Режим — вторая по частоте обсуждаемости в песочницах тема (после грудного вскармливания). Мамы, у которых ребенок все делает по часам, с гордостью делятся своими воспитательными методами с менее удачливыми подругами. "Зато мы на гибком режиме, — парируют те. — Он стимулирует развитие творческих способностей". Кто прав? В чем волшебные свойства режима и что вообще это такое? Почему по поводу такого простого вопроса столько бурных споров?
Кому это надо?
Само понятие режима для младенцев появилось в начале двадцатого века как один из способов борьбы с младенческой смертностью. При отсутствии антибиотиков и общем плачевном состоянии гигиены младенцы массово погибали от разнообразных желудочно-кишечных инфекций. И тогда решили попробовать упорядочить процедуру кормления и ввели правила, похожие на распорядок дня в казарме: через столько-то часов кормить по столько-то грамм, спать — тоже по расписанию, гулять, на руки не брать, не баловать. Отчасти эпидемия пошла на убыль, так как бутылочки все же мыли и иногда стерилизовали. Но если раньше младенец получал молоко тогда, когда хотел, то теперь — только по разнарядке. Хорошей матерью стала считаться та, у которой младенец ест и спит по часам. Такая идеологическая попытка справиться с хаосом войн и революций, весьма, кстати, показательная с точки зрения психоанализа: когда все рушится и уплывает из рук — начни регулировать то, что в твоей власти. А младенец для проявления власти — просто идеальный объект.
С хаосом справиться удалось только введением Большого Террора, но мысль о спасительных свойствах режима привилась и принесла обильные плоды.
Смена эпох
Жесткая установка на тотальный контроль и порядок в детской продержалась очень долго, практически до конца века. Но со сменой идеологии в обществе изменился и подход к детям (удивительно, правда?). Стали появляться сначала единичные, а потом все более массовые заявления специалистов, что режим — это грубое нарушение прав ребенка, что это насилие над личностью и все такое. Короче, "индивид имеет право на свободную любовь!", как сказано у классика. И родители ударились в новую религию: никакого режима. Вообще. Пусть дитя само разбирается — хочет он в данный момент есть или спать, на ручки или задумчиво пускать пузыри в одиночестве. И знаете, как ни странно, нашлись люди, которым это понравилось. Так же как раньше находились люди, которым подходил жесткий режим. Надо все же разобраться, почему одни дети засыпают, просыпаются, кушают и какают в одно и то же время, а другие каждый день решают ключевые вопросы своего существования заново.
Сначала у молодых родителей-студентов появилась девочка. И она все делала "по доктору Споку": просыпалась каждые четыре часа плюс-минус две минуты, быстро съедала положенную порцию молока, минут сорок радостно агукала маме, потом два раза говорила "хны-хны", заворачивалась в спальный мешок и отправлялась спать на балкон. Её молодая мама ухитрялась даже выбегать в магазин, совершенно точно уверенная, что дитя не проснется. И оба они учились на дневном очном отделении и не брали академ. Однажды они даже забыли девочку на балконе, потому что была зимняя ночь, а ребенок не проснулся для восьмичасового кормления. Так и спала до полуночи, пока мама или папа не решили взглянуть, как она там в кроватке. Сильное было потрясение, я думаю.
Потом родилась следующая девочка, уже немного поактивней. Режим немного пошатнулся, но в нем все же можно было вычленить основные фазы: примерно с 11 до 12 спит, около 14 — обедает и снова спит, где-то после половины десятого засыпает на ночь. Отмечу в скобках, что мама, немного повзрослевшая, не настаивала на большем, а старалась подстроиться под то, что имелось.
А потом родился мальчик, и слегка уставшая мама узнала, почем фунт лиха. Этот ребенок устанавливал свои правила, и они были каждый день новые. Он ни разу не заснул в одно и то же время. Рацион приходилось менять каждую неделю. Про то, чтобы заниматься спокойно своими делами, не могло быть и речи: его просто нельзя было ни на минуту оставить без присмотра. При этом нельзя было сказать, что это был какой-нибудь особенно капризный или истеричный ребенок. Наоборот, он просто лучился доброжелательностью и хорошим настроением. Просто ему было все интересно, все нужно, он очень ловко забирался туда, куда залезть в принципе невозможно, и исчезал из поля зрения, стоило маме на секунду отвести глаза.
Эта мама пришла ко мне на прием уже совсем измученная, с вопросом: "Что я делаю не так?"
Он такой родился
Такое впечатление, что одни дети рождаются с встроенным таймером, а другим поставили секундомер и сказали "раз-два-три — кто первый добежит". Биологические часы у разных детей настроены по-разному, поэтому загнать непунктуального младенца в какие-то рамки практически невозможно. Кроме того, одни дети радостно идут на сотрудничество с родителями, а другие устанавливают свой террористический режим, и тогда возникает вопрос: если слон залезет на кита — кто кого переборет? Можно не давать ребенку есть, пока не прозвенит нужный час, но как заставить его спать, если он не хочет? Но чаще всего вопросы режима — это борьба за власть.
В Интернете выложена чудесная книга под названием "Дневник маленького негодника". Я читала её, смеясь сквозь слезы. Действительно, иногда кажется, что это маленькое чудовище специально поджидает, пока вы смежите веки, чтобы издать особенно пронзительный визг.
Самое интересное, что мне ещё не разу не встречались молодые, отдельно живущие родители, у которых были бы проблемы с режимом. Как будто это специфическая особенность людей со стажем. Молодые родители чаще всего устанавливают такой режим, который удобен им самим, и не переживают, если ребенок ложится спать около полуночи, а потом спит полдня. Они просто не знают, "как правильно", поэтому и не заморачиваются этим вопросом. Зато бабушки очень хорошо осведомлены, как именно должен жить ребенок. "Что из него вырастет? — гневно или горестно вопрошают они. — Как он будет вставать в школу и ходить на работу, если ты его сейчас не приучишь к режиму?" Трехмесячное чадо, не зная, какая ему уготована участь, спокойно сопит в люльке. Слава богу, хотя бы не предлагают "дать ему накричаться, чтобы лучше спал". Или предлагают?
Дети индиго, а также все остальные цвета радуги
Стоит маме нерегулярного ребенка прочесть где-нибудь про детей индиго, как она сразу успокаивается. Кому же не лестно узнать, что вот это беспокойное и надоедливое существо вырастет в гениального писателя, и тот, кто размазал содержимое горшка по стене и полу, на самом деле — будущий великий художник. Но факт медицинский: непунктуальных детей стало больше. Связано ли это с распространением психологических знаний, в результате чего родители стали внимательней относиться к сигналам младенцев, или наоборот — родители сами нервничают больше и передают эту тревогу детям? Не знаю.
Единственное, что я вижу своими глазами, это то, что в каждой семье устанавливается тот режим, который семья может выдержать. С большими или меньшими затратами. Когда мне жалуются на очень уж непунктуальных детей, я искренне сочувствую родителям. А потом спрашиваю: "Как же вам удается выживать в таких условиях?" и неизменно получаю в ответ: "Да как-то выживаем, если совсем уж достает — кричу, или закрываю в комнате, или ухожу гулять". Некоторые мамы гуляют по шесть-восемь часов в день, поскольку ребенок спит только в двигающейся коляске. То есть у каждой мамы есть способы борьбы со своим требовательным и непредсказуемым счастьем, только иногда её нужно как следует разозлить. И, по-видимому, каждому посылаются испытания по силе. Бог вам в помощь.