Гуляя с годовалым сынишкой на детских площадках, я стала замечать, что большинство детей начинает говорить гораздо позже, чем десять-тринадцать лет назад, когда росли мои дочери. Если тогда мне казалось, что наша средняя, обходившаяся до года и семи месяцев набором из слов "мама", "папа", "куколка" и "платьице" чуть ли не отстает в развитии, то теперь большинство двухлеток едва лопочут, а полуторагодовалые в основном просто мычат.
Проблемы с речью, как с устной, так и с письменной наблюдаются и у более старших детей: все чаще фиксируются нарушения речи и плохо поддающиеся лечению логопедические дефекты (дислексия, алалия) у дошкольников; школьники с трудом формулируют свои мысли, не справляются с изложениями и простенькими пересказами, не могут выучить наизусть стихотворение, резко снизился уровень техники чтения. Работая учителем словесности в гимназии, я в течение нескольких лет наблюдала, как катастрофически год от года снижается общий уровень грамотности, навык работы с текстом, владение родным языком, и это в элитарной школе для одаренных детей! Что же тогда говорить о школе массовой.
Меньше всего мне бы хотелось быть похожей на брюзгу и ностальгически вздыхать о прежних временах, когда и дети были грамотнее, и апельсины круглее. Но сложившаяся ситуация меня, как филолога, педагога и мать троих детей не может не пугать, и мне хотелось бы понять причины, по которым наши дети разучились говорить, читать и писать.
Причин, я полагаю, несколько. Начнем с малышей. Тех, которые еще не родились. Сейчас уже ни у кого не возникает сомнения, что плод начинает воспринимать звуки очень рано, а к шести месяцам его слух практически полностью сформирован. Тем не менее, мало кто пытается разговаривать с еще не родившимся ребенком, именно беседовать, громко и вслух, обращаясь непосредственно к малышу. Таким образом, несколько месяцев оказываются упущенными. И каких месяцев! Ведь в этот период идет активный рост мозга ребенка, и чем больше он будет получать сигналов из внешнего мира, тем больше будет возникать связей между мозговыми нейронами и тем выше будет интеллект малыша. А сидящий в животике мамы кроха лучше всего может воспринять именно звук. Значит, мы могли бы рассказывать ему стихи и сказки, петь песни, просто болтать с ним на разные темы … а мы молчим. Или ругаемся с мужем, мамой, свекровью, просто сквернословим, сплетничаем … А еще мы без конца смотрим телевизор, еще до рождения отравляя мозг ребенка ядовитыми плодами массовой культуры: косноязычными сериалами, навязчивой рекламой, идиотскими песнями. Кстати, хотя наши предки ничего не знали о развитии связей между нейронами, беременным искони полагалось петь красивые песни, им запрещалось сквернословить и слушать, как ругаются другие. Любая деревенская баба знала, что с "животиком" нужно разговаривать, часто и ласково, чтобы "дитятко не зачахло".
Но вот, малыш родился. Во многих родильных домах до сих пор сохраняется варварское правило отделять дитя от матери сразу после рождения и приносить лишь на кормление. Получается, что в важнейшие для ребенка дни, когда он находится в состоянии "импритинга" (это когда новорожденный впитывает и запечатлевает навеки все виденное и слышанное, когда формируется база сознания), -- именно в это ответственное время малыш оказывается изолированным от матери, и единственное, что он видит - это белые стены и потолок, а единственное, что слышит - это вопли других младенцев и раздраженные голоса усталых от этого гвалта медсестер. Вот, кстати, это одна из причин, почему "роддомовские" дети плачут чаще тех, кто появился на свет дома.
