Главная трудность, с которой сталкиваются дети в начальной школе — обучение чтению и письму. Надо читать быстро и понимать прочитанное, писать — не только аккуратно и разборчиво, но и грамотно. Когда успешный в остальном ребенок не всегда воспринимает объяснение учителя и с трудом делает письменные работы, часто говорят о дислексии. Что это такое? И как помочь детям с дислексией все-таки освоить школьную программу?
Дислексия: что это такое?
- Дислексия — это не задержка развития.
- Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия — это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
- Дислексия — это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
- Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость. Это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности.
Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии.
- Дислексики способны влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
- Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
- Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека.
- Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
- Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
- Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.
- Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.
Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни кто-либо еще в «обычной» системе школьного образования не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные способности.
Есть ли у ребенка дислексия?
Давайте договоримся, что дислексия — это специфическая особенность обучения. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников — пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, — скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода.
Подумайте, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений:
- Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
- Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка, живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
- Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
- Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость.
- Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики).
- Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
- Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
- К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.
Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошкольников, учеников начальной и средней школы.
Признаки дислексии у дошкольника
- Бывает рассеян.
- Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.
- Задержка в развитии речи.
- Не всегда вовремя хлопает в ладоши.
- С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.
- Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.
- Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.
- Часто надевает обувь не на ту ногу и в целом медленно одевается.
Как узнать ребенка с дислексией в начальной школе
- Вечно возится со шнурками (попробуйте обувь на липучках!).
- Не дружит с оперативной памятью.
- Письменные работы бывают очень неаккуратны, и если с этим не разобраться на начальных стадиях, может развиться дисграфия.
- Путает некоторые буквы (например, «З» и «Э», «Р» и «Ь»), что приводит к необычному написанию и произнесению слов.
- Плохо читает (хотя это свойственно не всем дислексикам). Наиболее характерно — читает сбивчиво, вымученно, пропускает строки или повторяет одну и ту же фразу, мучается с многосложными словами и не понимает, что прочитал.
Средняя школа и признаки дислексии
Дислексиков в средней школе преследуют те же трудности, что и в начальной, но вдобавок они часто путают даты, время и место. Среди новых специфических признаков следующие.
- С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.
- Низкая самооценка.
- Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.
- Регулярно забывает дома учебники, путает расписание и очень из-за этого переживает.
Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов.
Как объяснять новый материал детям с дислексией
Попробуйте применить в работе следующие принципы.
- Всегда объясняйте материал несколькими способами, при необходимости повторяйте сказанное.
- Старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств, — тогда дислексики с большей вероятностью усвоят и запомнят.
- Дайте им «переварить» услышанное — объясняйте четко и медленно, пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
- Пишите крупно, разборчиво, с хорошими интервалами между словами и буквами. Если вы ставите детям оценки за почерк, ваш тоже должен хорошо читаться.
- Возможно, стоит разделить доску на несколько тематических секций разного цвета: дислексики будут знать, где что искать.
- Давайте детям побольше времени, чтобы они успевали прочесть то, что написано на доске, показано на экране проектора, телевизора и пр. Или разрешите им фотографировать то, что вы показываете, ведь мы живем и учимся в цифровую эпоху.
- Не просите дислексиков запоминать большой объем информации за короткий отрезок времени.
Как проверять знания ребенка с дислексией
- Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам.
- Никогда не оставляйте ребенка-дислексика на перемене переписывать или доделывать письменную работу.
- Не ожидайте, что их письменные работы будут на том же уровне, что у других учеников.
- Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят.
- По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
- Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
- Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
- Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4:1.
Какая помощь учителя нужна детям с дислексией
Вот что отвечают дети-дислексики, когда их спрашиваешь, чем помочь с учебой:
- Говорите медленно, четко и просто.
- Давайте нам больше времени на выполнение письменных работ.
- Подробно объясняйте задания и потом проверяйте, всё ли мы поняли.
- Помогайте нам с правописанием — скажем, давайте правильный вариант на полях.
- Слушайте нас повнимательнее, когда мы отвечаем устно.
- Давайте нам распечатки конспектов уроков или их фотографии на цифровом устройстве.
- Аккуратно проверяйте наши работы, чтобы мы могли разобрать ваш почерк.
- Используйте для этого темные цвета и давайте четкие полезные комментарии.
- Пожалуйста, не кричите на нас, если мы что-то забыли.
- Пожалуйста, будьте к нам терпеливы.