Родители поздравляют друг друга с началом учебного года, но у многих детей, в том числе на фото звездных семей, — совсем не праздничное настроение. Длинные летние каникулы, каких нет почти нигде в мире, сильно расслабляют — и в сентябре приходится дополнительно мотивировать детей к учебе. Что могут предпринять родители, чтобы вернуть ребенку желание учиться? Советует Александра Павлова, директор школы "Дари детям добро".
Есть ли связь между умственным развитием и мотивацией?
Мотивация дана нам от природы. За удачным овладением новыми навыками или познавательными достижениями неизбежно следует выплеск гормонов счастья. Так успешный процесс обучения можно почувствовать даже на физическом уровне. Желание учиться появляется, когда ребенок сам хочет получать новые знания и навыки.
При этом мотивация никак не связана с умственным развитием и общими способностями. Чем сильнее ребенок стремится расширить представления о мире, тем больше прилагает усилий, чтобы учиться хорошо. Если нет тяги к познанию нового, то нет и желания ходить в школу.
Как поддержать интерес к учебе: 9 способов
Если ваш сын или дочь не проявляет интереса к учебе, особенно после затянувшихся каникул, не стоит опускать руки. Существует ряд способов, которые помогут сформировать учебную мотивацию.
- Не оказывайте давление. Хотите, чтобы ребенок пришел к мысли о том, что выполнять домашнее задание — это хорошо? Никогда не сажайте его за уроки насильно. Лучше объясните, что если подготовиться заранее, то можно быстрее написать контрольную и раньше освободиться. Предложите ребенку интересное совместное времяпрепровождение в освободившееся время: прогулку в парк, настольную игру и т.д.
- Обязательно отслеживайте и озвучивайте успехи. И взрослому приятно, когда его достижения замечают. А для ребенка это особенно ценно. Вовремя сказанная похвала способна мотивировать даже самого отчаянного двоечника.
- Показывайте пользу обучения на личном примере. Дети копируют поведение взрослых. Когда я была ребенком, в моей семье не было телевизора, зато все взрослые — мама, папа, бабушка — были отчаянными книголюбами: книги читались, обсуждались, дарились. Читать я научилась очень рано — пожалуй, у меня и не было другого выбора.
Будьте всегда готовы к усвоению новой информации, показывайте, как ее можно искать и применять. Пользуйтесь энциклопедиями, справочниками, поисковиками, как только возникает любой вопрос, пусть даже он кажется глупым: почему трава зеленая? как выглядел граф Дракула? зачем пингвину колени? Так вы научите ребенка оперированию информацией и поиску ответов. Постепенно вопросы могут усложняться. Ставьте перед школьником вопросы, которые его обязательно заинтересуют — так вы сможете привить ему желание учиться.
Примером может стать история Дениса и его мамы, с которой они вместе посещали занятия по теннису. Мальчик вдохновлялся активностью мамы, и она, несмотря на то, что управляла своим бизнесом, всегда находила время на дополнительное обучение и совместные занятия с сыном.
- Делайте акцент на достигнутых результатах. Часто родители указывают ребенку только на его ошибки. Попробуйте сделать наоборот — сконцентрируйте внимание на успехах. Даже если в сочинении 33 исправления, наверняка в нем есть пара-тройка удачно сформулированных фраз. Похвалите сына или дочь за них, скажите, что они помогают понять суть написанного. Так вы сможете поддержать интерес даже к тем предметам, которые ученику даются с трудом.
- "Ешьте слона" по кусочкам. Часто дети не хотят делать "домашку", боясь, что не справятся или допустят слишком много ошибок. Все, что нужно в этой ситуации — разбить сложную задачу на части. А потом решить ее поэтапно.
- Делайте перерывы. Во-первых, мозг ребенка периодически нуждается в отдыхе. А во-вторых, срабатывает так называемый эффект Зейгарника, когда прерванное действие хочется закончить. Дети сами возвращаются к выполнению задания, если им дать паузу в несколько минут. Но некоторым все же требуется напоминание: "А помнишь, ты хотел решить ту смешную задачу про кроликов?".
- Оставьте ребенку запас сил для других занятий. Школьник вряд ли будет довольным, если приготовление уроков отнимет у него всю энергию! В ваших силах организовать его расписание. Объясните, что лучше выполнять задания, когда есть силы и запас времени. Идеальный вариант — днем или вечером после прогулки. А потом можно будет заняться чем-нибудь приятным: поиграть или посмотреть фильм. Это отлично мотивируют как детей, так и взрослых.
Родители Насти ежемесячно составляют план развлекательных вечерних мероприятий. В список входят интересные прогулки, активный отдых — все то, что любит их дочь. Важное условие того, что запланированное состоится: каждый должен выполнить свои домашние задания. Например, папа — сходить за продуктами, мама — приготовить ужин, Настя — сделать уроки.
- Создайте систему поощрений. Узнайте, что приносит ребенку радость, и используйте этот стимул как "подзарядку". Исправил тройку по истории — пойдем с родителями на фильм, о котором говорят! Такая мотивация толкает детей на подвиги — они прилежно "подтягивают" даже самые нелюбимые предметы.
- Расширьте круг интересов. Интенсивный процесс обучения требует разрядки. Секции, кружки, клубы по интересам помогают детям снять напряжение после уроков. Дополнительное общение помогает увидеть, где могут пригодиться знания, полученные в школе. И почему стоит заполнить пробелы, например, по физике или геометрии.
Учеба — это сложный процесс, где есть свои взлеты и падения. Ребенок способен преодолеть большинство препятствий самостоятельно. Но поддержка со стороны родителей необходима. Особенно она важна, когда собственные силы заканчиваются. Иногда достаточно пары вовремя сказанных слов похвалы, чтобы желание учиться вернулось.
Применить все пункты или воспользоваться ими выборочно — решать вам. Но не стоит торопить события — дайте ребенку время на изменения.