Но много ли мамы разговаривают с младенцами, вернувшись домой? Пособия по уходу за новорожденными "заботливо" советуют молодым родителям не баловать малышей, "приучать их к самостоятельности", оставляя рыдать в одиночестве, не брать без необходимости из кроватки, не носить слишком много на руках, не класть к себе в постель … Общаться с младенцем рекомендуется во время кормлений по графику (6 раз в день, причем "специалисты" не советуют держать ребенка у груди больше 15-20 минут), смены пеленок (при использовании памперсов сводится к минимуму) во время гимнастики (по рекомендации официальной медицины 10 минут в день) Посчитали, что получается? Остальное время воспитанный младенец должен или спать, спеленутый по рукам и ногам, или развлекать себя самостоятельно, лежа на спине и разглядывая развешанные перед его носом погремушки. Прежде, чем предложить такой образ жизни своему ребенку, попробуйте провести так пару деньков сами, посмотрим, появится ли у вас после этого желание вообще когда-либо разговаривать …
И вот, измученные воплями мамы ведут борьбу за режим и дисциплину, высчитывают минуты до очередного кормления, ждут, стиснув зубы, когда малыш, наконец, "поплачет и сам заснет" … вместо того, чтобы посадить кроху в кенгурушку или перевязь и заниматься своими домашними делами, тихонько разговаривая с малюткой, рассказывая ему сказки и напевая песенки. А он, может быть, пососет грудь вне графика (возможно, просто, чтобы проверить, на месте ли молочко) и незаметно заснет, слушая вас. А вы к этому времени уже перемоете посуду и сможете вздремнуть часок вместе с ним …
Или, может, он вообще не хочет спать? Многие младенцы спят совсем не так много, как это положено по возрасту. Мой сын, например, с самого рождения спал днем всего три раза по два часа, а остальное время был бодр и весел. Если ваш малыш не соня, у вас есть замечательная возможность приучить его к чтению. Покупайте книжки с яркими, крупными картинками (коротенькие стишки, потешки, маленькие сказки) и начинайте хоть прямо с рождения читать вслух. Поверьте, груднички способны понять гораздо больше, чем нам кажется. Во всяком случае, слушают они с огромным удовольствием. Надоело читать - ставьте кассеты со сказками и стихами в исполнении хороших артистов, благо сейчас их продается очень много и они совсем не дороги. Только не думайте, что одно исключает другое. Даже самым профессиональным исполнением нельзя заменить мамино чтение с рассматриванием картинок, пояснениями, повторами …
Ася Штейн, филолог-классик.
Privet! Ochen" interesnaja tema, vot tol"ko deistvitel"no vsio v nei napisannoje ne novo. Hochetsia podelitsia svoim opytom bilingvizma v sem"je. My ziviom v Amerike okolo 6 mesiacev. Moja dochka poshla v etom godu v pervyi klass. Uchitsia ona nachiala cherez nedeliu posle nashego pijezda v Ameriku sovershenno ne vladeja anglijskim jazykom, no prekrasno razgovarivaja na russkom i litovskom jazykah. Prichiom , u nejo kak raz ta redkaja forma bilingvizma, kogda i dumajut na oboih jazykah odinakovo horosho. Razgovarivat" na dvuh jazykah s nei my stali s rozdenija. Bulo razdelenije mezdu chlenami sem"ji - dedushka razgovarival s nei na litovskom, muz i babushki na russkom,a ja v zavisimosti ot togo, na kakom jazyke ko mne obrashialas" dochka.k dvum godam u nejo byl neplohoi zapas slov na oboih jazykah, no inogda ona ispol"zovala v odnom predlozenii slova iz raznyh jazykov, zato k triom godam jejo rech" stala ochen" bogatoi i pravil"noi kak na russkom tak i na litovskom jazykah. Ona uze legko mogla vyrazat" mysli, i daze perezivanija odinakovo legko na oboih jazykah. Kogda ona popala v novuju jazykovuju sredu dlia nejo eto bylo ne novo , t.k. ona uze byla gotova k tomu, chto liudi govoriat na raznyh jazykah i prekrasno ponimala preimushestva znanija jazykov. Uze v pervyi den" posle shkoly ona rassuzdala, kak mnogo u nejo teper" budet druzei, ved" teper" ona nauchitsia govorit" jeshio i na anglijskom. A na anglijskom ona zagovorila uze cherez dva mesiaca!! Seichias uchitsia pisat" i chitat". U nejo mnogo druzei i znanje jazykov v ih glazah odno iz jejo dostoinstv, a nikak ne prichina dopolnitel"nyh perezivanij. Na sobstvennom opyte my ubedilis", chto znanije jazykov razvivajet logiku i analiticheskij um. Ja by posovetovala nezabyvat" o tom chto uchit" proshshe , chem pereuchivat" , i jesli vy mozete nauchit" dochku anglijskomu tak ze, kak i russkomu, to uchite i razvivaite. Jesli ze vy neuverenny v svoih znanijah, to ne perezivaite. V Amerikanskih shkolah prekrassnaja, otrabotannaja godami, sistema obuchenija anglijskomu jazyku. Tem bolee, chto rebionok budet uze horosho podgotovlen, t.k.postojanno slyshit anglijskuju rech". A to , kak budet chiuvstvovat" sebia vash rebionok v shkole vo mnogom zavisit ot vas. Nu eto uze tema drugogo razgovora.
