Праздничные и выходные дни нужны для того, чтобы отдыхать, проводить время с семьёй и детьми, ну и, конечно, больше бывать в парках, на детских игровых площадках, в других общественных местах. Это весело, интересно и познавательно. Вот только есть достаточно много детей и взрослых, для которых любой "выход в свет" становится настоящим испытанием. Это, прежде всего, дети с РАС, с СДВГ, дети у которых в силу заболевания или возраста, нервная система не сформирована, либо имеет особенности развития, и их родители. Такие ребята плохо переносят любую эмоциональную нагрузку, им требуется дополнительная помощь в установлении контакта с другими детьми, во взаимодействии с незнакомыми взрослыми.
Важным фактором является и то, что недостаточность понимания характера и глубины проблем ребенка, слабость или отсутствие его отклика на попытки поддержать и развить с ним взаимодействие, вносит вклад в формирование у матерей особого "синдрома растерянности", раздражения и уязвимости, ощущения собственной неумелости. Поэтому мама, а с ребёнком чаще всего бывает именно она, порой не знает, как себя вести если ребёнок плачет, капризничает, или проявляет раздражение, агрессию находясь в общественном месте.
Мы сегодня много говорим об инклюзии и включении детей с особенностями развития в социум. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом и другими нарушениями поведения, не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Как же быть? Как сделать так, чтобы и семье с особым ребёнком было комфортно и другие люди понимали, то, как ведёт себя ребёнок, не дефекты воспитания, не попустительство со стороны родителей, которые "всё позволяют" своему чаду, а ситуация, которая требует понимания и правильного поведения всех присутствующих.
Прежде всего – выходить, бывать в общественных местах, на игровых площадках не смотря на то, что страшно и порой больно! Если другие люди не будут видеть этих детей, они и не будут знать, как себя вести! Будем считать, что на родителях особых детей лежит некая "функция" просвещения общества, его гуманизация.
Родители тогда будут чувствовать себя уверенно и спокойно, когда сами будут понимать мотивы ребёнка, возможные причины вызвавшие нежелательное поведение, а для этого необходимо быть настоящими исследователями, ищущими экспериментаторами, ну и конечно, желательно владеть техниками преодоления нежелательных форм поведения.
Здесь я позволю себе воспользоваться рекомендациями специалиста ABA – терапии (поведенческая терапия, прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis)), Тамеики Мидоус (Tameika Meadows)
Нежелательное поведение поддерживается вниманием, которое ребенок получает от ровесника или от взрослого.
Что делать?
1. Используйте изображения и жесты, чтобы перенаправить поведение
Используйте не слова, а жесты и визуальную поддержку в виде рисунков или фотографий. Создайте изображения для перенаправления, которые дадут ребенку понять, чего вы от него хотите, без разговоров. Просто протяните визуальную поддержку и привлеките внимание к ней с помощью жеста, и вы сообщите ребенку, что делать, но не уделите излишнее внимания его поведению.
2. Блокируйте агрессию без взаимодействия с ребенком
Если вам нужно блокировать агрессию ребенка или не дать ему оказаться слишком близко с другим ребенком, то делайте это молча. Встаньте на его пути, положите на пути напольный мешок или другой мягкий объект, который может стать мишенью агрессии. Старайтесь, чтобы ваш взгляд не был направлен на ребенка, так как прямой контакт глазами - это уже социальное внимание. Не теряйте ребенка из зоны видимости и смотрите на него украдкой, чтобы обеспечить безопасность.
3. Сосредоточьте все внимание на объекте
Если ребенок нападает или щиплет другого ребенка, то уделите максимум внимания пострадавшему. Спрашивайте у него, все ли с ним в порядке, будьте рядом с ним, уделяйте как можно больше вашего внимания объекту агрессии, но не тому ребенку, который вел себя агрессивно. Вы можете даже обсудить с "жертвой" желаемое поведение ("Да, ты прав. Мы все должны спокойно себя вести. Ты хорошо себя ведешь").
