то пойти не так...(Только в роддоме вся вина и ответственность ляжет на врачей, а дома — лично на женщину, но эта мысль тоже из разряда банальных).

Иначе говоря, я фаталистка. Разумная фаталистка. Разумность моя заключается в том, что я — за здравый смысл в принятии решений. Считаю форменным безумством рожать дома (особенно первого ребенка) в следующих случаях:

  • ни разу за всю беременность не посетив гинеколога и не сдав ни одного анализа;
  • при наличии серьезных проблем со здоровьем до беременности;
  • при выявленных во время беременности патологиях (реальных, подтвержденных анализами и хорошими специалистами).

Сама бы я не стала рожать дома, в дополнении к вышеперечисленному:



  • не заручившись безоговорочной поддержкой мужа;
  • если бы ждала двойню;
  • если бы у ребенка было тазовое предлежание;
  • и, скорее всего, если бы у ребенка было очевидное (точнее, на-узи-видное) обвитие.

Почему возникает желание родить дома?

Хочется максимально мягких и постепенных родов — как для мамы, так и для ребенка.

Хочется избежать необоснованного медицинского вмешательства.

Хочется, чтобы ребенка не забирали от мамы.

Не хочется ставить ребенку прививки.

Не хочется сталкиваться с хамством в столь трепетный и важный жизненный момент.

Не хочется уезжать из дома и подчиняться больничному режиму.

Не хочется "цеплять" больничную микрофлору.

Мягкие и постепенные роды?

В роддоме — сложно, но возможно. В моем случае мягкость и постепенность удалась процентов на 50, и я до сих пор не могу до конца разобраться, чья в том вина. У меня были небольшие разрывы, а у Сережи впоследствии было небольшое внутричерепное давление. И в том, и в другом случае все это не доставило нам сильных проблем, но — что было, то было. Вероятнее всего, причина — в горизонтальном положении тела во время потуг, которых я, в общем-то, толком и не чувствовала, соответственно, не могла тужиться правильно, по-природному. Мной командовали врач с акушеркой, а я, как послушный солдат, пыталась исполнить их команды — как могла. Смогла на четверочку.

С минусом. Вторые роды проходили вертикально, и хотя потуг было, по моим ощущениям, примерно столько же, никаких разрывов у меня не случилось, и никакого ВЧД у Натальи тоже не было. Плюс, в первых родах из-за разрывов у меня была приличная кровопотеря, из-за которой я спустя два часа упала в обморок. Ничего такого с Наташкой. В то же время могу привести немалое количество примеров родов, прошедших в родовом кресле "на пятерку". И я даже подозреваю, что и мои вторые роды в кресле оказались бы более успешными — просто потому, что они были вторыми.

Необоснованное медицинское вмешательство?

Это да, это бывает. И бывает нередко. И никто не застрахован. И, к сожалению, знание здесь — сила лишь частично. Очень сложно женщине — не медику — бороться с авторитетом специалиста. Вдвойне сложно, практически невозможно, бороться женщине, находящейся в схватках или в послеродовой эйфории. Но не стоит доводить это до абсурда. Недавно то ли слышала, то ли читала, как девушка аргументировала желание родить дома примерно следующим образом: "В роддоме ж врачи вокруг бегают..." Вот это точно перебор. У врачей масса более важных забот, чем бегать вокруг роженицы со шприцем или капельницей, так и норовя усыпить ее бдительность и вколоть-таки ей какую-нибудь ненужную бяку. Никто не будет вмешиваться в процесс, если он идет правильно, только ради того, чтобы вмешаться. Ну разве что студент какой, и то сомнительно. Другое дело, что критерии невмешательства у каждого врача свои. Один поставит окситоцин, а другой подождет. Вообще лучший способ застраховать себя от лишних лекарств до рождения ребенка — это приехать в роддом с сильными схватками, а не ложиться заранее. Как раз мой случай: мы приехали в роддом в 20:30, а Сережа родился в 21:25. Естественно, до его рождения никаких уколов-капельниц мне никто поставить бы просто физически не успел, даже если бы и была такая необходимость. А вот после рождения вкололи-таки окситоцин, якобы для более быстрого сокращения матки — тот факт, что ребенок сразу же взял грудь и начал активно сосать, во внимание как-то не приняли. Но я была в эйфории и махнула на них рукой. Что поделаешь, люди системы. У них инструкция такая. Пожалуй, самое сложное — это избежать необоснованного медицинского вмешательства в отношении новорожденного человечка. К счастью, Сережа в этом смысле был беспроблемным, мы выписались стандартно на пятые сутки безо всяких плохих диагнозов. Но мне знакомы мамы, чьих малышей буквально залечивали (особенно с повышенным билирубином — прямо случаев пять сходу назову). К сожалению, в наших больницах рецепт "мама + титя" часто не считается лекарством — скорее, невредной биодобавкой... Помочь тут может только грамотный и человечный доктор и мамина мегаинформированность.

