Надо ли исправлять почерк ребенку в начальной школе, чтобы он научился писать быстро и разборчиво? Ведь в средней школе нагрузки возрастут, а учителя очень не любят разбирать каракули. Связаны ли красивый почерк и развитие мозга? Может ли исправление почерка помочь улучшить поведение ребенка?
Вот уже несколько лет подряд 23 января отмечается День ручного письма, или День почерка. Несмотря на то, что праздник имеет статус международного, помнят о нём, пожалуй, лишь интересующиеся искусством каллиграфии.
Впрочем, о том, что праздник существует, обычно напоминает телевизор. В этот январский день на экранах можно увидеть разнообразные сюжеты о ручном письме — начиная от полицейских рассказов о почерковедческой экспертизе, помогающей бороться с мошенниками, и заканчивая повествованиями графологов об определении черт характера человека по написанному им тексту.
Так или иначе, День почерка — неплохой повод поговорить о востребованности рукописного письма в XXI веке. Так ли необходимо письмо от руки сегодня? Какую пользу оно может принести, какие необходимые качества личности развить?
Почерк и интеллект
О том, что письмо от руки способствует развитию мозга, сказано и написано достаточно много. Вот как совсем недавно высказались об этом отечественные учёные.
В выступлении "Как научить мозг учиться?" профессор Татьяна Черниговская, исследователь в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, доктор биологических наук говорит: "Полезно для мозга именно осознанное письмо, в котором контролируется не только что мы пишем, но и как. Важно писать не просто почерком бездумно, а заниматься каллиграфией — красивым письмом, а также придавать равное значение как обучению ребёнка компьютерной грамотности, так и обучению чистописанию".
А профессор Валерий Семченко — доктор медицинских наук, член-корреспондент Сибирского отделения Академии наук, более сорока лет занимающийся исследованиями головного мозга, пишет: "Почерк — это своеобразное материальное выражение психоневрологического состояния человека. Хороший почерк свидетельствует о развитом логическом мышлении, то есть последовательной, поэтапной оценке ситуации для принятия верного решения, адекватной ответной поведенческой реакции, выражающейся в красивом написании букв и цифр, а также об эффективной интегративно-пусковой системе головного мозга".
Исследования подтверждают: во время письма рукой в головном мозге активируются когнитивные процессы, развивающие гибкость, глубину, быстроту, широту, последовательность и самостоятельность мышления. Что это значит?
Качества ума и письмо от руки
Начнём с такого качества ума, как его гибкость. Она говорит о подвижности мыслительных процессов, о способности к творчеству, к поиску нового. Её антоним — это инертность или леность мышления, тупое воспроизведение чужих мыслей. Развивая гибкость ума, рукописное письмо противодействует мыслительному застою, не даёт мозгу уснуть. Это качество ума напрямую связано с изобретательством и креативностью.
Для примера вспомним профессию следователя — вот где это качество тренируется ежедневно и ежечасно. Недаром следователь постоянно делает пометки, рисует схемы. Все эти, казалось бы, очень простые рукописные записи отлично помогают в раскрытии преступлений.
Следующее качество — глубина ума. Глубокий ум позволяет вникать в сущность предметов и явлений, находить в них самое важное. Качество, противоположное глубине ума — это поверхностность мышления, отсутствие способности увидеть главное, неспособность и нежелание понять причины явлений, отвлечение на мелочи и суету. Таким образом, разборчивое и аккуратное письмо от руки — начиная со школьных лет — способствует лучшему выделению из массы событий и явлений самых значимых и существенных. Недаром в Китае претенденты на высокие чиновничьи посты при дворе сдавали экзамен... по каллиграфии. И не столько по причине того, что им нужно было много писать, сколько для развития умственных способностей.
Быстрота ума говорит о хорошей скорости реакции на изменения. Люди с быстрым умом — находчивые и сообразительные, способные правильно действовать при недостатке времени на обдумывание. Быстроту следует отличать от такого негативного свойства, как поспешность, ведущего к принятию скоропалительных решений. Занятия по выработке красивого почерка способствуют развитию скорости мыслительных операций с одновременным удалением ненужной торопливости.
Широта ума, или широкий кругозор, означает желание человека воспринимать мир в его многообразии, стремление личности к познанию сложной окружающей действительности. Когда нужно оценить и описать обстановку "с высоты птичьего полёта", на помощь приходят ручка и лист бумаги. К примеру, правоведы хорошо знают, что даже сложные юридические задачи легко решаются, если они переведены в простую письменную форму.
Говоря о таком качестве мышления, как его последовательность, обычно имеют в виду логичность рассуждений, правильный ход мысли, умение чётко планировать свои действия. Интересные наблюдения сделал по поводу связи последовательности ума с разборчивым почерком доцент кафедры физики Северо-Казахстанского государственного университета Павел Леонтьев: "Тот, кто ясно излагает свои мысли графически, на письме, кто пишет ясно и разборчиво, тот и мыслит чётко, осмысленно, логически верно. Почерк — это отражение твоей „ясной головы“, отражение твоего логического и системного мышления. Если у тебя на листочке бумаги полный сумбур, то и в голове у тебя такая же путаница...".
Наконец, ещё одно важное качество ума, которые выделяют учёные — его самостоятельность. Это умение ставить перед собой задачи и находить пути их решения. В какой-то мере этому качеству соответствует и самокритичность, когда человек умеет правильно находить у себя сильные и слабые стороны и корректировать своё поведение.
Интересно, что коррекция поведения может стать не причиной, а следствием коррекции почерка. Так, по отзывам родителей, освоение красивого почерка положительно влияет на характер детей, у них укрепляются такие качества, как ответственность и аккуратность, целеустремлённость и стрессоустойчивость.
Итак, работая над своим почерком, мы одновременно развиваем интеллект. Особенно это относится к детям, с их еще пластичным мозгом, готовым к изменениям.