Сейчас во многих семьях есть автомобиль, и родители с детьми ежедневно совершают автомобильные поездки не только в собственной машине, но и с друзьями, и в такси. Поэтому как никогда остро стоит проблема защиты ребенка в дорожно-транспортном происшествии. Покупка автомобильного сиденья — самое важное решение, которое необходимо сделать для обеспечения безопасности вашего малыша.
Для начала поговорим о теории. Во всех западноевропейских странах использование специальных приспособлений для перевозки детей ростом до 150 см является законодательно закрепленным правилом с 1983 года, несоблюдение которого влечет за собой административные штрафы, увеличенные страховые выплаты и другие финансово-юридические последствия. Наконец и в России введены в силу новые Правила дорожного движения, в соответствии с которыми предписывается перевозить детей ростом до 135 см в специальных удерживающих устройствах. И это не прихоть ГИБДД, а насущная необходимость, ведь не секрет, что дисциплинированность водителей на наших дорогах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Несоблюдение новых ПДД водителем повлечет за собой штрафные санкции. Подумайте сами: насколько дорого вы цените жизнь и здоровье вашего малыша?
В конечном итоге задайте себе вопрос, если вы можете позволить покупку даже недорого отечественного автомобиля с максимальной стоимостью в 3,000 долларов, то можете ли вы потратить дополнительно 100-150 долларов на покупку детского сиденья? Стоит ли здоровье и жизнь вашего ребенка этих денег? Вы скажете — я прекрасный водитель и никогда не попаду в аварию. Действительно, вероятность попадания в серьезную аварию относительно мала, но даже малейший риск остается риском, и, если авария все-таки случается, то исправить последствия уже невозможно. Тогда остается только сожалеть о тех мерах безопасности, которые могли бы облегчить последствия или даже спасти ребенка.
Кроме этого, заблуждение относительно последствий аварии — одно из наиболее распространенных. Травмы могут быть получены малышом даже при простом резком торможении на относительно низкой скорости, если ребенок не находится в автомобильном сиденье. При этом широко распространено опасное заблуждение, что на руках у взрослого (мамы / папы / бабушки) младенец при перевозке в машине будет в безопасности. Это совсем не так.
При экстренном торможении даже на небольшой скорости с 30-40 км в час оба пассажира силой инерции отбрасываются вперед на лобовое стекло или переднее сиденье автомобиля. При этом взрослый, пытаясь удержать ребенка, инстинктивно продолжает прижимать его к себе, в результате чего еще больше увеличивается сила нагрузки, заставляющая позвоночник ребенка вытягиваться, что отягчает возможную травму шейно-грудного отдела позвоночника. Затем ребенок ударяется о лобовое стекло или переднее сиденье, после чего малыша всем своим весом бьет взрослый, тем самым практически не оставляя ребенку шансов на благополучный исход.
К сожалению, у нас нет возможности получить детальную и точную статистику по этой проблеме, но мы бы хотели поделиться с вами статистикой и результатами исследований зарубежных организаций, таких, как Ассоциация и Министерство автомобильного транспорта Великобритании, Лаборатория по исследованию транспорта, Ассоциация инженеров автотранспорта штата Пенсильвания.
- В любом дорожном происшествии на скорости всего 45 км в час ребенок, не находящийся в детском сиденье, может быть брошен силой инерции вперед к лобовому стеклу.
- Ребенок может погибнуть даже в случае дорожного происшествия на скорости всего 10 км в час.
- Ребенок, сидящий на переднем сиденье, может погибнуть, если в результате происшествия на скорости всего в 10 км его силой инерции выбрасывает через лобовое стекло.
- Не пристегнутый пассажир имеет 50% шанс получить травму на скорости 45 км в час, и вероятность, что травма при этом будет серьезной или даже смертельной, равна 75%.
- Пассажиры на заднем сиденье, которые не пристегнуты ремнями безопасности, во время происшествия сами являются дополнительной угрозой, так как их движение может травмировать, и даже фатально, других людей находящихся в машине.
- Не пристегнутый в автомобильном сиденье ребенок в случае аварии может ударить водителя с силой равной весу слоненка.
- Только в Великобритании с введением обязательного использования специальных средств обеспечения безопасности в автомобилях ежегодно 500 детей избегают смертельного исхода и 1,500 детей избегают получения серьезных травм при попадании в аварию.
- В Великобритании (население всего 56 млн. человек) в 1997 году в результате автомобильных происшествий погибло 74 ребенка, серьезно травмирован 1,271 ребенок, получили легкие или средней тяжести травмы 15,938 детей
- 65% смертельных случаев и травм происходит с детьми, путешествующими на заднем сиденье, 35% — на переднем.
