Ребенок идет в 5-й (6-й, 7-й) класс. К чему готовиться родителям?

Подросток: самостоятельный, но неорганизованный. Когда "подвезут" мозги

Для родителей школьников лето заканчивается не 31 августа — потому что уже недели за две до начала учебного года не думать о школе не получается. Как пройдет переход в среднюю школу у вашего пятиклассника? Сможет ли шестиклассник наконец стать самостоятельным? А семиклассник — так же хорошо учиться, как и до этого, или переходный возраст возьмет свое?

Главная трудность — неорганизованность

"Вы — учитель в средней школе? Что, серьезно?" Обычно этот вопрос сопровождается пожатием плеч и сочувственным взглядом.

Да, именно так. Я провожу — с удовольствием провожу — восемь часов ежедневно в компании младших подростков, той части человечества, которую плохо понимают, часто ругают, от кого только и ждут провалов что в учебе, что в поведении. Даже среди моих коллег-педагогов, понимающих, в чем радость и награда преподавателя, классы средней школы зачастую упоминаются как профессиональное чистилище. Когда я попросила родителей вспомнить что-то позитивное из времен средней школы, одна мать точно ответила за всех: "Должно пройти какое-то время, чтобы те истории показались мне забавными".

Но я решительно возражаю.

Конечно, ребята в школе средней ступени очень непростые. Незрелые личности шестого класса порой не имеют даже отдаленного сходства с тем, во что они превратятся к восьмому. В иные дни я даже не могу вообразить, как эти малые дети войдут во взрослый мир. Они любознательны, требовательны, импульсивны, переменчивы, они могут свести с ума. Но эти их с ума сводящие свойства как раз и помогают детям лавировать в опасных водах средней школы и выплыть на другой берег уже вполне сформировавшимися.



Ребенок идет в среднюю школу: мозги не готовы

Вот вам безобразная и в то же время прекрасная правда о средней школе: это подстава. Учителя дают школьникам задания, которые непропеченные мозги не в состоянии осилить, и потому неудача — вопрос не "если", а "когда". Это я первым делом объясняю родителям на собрании, потому что чем скорее они это осознают, тем легче нам всем будет прожить следующие три года. (Обучение в средней школе (middle school) в Америке занимает три года, с 6-го по 8-й класс. Здесь и далее классы указаны по американской системе, где 5-й класс — еще начальный, а 9-й — уже старшая школа. По возрасту американский 6-й соответствует российскому 5-му — там дети идут в школу с 5-6 лет.)

Некоторые дети обожают трудности и реагируют на вызов так, словно его-то с малолетства и ждали и наконец-то у них появилась возможность обрести независимость и самим отвечать за свои дела.

Самое прекрасное в средней школе — наконец-то ты отвечаешь за себя сам. В начальной школе учителя постоянно тебе напоминают сдать домашнюю работу, куртку повесить на крючок, слушать внимательно, быть организованным. Пятый класс, да и все предыдущие, — подготовка к ждущей нас средней школе. И когда в итоге попадаешь в нее, это само по себе воспринимается как награда.

Для детей, которые рассуждают подобным образом, возможность контролировать собственную жизнь — счастье. Другим же переход дается нелегко. В средней школе требуются чудеса организованности, планирования, тайм-менеджмента, способность сосредотачиваться и быстро переключать внимание.

Ко всему этому подростки еще не готовы, а если даже к чему-то готовы, то не ко всему сразу. Некоторые дети проявляют один-два навыка из перечисленных, и то непостоянно, а большинство учеников по-настоящему разовьют в себе эти способности лишь к старшим классам.

Подумайте сами: младенцы не говорят, потому что их мозг еще не достиг того уровня развития, на котором сможет справиться со сложной задачей — артикулировать звуки и осмысленно соединять их в слова. Детсадовцы не планируют и не осуществляют долгосрочные проекты, потому что в их мозгах еще не существует нейронных связей, которые отвечают за долгосрочное планирование и последовательное осуществление сложных задач.