Udachi!
2000-11-29, Veronika
Прочла статью и просмотрела отзывы и стало грустно от того, что некоторые пытаются обсуждать не проблему, а автора, ее профессию. Мне показалось, что это обиженные в школьные годы. нет в авторском тоне "металла", но есть свое видение проблемы и эмпирические наблюдения.
Я тоже учитель, но уже ушедшая из официального образования, кстати, сейчас мои лучшие коллеги или покидают или сильно призадумались о том, чтобы уйти из школы.
В тональности молодых мам много гордости за своих детишек, это очень правильно, но не поминайте всуе свое дитя, его заслуги. Мне, как учителю с 28 летним стажем, известно, как в школе рушатся родительские мечты о "самом, самом".
А проблема, действительно,
серьезная, ибо не нами и давно сказано: "Владеющий словом владеет миром".
Недавно у нас проводилась российская конференция "Языковая личность на рубеже веков". Участники тоже отмечали падение языковой культуры.
Меня не очень-то интересовали истоки дисграфии, я ставила ученику "два" "за более,чем пять ошибок". Но судьба "заставила" заняться
психолингвистикой в связи с появлением внука. Тогда я прочла Домана.Учителя знают, что ни одна методика другим не может быть повторена "В чистом виде". Доману я благодарна как педагог за то, что он "открыл" мне глаза на технологии обучения чтению: начала и концы сходятся, поэтому лучше начинать учить читать до 3-х и целым словом. Я не буду объяснять причину. У меня есть пособие "Учим ребенка говорить и читать". Там описаны технологии обучения чтению. Мой центр называется "Интеллект", я много прочла об интеллекте. Но ничего нет печальнее,чем путать лингвистическое и символическое развитие и на этой путанице сравнивать детей. Ведь даже у Айзенка тестирование разведено на математическое и лингвистическое.
Я рада, что наш центр на "правильном" пути. Мы создали программу "Вхождение в мир звука, слова, числа",а основа всему - сенсомоторный интеллект, который формируется в доречевой период./См. Ж.Пиаже/.
В развитии важен любой период, ибо у каждого - свои сензитивы или как называет Выготский "кризисы возраста".
Насамом деле все просто, чтобы научить ребенка говорить - надо с ним говорить, чтобы научить читать - надо читать.
2002-01-23, галина
Что касается качества современных книг - полностью согласна с Рыжиком. Вспомните, какие раньше были книги! Ни одной ошибки (как правило), или в конце книги ссылки на 1-2 опечатки, что считалось в пределах нормы, но ниже хорошего уровня. А сейчас? На каждой странице так называемой "популярной литературы" глаз натыкается на ошибки. Нас они раздражают, а дети неосознано привыкают к тому, что разное написание одного и того же слова - норма. Фразы корявые, да и словарный запас авторов оставляет желать лучшего…
Мне кажется, что немалой частью грамотного написания является чтение в детстве в больших количествах качественной литературы. Пусть совершенно разных уровней и тематики, но непременно без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, с правильно построенными предложениями. Я совершенно не помню правил, которые учила в школе. Но, (хотя и не претендую на абсолютную грамотность), о написанном слове (предложении) я почти всегда могу сказать верно/неверно, а все потому, что неправильно написанное на бумаге само бросается в глаза. Нашим детям – не бросается. Они видят и слышат и то и другое… (Уж лучше б не слушали :) Чего стоит только речь наших политиков?.. Впрочем, их сейчас слушают гораздо меньше, чем лет 10 назад. Но еще хочется сказать о речи родителей. Всегда ли Вы верно употребляете одеть/надеть? А ударения? А воспитатели в садиках и учителя в школах? Жуть :(. Как сейчас помню запись учителя по математике в моем дневнике «НетУ домашнего задания» :). И шумное возмущение всего двух человек по этому поводу – классной - учителя литературы и русского языка и моего отца. Все остальные (а я, ради эксперимента показывала эту запись многим :), возмущались мною… :( )
И напоследок. Не хочу ничего писать по поводу статьи кроме того, что уже прозвучало – две мысли не связанные логикой. А вот по поводу начала разговора, где-то вычитала – если ребенок словом "ку" обозначает и кошку, и куклу и маму и папу, и еще 10 понятий, то это не одно слово, а 14 разных :). Это имеет огромное отношение к развитию речи, но не уверена, что имеет к умению произносить слова, о котором шла дискуссия.