- 90% травм могут быть предотвращены, и три из четырех смертельных случаев могут не произойти, если ребенок находится в специальном автомобильном кресле, отвечающем европейскому стандарту ЕСЕ R44.03 и при условии, что оно правильно используется.
- Большинство аварий происходят недалеко от дома и в недальних поездках при средней скорости движения всего в 40 км в час.
Итак, вы решили приобрести автомобильное кресло для своего малыша, но теперь перед вами встает проблема: как правильно выбрать подходящее именно вам сиденье?
Во-первых, убедитесь, что сиденье отвечает стандарту безопасности ЕСЕ R44.03. Очень часто вы будете слышать от продавцов и производителей об этом стандарте, но что он означает? ЕСЕ R44.03 — это стандарт безопасности, детальный сборник правил, которым должны соответствовать конструкция и все технические характеристики автомобильных сидений, чтобы полностью отвечать требованиям эксплуатации. Перед запуском в продажу все разработанные конструкции сидений должны пройти тесты, которые продемонстрируют соответствие стандарту. Стандарты безопасности для сидений регулярно пересматриваются, так как автомобили и все, что с ними связано, очень быстро меняются.
ЕСЕ R44.03 — это последняя редакция, вступившая в силу 12 сентября 1995 года, которая устанавливает следующие обязательные требования:
- все сиденья этого стандарта должны обеспечивать защиту от бокового удара;
- в классификацию была введена группа 0+ (от рождения до 13 кг), а также цветовая кодировка, помогающая в установке сиденья:
- красный цвет — установка лицом по ходу движения,
- синий цвет — установка спиной по ходу движения;
- все компоненты, используемые при производстве сиденья должны пройти индивидуальные тесты применимые к данному компоненту, например:
- ремни безопасности должны отвечать определенным требованиям силы натяжения и должны быть жаро-, хладо-, свето- и абразивно устойчивыми;
- пряжка ремня безопасности должна открываться с усилием между 40 и 60 ньютонами (от 4 до 6 кг) в ненагруженном состоянии и до 80 ньютонов (8 кг) в нагруженном состоянии;
- направляющие ремней безопасности должны не допускать смещения/скольжения ремня более установленной нормы.
- Каждый тест снимается высокоскоростной камерой, подсоединенной к компьютеру, что позволяет просмотреть запись покадрово.
- Во время теста манекен не должен переместиться за пределы определенной зоны. Иначе в случае аварии ребенок в таком сиденье может удариться о другой объект, например, лобовое стекло, и получить серьезные травмы или погибнуть. Во время тестов внутри автомобиля используется моделирующая глина для определения взаимодействия манекена с другими частями автомобиля.
- Скорость замедления движения частей манекена, например головы или груди, измеряется специальными компьютерными приборами. Если эта скорость слишком велика, то ребенок может получить травмы мозга/органов/скелета аналогичные тем, которые получают боксеры.
В случае успешного прохождения всех тестов производитель обращается в Агентство по сертификации средств автотранспорта, которое очень тщательно изучает результаты, производственные чертежи и систему контроля качества, используемую на производстве, и только после этого возможна выдача сертификата для продажи.
Во-вторых, основное при выборе кресла это вес ребенка — именно он, а не возраст, определяют выбор сиденья. Возраст малыша указывается только для справки, и не более того.
Все автомобильные сиденья делятся на группы, в зависимости от веса ребенка.
Группа | Вес ребенка | Приблизительный возраст |
0+ | От рождения до 13 кг | От рождения до 12-15 месяцев |
0+ и 1 | От рождения до 18 кг | От рождения до 4 лет |
1 | От 9 до 18 кг | От 9 месяцев до 4 лет |
1, 2 и 3 | От 9 до 36 кг | От 9 месяцев до 11 лет |
2 и 3 | От 15 до 36 кг | От 4 до 11 лет |
Несмотря на то, что многие модели охватывают более чем одну группу, вполне возможно, что вы купите несколько кресел. Начиная с кресла для новорожденного и заканчивая креслом для старших детей. Небольшое предостережение — сиденья, сочетающие в себе несколько групп, это очень экономная покупка, но следует знать, что при этом они всегда хоть чуть-чуть, но уступают по уровню безопасности сиденьям, которые предназначены для одной группы. Почему — вы узнаете ниже.
В-третьих, никогда нельзя покупать подержанные сиденья. Более того, мы рекомендуем сменить сиденье, если вы попали в аварию. Это объясняется тем, что:
- сиденье может иметь невидимые глазу повреждения структуры;
- некоторые части могут отсутствовать;
- часто инструкция по установке отсутствует, а неправильная установка приводит к серьезным последствиям.