Чтобы ребенка не забирали от мамы?

В роддоме — да запросто! Скажешь не забирать — не заберут. Не скажешь — могут и забрать, но не потому что они там все монстры, злые и бессердечные, спят и видят во сне, как бы поскорей мать с ребенком разлучить. По большому счету, медперсоналу в миллион раз проще, если все заботы о малыше с первых минут берет на себя его мама. А уносят детей исключительно из благих побуждений — чтобы женщина имела возможность как следует отдохнуть после родов. Одна моя знакомая сама попросила забрать у нее спящего сына, чтобы она смогла выспаться. Можно осуждать, можно понимающе кивнуть головой, но дело не в этом. Если мама настроилась не разлучаться со своей кровиночкой, никто ее насильно разлучать не будет. С Сережкой мы не расставались ни на секунду, первые два или три часа своей жизни он был со мной. Его хотели привычно положить в инкубатор, пока мне накладывали швы, но я буквально вцепилась в него и никому не отдала. Потом ребенка взяли минут на пятнадцать — помыть и запеленать — и сразу же вернули. Дежурная акушерка предлагала и даже настаивала забрать нашего малыша на ночь, поскольку я грохнулась в обморок, и она просто опасалась за мое дальнейшее самочувствие, но мы с мужем заверили ее, что справимся сами. Мужу, кстати, разрешили остаться.

Не ставить прививки?

Без проблем. Меня в 2004 году спросили, прежде чем ставить ребенку гепатит Б. Если не спрашивают, нужно говорить самой. Или предупреждать заблаговременно, до родов. Рожать дома для этого не обязательно.

Хамство?

Не знаю, не знаю. За четверо суток моего пребывания в 40-м роддоме мне никто ни разу не нахамил. Практически одновременно со мной, с разницей в три дня, в том же роддоме рожала знакомая, с которой мы вместе ходили на курсы; она утверждала, что сталкивалась с хамством все время, что там провела. Не означает ли это, что все зависит от человека? От его запросов, его отношения к себе и окружающим, от его тона, выражения лица... Мне безумно нравится древняя восточная — то ли китайская, то ли японская — мудрость: "В улыбающееся лицо стрел из луков не выпускают". Не потому ли мне никто не грубил, от акушерки в приемнике до медсестры на выписке, не потому ли, что они видели мою улыбку? Накануне выписки я подошла к акушерке, дежурившей на этаже в день рождения Сережи, чтобы отблагодарить ее за доброе отношение коробочкой конфет. В ответ услышала: "Что вы! Да зачем! Ну разве можно было к вам отнестись по-другому? Вы же светились вся!" Было приятно... Для меня приветливое выражение лица — это нечто само собой разумеющееся, но видимо, для родильного отделения 40-го роддома оно было редкостью.

Не уезжать из дома? Не подчиняться больничному режиму?

