Мы повсюду слышим о скидках, распродажах — но будут ли полезны эти маркетинговые ходы для вашего бизнеса? Нет, если он рассчитан на представителей среднего класса или VIP-клиентов. Репутация бренда важнее временных выгод. Рассказываем, как создавать и сохранять «лицо» своего бизнеса.
В прежние времена владельца бизнеса важно было знать в лицо. Но сегодня существует множество онлайн-брендов, которым мы доверяем. Не зная никого в этой компании, мы покупаем у нее билеты, бронируем отели, заказываем одежду и цифровую технику со всего мира.
Начиная пользоваться сервисом, мы принимаем условия соглашения, которое нам предлагают. Крайне редко кто-то читает его текст. Обычно мы, не задумываясь, ставим галочку напротив графы «Согласен и принимаю условия». Поступаем мы так по одной причине — мы доверяем этому бренду, так же, как миллионы других пользователей.
Три главных причины, по которым люди доверяют брендам:
- лидерство на рынке;
- рекомендации заслуживающих доверие клиентов;
- выгоды от использования именно этого бренда: приятные особенности, бонусы, дополнительный функционал, способность лучше других решить проблему клиента.
Успешный бизнес строится на соединении ценностей владельца бренда и клиентов. Уникальный, запоминающийся, творческий бренд — штучная работа. Разве он может стоить дешево? Хорошо, если вы это понимаете, но как объяснить это клиенту? Запомните самое важное — не нужно конкурировать с помощью цен. Вы можете либо сделать дешевле (много и дешево), либо сделать ценнее (мало и дорого). Акцентируйте внимание на великолепном обслуживании, а не на скидках. Эффект можно произвести самыми простыми вещами, просто уделив внимание каждой мелочи.
История первая: день рождения мамы
Один из клиентов пришел к нам с заказом на изготовление поздравительного ролика и организацию дня рождения своей мамы. Когда мужчина хочет сделать что-то особенное для своей мамы, для меня это святое. По некоторым позициям, которые были для него особенно ценны, он выбрал самый дорогой вариант поздравления, по другим, менее ценным, очень долго торговался.
В этот проект я вложила всю душу, сердце, все таланты по самому максимуму. Я очень хорошо понимала и чувствовала взаимоотношения между взрослым сыном и его мамой. Я понимала важность этого события и очень хотела помочь мужчине, который творит чудеса для самого близкого человека. Для меня это проявление чувств было очень дорого, ведь я сама мама трех сыновей и сама очень люблю свою маму.
Мне было абсолютно не важно, сколько денег я заработаю на этом заказе, но я очень хотела увидеть счастливую именинницу, ее слезы радости и благодарность своему ребенку. Сын, конечно, тоже ждал этой реакции и практически летал от счастья, когда результат превзошел все ожидания.
По окончании праздника он подарил мне цветы и выплатил огромный бонус. Мне было и радостно, и неловко, но я понимала, что не только он стал для меня находкой, но и я для него. Ради таких людей интересно работать, потому что для них ценно то же, что и для меня — внимание к близким, возможность их радовать чем-то необычным.
Когда вы работаете на высоком ценностном уровне, никто не скажет, что ваша услуга стоит слишком дорого.
История вторая: что делать в кризис?
За 20-летнюю историю моя компания пережила два экономических кризиса, из которых бизнес по всей России выходил достаточно тяжело. Ради того, чтобы остаться на плаву, мы в то время могли вместо организации полноценного дорогого праздника украшать мероприятие шариками за 3 тысячи рублей. Но не делали этого — потому что нам важен имидж. Кризис когда-нибудь закончится, а имидж, наработанный годами, воссоздать будет непросто.
При этом мы не говорили «нет» дешевым (и даже бесплатным), но интересным заказам. Как ни странно, такие заказы даже в самый сложный период очень важны. Единственное, что важно, когда вы берете промозаказ, — это ваше отношение к проектам, в которые вы вкладываете свое время, но не получаете доход.
Каждый бесплатный проект должен быть организован на самом высоком уровне. Каждый подобный проект должен получить восторженные отзывы заказчика. Если вы беретесь за проект, который не приносит вам дохода, значит, он должен стать вашей визитной карточкой.
Именно такой подход позволил нам не только сохранить агентство, но и повысить свой профессионализм. И мы были практически единственной компанией для нашей целевой аудитории, кто смог удержаться на рынке.
Благодаря этим историям у меня появились важные правила:
Творить либо дорого, либо бесплатно, но всегда на самом высоком уровне.
Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний проект.
Вместо понижения цены повышайте ценность своего продукта.
