Кажется, прошло совсем немного времени с начала учебного года, но ваш невнимательный ребенок уже успел потерять сменную обувь, физкультурную форму и ручек-карандашей без счета. Можно ли предотвратить потерю и порчу одежды ребенка и школьных принадлежностей? Что надо изменить дома, чтобы ребенок мог "стоять на голове", не нанося ущерба квартире? Советует автор книги "Экстремальное материнство" Ирина Лукьянова.
Вандалоустойчивый дом
Правильный дом для гиперактивного ребенка — это дом, готовый к нашествию диких обезьян. В таком доме все ценные вещи должны быть надежно убраны под замок, чтобы их нельзя было потерять или испортить. Деньги лучше убрать из общего доступа: ребенок часто не понимает их цены и не может устоять, когда видит их в пределах досягаемости.
Все тяжелые предметы мебели, которые могут упасть, должны быть привинчены к полу или стенам. На розетках и острых углах должны быть заглушки. Окна должны хорошо запираться. Балкон должен быть закрыт — и на нем не должно быть предметов, на которые можно встать и перегнуться через ограждение. Все яды, бытовая химия и оружие должны быть надежно спрятаны. Любимые вещи родителей — убраны подальше. То же касается маминых духов и любимой косметики, украшений и красивых туфель.
Многие дети любят рисовать на обоях. Запреты все равно будут нарушаться, поэтому лучше выделить угол, где можно рисовать. Можно прикрепить к стене лист ватмана для этих целей или даже купить специальные обои-раскраски. Одна мама с нашего форума о детях с СДВГ вместе с сыном расписала стены в кухне.
Наши дети любят раскачиваться на стульях и табуретках, поэтому ножки у тех часто отваливаются. Или учим детей привинчивать ножки, или ищем прочную мебель. Крутящиеся стулья на колесиках — плохой вариант: вместо того, чтобы делать уроки, дети крутятся и ездят по комнате.
Если дети много времени проводят дома, имеет смысл придумать, чем их занять вместо разрушения квартиры. Изобилие творческих занятий — залог сохранности ваших материальных ценностей!
Одежда для детей с СДВГ
Вся детская одежда и обувь должна быть подписана. Сейчас можно заказать наклейки на одежду и обувь с именем ребенка.
Одежда должна быть функциональна. Я работаю в школе и каждый день вижу десяток-полтора школьников с развязанными шнурками. А ведь альтернатив шнуркам множество — не только обувь на липучке, но и пластиковые шнурки, и самозавязывающиеся шнурки, и резиновые шнурки... Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, подумайте, чем заменить шнурки. В комбинезонах неудобно ходить в туалет; зимний комбинезон плохо надевается на платье. Ищите альтернативы.
У многих детей с СДВГ особая чувствительность; они ни за что не наденут водолазку с тесным горлом или вещь, которая "шерстит". Многие не выносят ярлычков на одежде — имеет смысл их срезать. Сложные детали и нелюбимые вещи — однозначно нет: не наденет, не застегнет, не справится. Давать нелюбимые вещи с собой в летний лагерь — значит добиться, что дитя будет месяц ходить в одном спортивном костюме.
Одежда должна быть такой, чтобы в ней можно было прыгать и стоять на голове. Хорошо, чтобы вещи имели какие-то легко опознаваемые детали (вышивки, аппликации и т. п.), а верхняя одежда была яркой и приметной — на тот случай, если ребенка, не дай Бог, придется искать.
Ребенок портит одежду? Ищем креативные способы починки. Моя материнская гордость — букеты цветов, вышитые гладью на забрызганном хлоркой джинсовом сарафане, и цветочно-жемчужная вышивка на дочкином бирюзовом топе, который оказался заляпан майонезом. Научить дитя стирке, выведению пятен, штопке, заплатам, зашиванию прорезных дыр боцманским швом, пришиванию пуговиц и работе с инструментами — очень полезно.
Варежки имеет смысл прикреплять к резинке: они теряются. Для девочек стоит придумать функциональную прическу: красивые косы растрепываются.
Школьная форма, рюкзак, канцелярские принадлежности
Не надо покупать детям дорогие вещи, а если уж купили — не стоит давать их с собой в школу. Это относится и к любимым игрушкам, и к хорошим книгам из домашней библиотеки.
Многие личные вещи оказываются забыты в школе. Некоторые школы ставят в гардеробе огромную коробку для забытых вещей. Ее надо навещать несколько раз в год и забирать оттуда свои вещи. Удивительно, сколько интересного там обнаруживается!
Одежду надо регулярно осматривать и чинить. Иногда характер повреждений может рассказать вам о проблемах ребенка. Скажем, обсосанные, изжеванные и прогрызенные рукава и воротники, так же, как и сгрызенные ручки и карандаши, говорят о повышенной тревожности ребенка — хорошо бы узнать, с чем она связана, если вы сам не говорит. Истоптанная или порезанная одежда может говорить о школьной травле.
В шкафу у ребенка всегда должны быть чистые и без дырок комплекты парадной формы и спортивной одежды (о них обычно вспоминают в 11 часов вечера накануне).
Пенал для начальной школы нужен самый простой — в который можно все быстро запихнуть и закрыть. Рассовывать каждый карандашик в свою ячейку дети с СДВГ не будут. Расходные материалы для школы (линейки, ручки, карандаши, транспортиры, тетради) должны покупаться самые дешевые и в оптовых количествах.
Учебники лучше обернуть — особенно если у ребенка есть склонность носить в рюкзаке еду. Не помешает и пакет влажных салфеток — ручки в рюкзаке часто протекают.
Школьный рюкзак имеет смысл собирать только с вечера: утром непременно что-то забудется. Раз в неделю маме (а со временем и самому ребенку) стоит осмотреть рюкзак, вынуть из него все ненужное (фантики, бумажки, пакет из-под чипсов, окаменевшую булочку, огрызок яблока, банановую шкурку) и постирать рюкзак. Кроме того, стоит регулярно проверять, не завалялись ли стаканчики, огрызки и крошки под подушкой и под кроватью.
Если соблюдать эти простые правила, многих ненужных осложнений можно избежать.