О том, что в России проходит реформа образования известно всем. Кто спорит - менять нужно многое. Но предметной, полезной информации о ходе преобразований родителям катастрофически не хватает! Они довольствуется слухами, большая часть которых настораживает...
Планов громадье
Глобальный план любого мероприятия подобного уровня, конечно, спускается сверху. Не стала исключением и реформа образования. Ее приоритетные направления Президент России В.В. Путин озвучил на встрече с членами правительства 5 сентября 2005 года.
В тот же день в Кремле выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он рассказал, какие меры введены, чтобы исполнить наказ президента и представил документы, регламентирующие реформы на период до 2010 года включительно.
Большинство изменений коснется высшей и среднепрофессиональной сферы. Не забыты и общеобразовательные школы. Главные задачи здесь сформулированы на официальном языке так: поддержка инновационных образовательных программ, введение дистанционных технологий (в том числе с помощью подключения учебных заведений к Интернету), изменения структуры и величины оплаты труда педагогов, обеспечение доступности качественного общего образования. Но это общее руководство к действию . Детальный же план новаций в данной сфере как минимум на ближайшие пять лет составлен Министерством образования и науки РФ. Он называется Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года.
За парту в пять лет
Какое бы количество пунктов не включал план реформ, одной из главных проблем остается качество образования. Школ в стране тысячи. Но многие ли из них дают уровень знаний, достаточный для поступления в престижный вуз? Единицы! И попасть туда совсем непросто - нужно пройти жесткий отбор, тестирование, собеседование с психологом. Даже талантливым, но не получившим должной подготовки детям, путь в гимназии и гимназические классы закрыт. Что же остается для большинства потенциальных абитуриентов? Занятия с репетиторами или подготовительные курсы.
Образование какого качества можно получить во многих школах, расположенных не в крупных городах, а на периферии, тоже ни для кого не секрет. Оно, что называется, оставляет желать лучшего. И это еще мягко говоря...
Министерство образования и науки предлагает срочно ввести дополнительное обучение для дошкольников. Родителям детей 5-6 лет рекомендовано за год до первого класса записывать детей в подготовительные группы. То есть время пребывания в школе увеличится до 12 лет. Нововведение частично решит еще одну проблему: поможет разгрузить учебный план. Часть нагрузки первоклассников сместится на подготовительную группу, например, изучение букв и цифр.
Но пока двеннадцатилетка остается в стадии эксперимента. Школы, которые уже ввели эту систему, продолжат работать. Общего перехода до 2010 года не будет. Многие вопросы повисли в воздухе. Например с оплатой. В ряде московских школ подготовительные группы действуют давно. Обучение в них стоит от 500 до 3000 рублей в месяц, деньги для столицы небольшие. А для провинции? Неподъемная для большинства семей сумма!
Неизвестно и как быть с рекомендательным характером предшкольной подготовки. Если в такие группы ходить не обязательно, то как с программой начальной школы справятся дети, не посещавшие подготовительные занятия? Или программа первого класса все-таки будет частично дублировать предшкольный курс?..
Остается лишь ждать субъектам федерации поручено разработать детали проекта к 2008 году.
Факультатив по физкультуре
Специалисты давно призывают разобраться и с другой масштабной проблемой - перегруженностью учебных планов. Психологи предупреждают: психика подростков не выдерживает школьные нагрузки. Российское образование академическое. Школьники получают гигантский объем теоретических сведений, знаний.
Здесь есть два выхода. Первый ввести профильное обучение в старших классах. Второй - снизить нагрузки, изменив государственные стандарты общего образования.
Обучение по профилю поддерживается многими. Действительно, зачем десятикласснику-гуманитарию квантовая физика? Практически все частные и государственные московские школы уже перешли на профилирование: математическое, естественно-научное, гуманитарное, лингвистическое и т.д.
Снизить нагрузки чиновники предлагают путем вывода части предметов или часов за пределы учебного плана. Хотите более глубоких знаний? Получайте на дополнительных занятиях в рамках факультатива. Главные кандидаты на выбывание физика, биология и химия. Их рекомендуют объединить в один общий предмет - естествознание.
Не ясна пока судьба урока физкультуры. Одна из предложенных пока альтернатив секционное обучение. Школьники сами выбирают вид спорта, которым хотят заниматься. Есть вариант замены ОФП ежедневной оздоровительной гимнастикой или зарядкой.
Не утихают споры вокруг предмета история религий . Включение его в учебный план всех общеобразовательных школ - вопрос решенный. Дело за универсальной учебной программой. Чиновники от образования уверены, что уроки богословия детям не грозят, дисциплина светская. Основная цель познакомить подростков с культурологическими и историческими особенностями всех мировых религий.