4. Безопасность прежде всего
Никогда не жертвуйте безопасностью ради того, чтобы игнорировать нежелательное поведение. Очевидно, что проблемное поведение может усилиться, и вам придется следить, чтобы ребенок не выбежал на улицу и не причинил вред другому ребенку. Есть ситуации, в которых вы обязаны вмешаться, просто сделайте это, стараясь не уделять дополнительного внимания ребенку.
5. Держите себя в руках
По возможности старайтесь сохранять нейтральное выражение лица. Иногда одной мимики достаточно для подкрепления поведения с целью привлечения внимания. Сохраняйте максимальное спокойствие. В каких-то случаях вы можете непроизвольно вскрикнуть, например, если ребенок неожиданно ущипнул вас, но постарайтесь глубоко вздохнуть и успокоиться.
Чего делать не следует
1. Не говорите и не кричите
Если кто-то расстроен и демонстрирует нежелательное поведение, даже если это истерика, которая кажется непреднамеренной, это неподходящее время для доводов и бесед. Это не тот момент, когда можно обсуждать с ребенком его поведение. Кроме того, устная речь может усилить проблему, потому что даже люди с обычными языковыми навыками часто не хотят говорить, когда они слишком расстроены. Разве вы сами никогда не говорили своим близким или друзьям: "Я не хочу это обсуждать!"
2. Не поддерживайте контакт глазами
Держите ребенка в зоне видимости, чтобы гарантировать безопасность, но не смотрите на него напрямую и не заглядывайте ему в глаза. Это уже социальное взаимодействие с ребенком, и он получает от вас внимание, даже если все остальное вы делаете правильно. Смотрите на людей или предметы, рядом с ним, немного в сторону, только не прямо на него.
3. Не прикасайтесь к ребенку, если в этом нет необходимости
Во-первых, если ребенок сильно расстроен, то прикосновения с большой вероятностью лишь усугубят ситуацию. Драки так и начинаются. Если же ребенок не расстроен, а его поведение просто направлено на получение внимания, то прикосновения - это внимание. Конечно, если ради безопасности необходимо физическое вмешательство, то вы обязаны на него пойти, просто сведите его к минимуму.
4. Не говорите о поведении ребенка
Даже если вы говорите не с самим ребенком, не обсуждайте поведение в его присутствии. Вы удивитесь, что они слышат, пока кричат, и вы будете поддерживать поведение, говоря о нем. Вместо этого, обсудите с другими детьми, что они делают правильно, и какого поведения вы от них ждете. Это поддерживает позитивный настрой и отвлекает внимание от ребенка с проблемным поведением.
5. Не забывайте учить ребенка социально приемлемым способам привлечения внимания
Если функциональный анализ поведения показал, что поведение поддерживается вниманием, необходимо обучение замещающему навыку для приемлемого получения внимания. Помимо обучения такому навыку, очень важно дополнительно поощрять уместное поведение со стороны ребенка (например, постучать по вашему плечу, использовать коммуникатор, чтобы позвать кого-то). Если ребенку проще получить внимание с помощью негативного поведения, чем с помощью замещающего навыка, то негативное поведение сохранится.
Даже если вы обучаете ребенка без использования приемов поведенческой терапии, придерживаетесь одной системы запретов и поощрения.
Что и как правильно сказать окружающим людям, которые находятся рядом
Близкие люди должны быть вовлечены в систему помощи и знать, как правильно реагировать на нежелательное поведение, если оно проявляется.
Людям, далеким от понимания ситуации, можно спокойно сказать, что ребенку сложно справиться со своими эмоциями, вы работаете над этим, но нужно время.
Если забота со стороны окружающих выглядит искренней, вас не пытаются обвинить, не высказываются агрессивно, можно поблагодарить за участие, и исходя из ситуации, принять помощь. Старайтесь оставаться открытыми миру!
Можно попробовать пошутить над ситуацией, но если вы будете испытывать чувство раздражения и досады, шутка может оказаться "злой" и проявить пассивную агрессию.
Надеюсь, теперь вам будет проще обдумать свою стратегию по реагированию на проблемное поведение, особенно если оно связано с получением внимания. Следите за своими реакциями, старайтесь не поощрить случайно даже те виды поведения, которые выполняют другие функции.