2000-10-12, Наталья
Действитльно, лет двадцать назад дети раньше начинали говорить, чем сейчас. Зато пойзже ходить. Дети больше находились в манежах, кроватках, были ограничены в движении - им приходилось использовать больше слух для познания мира. Сейчас детей не пеленают, мало кто целыми днями держит в манежах, в основном все родители предоставляют "свободу передвижений" для ползания по квартире. Дети многие начинают ходить в 9 и даже в 8,5 месяцев. Естественно, в момент активного освоения ходьбы развитие речи временно затормаживается. Когда я прочитала книгу Глена Домана "Гармоничное развитие ребенка" у меня сложилось впечатление, что нужно развивать в возрасте до года в основном "двигательный интелект" и остальное приложится, ну, если еще и карточки показывать. Но, если следовать только изложенному в этой книге, то не создашь много условий для развития речи. Поняла я это, когда моему ребенку был год и он еще не говорил. Я начала заниматься с ним по несколько минут в день "развитием речи": экскурсии по дому, называя предметы, рассматривать красочные картинки в книгах, подносила предметы или картинки к своему лицу, так чтобы ребенок одновременно видел предмет и движения моих губ, растирала пальчики, делала "сороку", которую кашу варила, и так дале. Буквально 2-3 раза в день по 5-7 минут,(на самом деле для ребенка второго года жизни это очень много и специальные занятия достаточно проводить по 5-7 минут один раз в день. И уж точно необязательно трещать целый день - это тяжело даже взрослому, тем более ребенку) в остальное врмя мы общались естественно и мой ребенок, у которого, кстати, мозговая дисфункция, заговорил, и речь его стала соответствовать возрасту. Сейчас ему почти два, говорит он фразами из 3 слов, в основном, реже боле длинными, что соответствует возрасту. Со вторым ребенком, которому сейчас 5 месяцев я не буду развивать только "двигательный интелект" и вообще считаю, что речь важнее. Хотя нет ничего страшного, если ребенок заговорит в два.Простите за мою безграмотность, что-то я устала.
2000-10-12, Люда
здраствуйте все, кто стороник и кто нет этой статьи. У меня дочь ей сейчас 2,8 разговаривать стала где-то около 1 года.То есть сначала на своем, а потом все лучше и лучше.Стихи учим и запоминаем спокойно в игре как и описывалась в статье, ребенок очень любознательный,уже задает вопросы типа "почему"и "зачем". Трудно ей отвечать правильно, но стараемся. Если честно то вначале после рождения дочки , я то же была увлечена идеей раннего развития. Читала , потбирала из разных советов что то свое,читала ей сказки и пела песни, короче чуточку свихнулась на этой почве. Решила остановиться пока не навредила собственному ребенку и вовремя, правда это я потом понила поговорив с более опытными мамашами. Каждый ребенок это сосуд- новый, чистый и от родителей зависит его правильно начать заполнять.Не заливать , потом будет тежелее самому ребенку в жизни, но и недоливать нельзя не достакток информации или информация была получена позднее это плохо в дльнейшим развитии. сам родитель должен решать как ему быть в той или иной степени развития своего чада.Автор статьи проводит линию между прошлым и настоящим наших детей и нас.Но нас же воспитавали как правильно!? А если задуматься все воспитание, развитие и прочие будущие наших детей зависит от нас. Мы строим воспитываем и показываем пример в общении. Как сегодня общаются люди:по средствам эл.почты ,SMS или на худой конец телефон. Мы стали забывать друзей и что такое ходить в гости к друг другу. Наши дети это губка которая впитывает в себя все и плохое и хорошое. Я могу еще много что тут написать.Это наболевшая тема ,вот пример, я вижу во дворе стаят молодые мамаши (хотя я тоже не старая 24 года, но это еще моложе) гуляют со своими малышами, они не общаються с друг другом , от них можно услышать только в 2х случаях хоть какие то слова, либо ругают своего ребенка, либо ругаются из-за своего ребенка притом не пристойно. Так что делать вывод всем что будет с этими детьми , когда они заговорят и какие они будут в будущем......