При переходе на новую систему дополнительного образования нельзя не учитывать юридический аспект. По действующим законам бесплатным является лишь общее образование. Получается, что за остальные занятия, факультативы придется платить?
Наталья Ивановна, мама пятиклассника: Думаю, лишних знаний не бывает. Все мы наслышаны про ограниченность американских школьников с их узкой специализацией при обучении. Не хочется, чтобы наши дети прошли этот путь. Да и платить деньги за уроки химии, физики многие родители не готовы .
Новые образовательные стандарты общего образования должны быть разработаны к 2008 году. Еще несколько лет понадобится на доработку проектов, для адаптации к новшествам общественного мнения. Министерство образования и науки пока отделывается общими фразами: дополнительное образование должно выйти на другой уровень, стать привлекательным и ненакладным для родителей и учеников!.. Удастся ли чиновникам не на словах, а на деле достичь прорыва за ближайшие годы? Покажет только время.
Дорогу новому!
Разумеется, новшества потребуют серьезных финансовых вложений. Бюджетных средств пока катастрофически мало. Президент обещает: в ближайшие два года структура бюджета на образование измениться. Большая часть денег будет выделяться на первоочередные нужды - приобретение современного лабораторного оборудования, программное обеспечение, доступ в Интернет, модернизация учебных классов, подготовка преподавателей, выпуск учебников и многое другое.
Президент и министр образования подчеркивают: поддержка, в том числе и материальная, школ-новаторов дело государственной важности.
Не все едины
Конечно, волнует и судьба Единого государственного экзамена. Многие школы и вузы присоединяются к эксперименту. Но до всеобщего перехода на ЕГЭ, похоже, еще далеко. Известна позиция МГУ им. М.В.Ломоносова: тест не показывает картины всестороннего развития абитуриента, не позволяет оценить его творческие и аналитические способности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования непреклонна: в скором времени все вузы будут обязаны учитывать результаты ЕГЭ.
Министр образования страны А. Фурсенко попытался смягчить категоричность этой позиции. По его словам, ЕГЭ - не единственный вариант поступления в вуз. Институты и университеты могут набирать студентов и альтернативными методами. Часть вузов уже сейчас предлагает абитуриентам выбор: сдать экзамены на месте, или предоставить результаты ЕГЭ.
Свидетельство ЕГЭ не заменит творческий конкурс. Экзамены, проверяющие творческие способности, будут проходить традиционно.
Не менее важный момент не до конца продуманные схемы секретности. Одна из целей единого государственного экзамена борьба с коррупцией. Считается, что результаты теста объективный показатель. Так ли это?
В этом году выпускники сдали ЕГЭ намного лучше, чем в прошлом. Чересчур хорошие оценки насторожили контролирующие органы, которые констатировали - участились случаи подделки результатов теста. Правда, бороться с фальшивками несложно: настоящие оценки забиты в общую базу. Вузу достаточно сверить электронные данные с представленным в приемную комиссию количеством баллов.
Основная проблема возможность за деньги купить правильные ответы на тест. Интернет пестрит предложениями такого рода. Стоимость одного теста 120 долларов. Деньги переводят безналичным путем: через веб-мани или банк. Выйти на поставщика электронных услуг практически невозможно.
Развит и бартер: на форумах и сайтах школьники вывешивают объявления: Есть результаты ЕГЭ по математике. Меняю на ответы по географии и т.д.
С подобными нарушениями чиновники обещают покончить в ближайшие два года. С помощью повышения секретности и жесткого контроля за теми, кто имеет по работе доступ к тестам.
Бедные богатые учителя
Основная проблема в сфере среднего образования нехватка педагогов. Каждый год педагогические вузы выпускают тысячи специалистов. А вот работать в школу из-за низких зарплат приходят единицы. Учителям, как известно, платят за количество отработанных часов. Чтобы получать больше, они вынуждены набирать много уроков, плюс классное руководство. От этого страдает качество преподавания: попросту не хватает времени должным образом готовиться к занятиям.
Почасовая оплата признана неэффективной. В течение 2006 года все школы РФ перейдут на новую систему. Заработок учителя будет состоять из оклада, плюс дополнительная мотивация классных руководителей. Если сейчас в целом по стране за классное руководство получают 110-250 рублей, через год эта сумма значительно увеличится. Дополнительно планируется ввести ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших педагогов России.
Записная книжка родителей
Отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов
- В школе, где учатся мои дети, педагоги могут поставить двойку за забытые дома тетради, сделать выговор за неправильную обложку. Правомерно ли это?
- Учитель вообще не имеет права делать выговор ученику. Высказать свое недовольство - возможно. Процедура регламентируется только нормальными взаимоотношениями в классе. Если нет тетради, скорее всего, нет и выполненного домашнего задания. В этом случае учитель может поставить двойку.