Родители очень беспокоятся за подростков в интернете, и вокруг их поведения и общения в Сети уже сложилось много мифов. Но существуют и факты, ведь "цифровое поколение" — предмет пристального внимания ученых. Что им удалось выяснить, рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова.
1. Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка неразделимы. Они составляют единое целое.
Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня все еще можно услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их необходимо "спасать", возвращая в мир реального общения. В этой позиции заложено противопоставление реального и виртуального пространств, которое естественно для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для цифрового поколения. Поэтому "оградить, запретить, ограничить, отключить" — методы заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они исходят из заблуждения.
2. Присутствие подростка в Сети по большей части связано с общением.
Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку, то одновременно с этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и реагирует на них, ставит и получает оценки. По своей природе общение — обмен познавательной, эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте оно развивается особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые формы. В процессе общения сознание подростка достигает новых уровней развития, изменяется организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на общение, а формирование его культуры с малых лет — лучшая "прививка" от реальных и виртуальных рисков.
3. Общение современных подростков происходит одновременно в нескольких социальных кругах.
Разговаривая "вживую", например, с одноклассниками, подростки в то же самое время общаются с друзьями по Сети, приятелями из другого города или летнего лагеря. События с участием одной компании становятся предметом обсуждения с членами другой подростковой группы или нескольких групп сразу.
Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие события, размещает фотографии... Из этих действий создаются круги общения, в которых ребенок занимает определенные позиции. От его непосредственной активности зависит, как будут развиваться события, его собственный статус в тех или иных сообществах.
Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены между собой, с другой — при необходимости взаимозаменяемы: не получилось "быть своим" в одном сообществе — всегда можно "переключиться" на другое. В частности, это делает виртуальное общение для подростка более привлекательным по сравнению с реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и доверительных отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных "мест" и событий, где ребенок может учиться строить отношения и управлять ими — эффективный способ профилактики "ухода" в виртуальную реальность.
4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния в другое зависит в основном от значимости событий, которые происходят вокруг подростка.
Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном общении, ребенок легко прерывает виртуальное. И наоборот: как только ему становится скучно офлайн, он подключается к Сети, где всегда "какая-то движуха". Способность взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка, своевременно реагировать на их развитие позволяет создавать "движуху" в реальной жизни, поддерживая тем самым баланс онлайн/офлайн.
5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей, чьи профили пестрят фото- и видеофактами красивой жизни и впечатляющих событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В связи с этим у современных подростков резко возрастает потребность в переживании собственной уникальности. Ученые предполагают, что "опасные селфи за лайки" — один из способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с близкими и значимыми людьми, определенность в их отношении к подростку — ресурсы, которые позволяют ребенку сохранять стабильность в неустойчивом и неопределенном мире.
Статья подготовлена на основе обзора научных публикаций Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