Услугу нельзя продать дорого, если она ничего не стоит для вас. И ее нельзя продать дорого, если она ничего не стоит для клиента.
Как объяснить, что хороший фотограф и видеограф стоит дорого? Ведь сосед готов снять всю свадьбу бесплатно! При этом в нашей стране есть фотографы, которые продают свои услуги и за 200, и за 300 тысяч рублей. Тот клиент, который их покупает, никогда не спрашивает, почему это так дорого стоит. Вопрос о цене задают только те клиенты, которые хотят заплатить минимальную сумму и, соответственно, не понимают, в чем заключается ценность услуги.
История третья: потрясающий ролик
В качестве примера возьмем ролик известного фотографа Маркуса Бэлла. Он рассказывает о семейной паре, которая прожила вместе 50 лет и считала, что их фото- и видеоархив утеряны. Но старые записи и снимки нашли их дети и из фотографий и кадров видеосъемки сделали фильм, который преподнесли родителям в качестве подарка. Ролик запечатлел реакцию семейной пары, любовь и счастье близких людей — на это невозможно смотреть без слез.
Этот сюжет рассказывает о том, что частичка вашей обыденной жизни может стать настоящей ценностью через какое-то время. Одним из тех, кто разместил этот ролик у себя на сайте, стал другой фотограф, Ласло Габани. Ролик собрал огромное количество просмотров, и Ласло отметил, что в результате изменились запросы его клиентов: к нему стали обращаться не только по причине его известности, но и потому, что клиенты стали понимать ценность самой фотографии.
История четвертая: чай в номер
Посетив в разное время два пятизвездочных отеля в одном городе и заказав чай в номер, в одном из отелей я получила термос с кипятком и двумя заварными пакетиками за 950 рублей, а в другом за 250 рублей меня напоили вкуснейшим заварным чаем в чайнике со сладостями ручной работы. Изначально я была готова отдать за чай и тысячу рублей, но за эту тысячу я ожидала соответствующего сервиса. Разумеется, когда я в следующий раз приеду в этот город, я предпочту второй отель и с большим удовольствием рекомендую его всем своим друзьям. К тому же там великолепен не только чай.
Напомню, что при создании любого бизнеса нужно определить, кто будет вашим клиентом. Определитесь, кто он, и вы сможете сказать, сколько и почему стоит ваша услуга. Если это представитель среднего класса, вероятно, в его приоритетах — сочетание цены и качества, а ВИП-клиент в первую очередь оценит уровень сервиса.
Следующий важный момент — эффектная презентация продукта. Например, презентуя видеофильм и фотокнигу большой и красивой свадьбы, мы арендуем кинотеатр и приглашаем молодоженов с семьей и друзьями насладиться просмотром и вновь испытать потрясающие эмоции. На большом экране, да еще в компании самых близких, все воспринимается более эмоционально.
Снять кинозал, на самом деле, стоит совсем недорого. После такой презентации итогового продукта гарантирована буря впечатлений и воспоминаний, которые вы просто обязаны запечатлеть — как лучшую рекламу для будущих клиентов. От такого события ценность вашего продукта увеличивается. А кроме того, вы можете продать свои услуги зрителям, собравшимся в зале.
Поднимать ценность необходимо буквально каждым своим движением. Если вы, например, продавец эксклюзивных подарков, помогите клиенту организовать презентацию подарка для любимой. Ваша задача — продумать каждую мелочь, предчувствовать эмоции, а также освободить дарителя от организационных проблем. Клиенты порой сами не знают, что готовы заплатить большую цену, но вы должны знать, что им предложить.
Определите, какую ценность для клиента представляет ваша услуга и сколько она может стоить. Ценностью может быть отсутствие очередей, уважительное отношение и т.п. Клиент чаще всего именно это и покупает, поэтому важно создать особенную «ценностную ауру» вокруг себя, чтобы о вас потом много слышали по «сарафанному радио» и хотели обращаться именно к вам.
Десять вещей, за которые клиент готов платить больше:
- Эксклюзивные услуги — особенное, новое, только для него;
- То, что является для него бесценным — счастливая мама, совместные воспоминания;
- Материальная ценность — семейная реликвия, предметы искусства, антиквариат;
- Отличный сервис — скорость, профессионализм, упаковка, забота;
- Престиж — дорогие бренды (авто, одежда, отели, рестораны, вина, курорты);
- Комфорт — бизнес-класс, ВИП-зал;
- Особенный талант — то, чего на белом свете вообще не может быть;
- Эффект WOW — без комментариев;
- Безопасность — для здоровья (своего и членов семьи), гарантии получить продукт/услугу вовремя и должного уровня;
- Признание — успех и слава в определенных кругах, благодарность близких.