Да, уезжать из дома и правда не хочется. Особенно когда ты уже в схватках и безумно лень одеваться и выходить на улицу в морозный вечер (это с Сережей). Особенно когда некому экстренно оставить старшего ребенка, и приходится выбирать — либо рожать с мужем, но планово и в выходной, чтобы была свободна бабушка, либо рожать тогда, когда захочется ляльке, но одной, без поддержки мужа (это с Наташей). В роддом без мужа мне ехать было просто страшно. И торчать там пять суток было тоже нереально, разве что вместе с Сережей. Для меня это стало очень существенным поводом остаться дома. А что касается больничного режима, то при ближайшем рассмотрении этот режим оказывается вовсе не таким уж бескомпромиссным. Ко мне с Сережкой и муж приезжал поздними вечерами, и передачи мне доставляли с еще теплыми мамиными котлетами, сразу же как только их отдали на пост, и книжки я всяческие читала, и дневник писала, и по утрам температуру не измеряла... Разве что намертво запечатанные окна мне так и не удалось распечатать, чтобы проветрить душную палату.

Больничная микрофлора?

Эээх... вот это правда, чистейшей воды правда. "Домашние" детки с дисбактериозом — такая же редкость, как "роддомовские" детки без дисбактериоза. Сережа принес из роддома эшерихию коли, с которой мы не можем справиться до сих пор. Потому что она, зверюга такая, нечувствительна к бактериофагам. Есть ли эта или ей подобная гадость у Натальи, достоверно неизвестно — анализов я не делала, не было такой необходимости. Колики у Наташки проходили значительно легче, диатеза пока (тьфу-тьфу-тьфу) не наблюдается, хотя я ем практически все подряд, в то время как с Сережей сидела на рисе с гречкой; прикормы тоже вводятся без особых проблем в плане реакции кишечника — иными словами, Наташа в этом смысле совсем другой человечек. И именно "микрофлорный" фактор стал для меня вторым поводом родить дома.

Поводом, но не причиной. И мне хочется это подчеркнуть. Я глубоко убеждена, что рожать дома можно только в случае, если ты, положа руку на сердце, можешь сказать сама себе: "Я ГОТОВА, физически и духовно, справиться с этим самостоятельно, без помощи врачей". В первую беременность я этого себе сказать не могла — и поехала в роддом. С Натальей все с самого начала шло иначе: я фактически игнорировала визиты в консультацию (правда, часто по объективным причинам), и лишь внимательно слушала себя, свой организм, веря в его силу и безграничные возможности. Поэтому я осталась дома.

"Ну и как оно, дома?" — часто спрашивают знакомые. "Дома? Дома хорошо", — отвечаю я, не вдаваясь в подробности. Потому что вся прелесть домашних родов выражается только в этих двух словах: дома хорошо. Но в стократ сложнее, чем в роддоме.

Сложнее морально: ты знаешь, что все зависит только от тебя, и кроме себя самой, тебе не на кого рассчитывать. Великое искусство акушерки, помогающей тебе, заключается как раз в том, чтобы дать тебе почувствовать СВОЮ силу, достать из подсознания СВОИ инстинкты. От нее исходит посыл: "Я рядом, но ты справишься сама, ты все делаешь правильно". В роддоме от людей рядом с тобой исходит нечто другое: "Мы здесь, если что — мы тебе поможем". И твои силы включаются от этого не на все сто, потому что ты знаешь, что часть работы могут сделать за тебя.

Рожать дома сложнее физически: на следующий день после рождения Натальи мне казалось, что я отпахала, по-другому не скажешь, в спортзале как минимум полдня, причем после длительного перерыва в тренировках. Болело все — от кончиков больших пальцев на ногах до голосовых связок, а больше всего, конечно, ноги и пресс. Потому что это была РАБОТА, тяжелая физическая работа. После Сережи я помню только тянущую боль в области шеи — из-за того, что я инстинктивно пыталась приподняться в кресле, принять более вертикальное положение. Наташку я рожала, стоя на коленях и опершись локтями на диван, спиной к акушерке. Мне реально не хватало растяжки в ногах и силы в руках, хотя неспортивным человеком я себя назвать не могу.