2006-11-09, дарья
Вот уж от Аси Штейн - такого известного автора! - не ожидала такой бесполезной и бестолковой статьи:( Да, когда я училась в школе (мне 30 лет) у нас не было так много безграмотных детей, как в современных школах (работала - знаю). Но, извините, наши мамы с животами не разговаривали, кормили по часам, на руках нас не носили, пеленали туго и в ясли отдавали раньше, чем мы ходить начинали. Так было с большинством детей в то время. Значит, причина повальной безграмотности не в том?
Другой вопрос: как давно вы были в современном роддоме? Я родила сына полтора года назад - именно в роддоме, и была с ним не разлучна все пять дней, врачи не давали детям никакого докорма, настаивая, чтобы каждая мама сама кормила своего малыша, советовали брать ребеночка в свою постель и т.д. Так что, ваше возмущение роддомовскими порядками - запоздало.
Если хотите, по-моему повальная безграмотность детей - следствие неприкаянности их родителей. Те либо целыми днями работают, либо - наоборот - безработные, потерявшие интерес ко всему в жизни, в том числе и к ребенку. Да и школа изменилась - не узнать. Не знаю, как там у вас в гимназии, но в обычной школе ребенок может месяцами не ходить на уроки и никто его искать не будет. Учителя сейчас не остаются после уроков с отстающими, как это было еще 15 лет назад. Нельзя их в этом винить - за такую-то зарплату.
Так что остается? Изменить социальную политику в стране - было б хорошо, но вряд ли получится:( Значит, каждый из нас - родителей - должен четко знать, что он и только он в ответе за своего ребенка, а не воспитатели и учителя. Надо заниматься с ребенком дома, надо помогать с уроками, если есть необходимость, даже в подростковом возрасте. Не надо все пускать на самотек! И уж тем более, махать безнадежно рукой, раз вы "упустили момент" - не начали говорить с животиком:)
2002-02-25, Mos*ka
Хочу поддержать автора статьи. И вот почему:
Моему сыну - 1 год и 4 месяца. С самого рождения я разговаривала с ним постоянно, коментируя практически все свои действия, рассказывая ему об окружающем мире, целый день пела ему разные песенки и песни - и детские, и взрослые (от "Ой, мороз, мороз" до "Не ветер, вея с высоты"), а где-то с 5-ти мес. мы начали рассматривать книжки. В шесть мес. сына отчетливо произносил кроме "мама", "баба" еще и "ампа" (т.е. лампа), и "мящ"(т.е. мяч). Дальше - больше. В год наш лексикон пополнился новыми, хотя и не совсем правильно выговариваемыми, но вполне узнаваемыми словами, а к годы и трем месяцам он удивлял мамочек полуторогодовалых и двухлетних детей такими "перлами", как "лопатка копать", ворона кар-кар" и т.п. А сейчас повторяет за нами (и применяет потом в нужной ситуации) почти все слова, что слышит (я по-прежнему много ему читаю,покупая в неделю по три новые книжки, вызывая удивленные взгляды продавщиц нашего книжного), а неделю назад стал говорить предложениями такими, как например, "мама пойдем смотреть усики троллейбуса" (конечно не так чистокак взрослый, смягчая согласные и делая легкие - секундные - паузы между словами), чем вызвал даже у меня легкое потрясение. Так что - вывод налицо. Повторюсь - мы много - очччень - с самого рождения (а родился мой мальчик дома) читали, говорили (не сюсюкая - без всяких "бибик", "ляль",и т.п.), пели (особенно)и продолжаем это делать.
По каким-то специальным методикам, увы, не занимались - я с малышом одна, бабушки - в другом городе, няни - нет. Но когда на детской площадке, или в транспорте, или в больнице Я слышу:"Как хорошо он у вас говорит! И это в таком-то возрасте! А наш-то ни гу-гу..." мне становится грустно - ведь для того, что бы и "ваш-то" заговорил нужно только любовь, участие и общение.
2002-12-06, Мирра
Всего 49 отзывов Прочитать все отзывы.