И, наконец, после домашних родов сложнее на следующий день, когда муж привычно досыпает сладкие утренние минутки, а ты привычно встаешь и идешь варить ребенку кашу. По синусоиде. И у плиты стоишь, держась за стол. А потом пищит малышка, и ты так же, по синусоиде, возвращаешься в спальню и берешь ее на руки. И тащишься обратно помешивать уже пригорающую кашу. А в глазах уже темнеет, и ты без сил опускаешься на стул. И понимаешь — да ёлки зеленые, я же вчера человека родила, ну почему никто помочь-то не может! И, задыхаясь от жалости к самой себе, идешь будить мужа, чтобы он помог хоть чуть-чуть перед уходом на работу. А муж, открыв сонные глаза, удивленно спрашивает: "Что-то случилось?" И хочется треснуть его чем-нибудь тяжелым. И он это вдруг понимает, вскакивает и начинает помогать. И даже приходит с работы пораньше. И приносит огромный букет цветов и бутылку моего любимого аргентинского. В роддоме всего этого не будет. Хорошо это или плохо — я не знаю...

"Ну и что, третьего-то где будешь рожать?" — спрашивают меня те, кто знает о моих планах (остальные уверены, что на двух детях, особенно разнополых, вполне можно уже и остановиться). "Не знаю", — честно отвечаю я. Потому что рождение нового человека — это таинство. Но об этом я, кажется, уже писала.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье ""Роды дома" против "Роды в роддоме", или О здравом смысле в принятии решений"

Вы не авторизованы.

Ну сажать прям сразу думаю не надо... Все таки у нас свобода слова и у каждого человека есть законное право высказать свое мнение, даже если оно отличается от Вашего, уважаемая Геллор. К тому же статья не звучит призывом действовать необдуманно и скорее всего большинство будущих мам в таком ответственном деле как роды больше полагаются на собственное мнение,знание своих возможностей и интуицию,чем на одну, даже такую грамотную, статью с сайта.
Я лично рожала два раза в роддоме и один раз дома и могу со всей ответственностью сказать, что при отсутствие патологии у мамы и ребенка и при наличии опытной акушерки, я выбираю дом. Может быть, если бы роддом больше напоминал именно дом, а не больницу,а врачи отдавали бы главную роль в процессе родов маме, а сами бы выполняли роль ненавязчивых, но готовых прийти на помощь в нужный момент, попутчиков, то тогда и не было бы так много рассказов о неоправданных кесаревых, вакумов,занесенных инфекций и т.д. Я очень уважаю врачей, спасающих жизнь и просто чутких и опытных специалистов, но ведь роды это не болезнь и не побочное явление, требующее врачебного вмешательства, поэтому право решать, где и как рожать должно принадлежать маме. Конечно и обязательно взвесившей все "за" и"против".
Это не призыв, а только личное мнение
2011-02-27, SnovaMama
Согласна с вами. А Статья так себе. Автор сама себе противоречит. "критерии невмешательства у каждого врача свои" и их никто не озвучивает. Как в таких условиях можно полагаться на врача? Какой помощник, о чем это... Да, роды -лотерея. Но когда же мы дождемся именно сопутствия родам со стороны врачей, вспоможения, а не замены естественного процесса непонятной мед. процедурой?

Автор вцепилась в малыша и не отдала его. Как это??? Как это возможно? Вероятно, толкьо при муже и то большой вопрос. Его забрали перепеленать и вернули. А мне не только не положили на живот оба раза, но и вообще даже речи не было чтобы дать прикоснуться хотя бы или вернуть. Первый раз я мечтала о родах дома, но это был первый раз и я не решилась. Родила в РД нормально здорового малыша, но до сих пор жалею, что не подготовилась и не решилась. Второй раз уже были проблемы и о родах дома речи не шло.

Дочку заразили менингитом в РД. И тд, и тп.

Мы же себе не враги. Но РД в том виде,в каком он сейчас - средство спасти жизнь в экстренном случае. А для неэкстренных нужно какое-то другое учреждение. Имхо.

Полностью согласна с Сновамама.
2011-03-14, Oazis (Ван 8,5, Нат 4,5)
мы с мужем выбрали другой путь, в 2012м году мы решили устроить домашние роды в стенах роддома, к счастью, есть такие центры, как ЦТА, раньше был Садовой центр. Мы были втроем - я, акушерка и муж. Врача я особо в родах не видела, зашел, спросил как дела и ушел, никто не говорил про "давайте анастезию", давайте эпизиотомию - ничего такого, поза была свободная, выбирали по ходу с акушеркой. Рожала в позе кошки, 7 часов и малышка была на руках. Вместе со своей акушеркой мы прекладывали к груди, пуповина - все соблюдалось, все мои требования, правда в послеродовое перевели уже в роддом, но педиатрия тоже оказалась адекватной. Малышка была со мной все время, приходили врачи, некоторые смотрели на кровати, никуда не уносили. Мне через 4 месяца предстоит повторить, и я именно так же и буду рожать! Я заплатила за спокойствие, и ничуть не пожалела!
2014-03-18, kostromica
Личное мое мнение - своими глаза видела на акушерской практике в институте, как женщина в родах погибла от маточного профузного кровотечения буквально за несколько минут, при том, что ей непрерывно переливали кровь. Хоть ребенка спасли, живой остался. После этого ни разу не было мысли рожать дома, если, не дай Бог, что-то пойдет не так, до рд ни одна скорая не доведет, думаю, даже в скорую спуститься можно не успеть. В рд все-таки больше шансов выжить, если что, и для мамы, и для ребенка.
Что касается дизбактериоза - обеих девочек рожала в рд, дисбактериоза не было ни разу.
Я никогда никому ничего не советую, каждый решает сам, но для меня тема родов дома закрыта.
2011-02-27, Aglaya (Лирума)
Зачем публиковать такие статьи, где нет ни слова правды, я не понимаю. Одно могу сказать определённо: девица, которая написала эту статью - сытая, купающаяся в деньгах бабёнка, у которой "тёплые мамины котлеты", муж с цветами, миллион нянек, дорогие платные курсы в период беременности и рожает в доме-коттедже с хорошо проплаченными акушерками. Потому что у простых мамы-работяг, которые сами растят своих детей, нет времени писать такие "статьи" и оценка пройденного и прожитого по родам будет сильно отличаться.
2011-03-19, мама миа
А я вот тоже так родила, старшую в роддоме, а младшую - дома. Честно собирала вещи в роддом, пакеты все уже были почти собраны, а дочка взяла и появилась на свет раньше на месяц ПДР. И схваток я не чувствую совсем, т.е. натуральный киндер-сюрприз.
Вот так тоже бывает.
Благодарна мужу и старшей дочке.
2011-02-26, al_la
Очень хорошая статья, написанная ответственной мамой. Мы тоже очень тщательно все взвешивали и оба раза остались дома:) Но это были очень продуманные решения, по тем же пунктам что и у автора: здоровье мамы, положение ребенка, инфекции, свобода в родах, акушерка и врач на родах.
2011-02-27, Pegas1
Поделитесь:

26.02.2011
Обновлено 03.10.2014
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Третьи роды - дома: наконец-то я узнала, что значит рожать!
Третьи роды - дома: наконец-то я узнала, что значит рожать!
Домашние роды – в воду, без акушерки, с мужем, в глухой деревне
Роды: как это будет? Что делают врач и акушерка роддома
Роды: как это будет? Что делают врач и акушерка роддома
Специалисты родблока: чего от них ожидать во время родов?
Домашние роды в России: иллюзии и реальность
Домашние роды в России: иллюзии и реальность
Можно ли рожать дома самостоятельно? Мнение врача о родах дома
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!