Мы не требуем ничего подобного от малышей, но считаем, что ученики средней ступени обязаны справляться со всеми сложными задачами этого уровня, хотя у них тоже еще не вполне сформированы нейронные связи, которые необходимы для исполнения наших требований.

Конечно, этот факт часто от нас ускользает, тем более что благодаря случайностям пубертата некоторые ученики к концу восьмого класса выглядят уже взрослыми и даже крупными. Мне случалось стоять перед классом, где дети с личиками малышей, еще не достигшие полового созревания, сидели рядом с юношами, которые уже каждый день брились. Но вопреки внешности физически развитые парни с точки зрения устройства мозга — такие же дети, и необходимо помнить это и терпеливо ждать, пока нейроны в их мозгах нагонят щетину.

Главная трудность — неорганизованность

Учителя заранее готовятся к первому дню в шестом классе. Первые пару месяцев мы следим, как наши ученики суют в парты скомканные листы, помогаем собрать выпавшие из переполненных папок бумаги, подсказываем, как запомнить, какой урок будет после английского и какие материалы следует принести на естествознание. Одна мама описывала хаос средней школы такими словами: "Каждый раз, когда я сую руку в его рюкзак, я дрожу от страха. Не знаю, что у него там может оказаться. Да и он понятия не имеет".

Чтобы сорганизоваться, научиться планировать, преодолеть "не знаю, что там может оказаться", требуется немало направленных усилий, и меня тоже порой тревожит будущее этих детей. Я знаю, как мало у меня остается времени, чтобы подготовить их к более сложному и требовательному миру старшей школы, и беспокоюсь, что этого срока нам не хватит; но на самом деле почти всегда времени оказывается в самый раз.

Каким-то чудом вечно опаздывающий, изнурительно неорганизованный мальчишка, неспособный два дня подряд правильно заполнить дневник, к тому времени, когда я попрощаюсь с ним на выпускном, уже научится вполне сносно управляться со своей школьной жизнью.

Так что не бойтесь. Неудача — постоянная реальность средней школы, примите ее. Все тут частенько терпят полный крах, даже самые крутые и даже те ребята, которые с виду уже во всем разобрались. Ставки все еще не так высоки, неудачи случаются ежедневно, учителя готовы к десяткам повседневных микронесчастий, и наше дело — использовать во благо эти ситуации и ценный опыт, который приходит под видом ежедневных неудач, встречающихся на каждом шагу.

Позвольте ребенку учиться на неудачах

Что такое исполнительные функции

Те ускользающие навыки, которые понадобятся нашим детям в старшей школе, а потом и во взрослой жизни, — неотъемлемая часть "исполнительных функций", как это называют психологи, то есть совокупности навыков и ментальных процессов, позволяющих нам распоряжаться временем, ресурсами и вниманием так, чтобы достичь поставленной цели.

Исполнительные функции состоят из множества навыков, и я бы приравняла диагноз "дефицит исполнительных функций" к другому: "ранний подростковый возраст". Неумение задействовать свои исполнительные функции приводит к большинству катастроф средней школы: забытой домашке, не сданным вовремя заданиям, потерянным безвозвратно учебникам.

Нужно понимать коренную причину всех бед, чтобы с большим терпением и надеждой пережить этот пугающий и разочаровывающий период в жизни вашего ребенка. Поняв это, вы сможете правильно реагировать на неизбежные неудачи, с которыми ребенок столкнется в силу дефицита исполнительных функций, и вовремя подскажете ему, что нужно сделать, чтобы не повторять этих ошибок.

И не поддавайтесь соблазну отнести дефицит исполнительных функций на счет слабости интеллекта: ничего общего. Исполнительные функции развиваются по мере того, как созревает мозг, и мы, учителя и родители, можем и должны лишь оказывать детям поддержку, пока те учатся на своих ошибках. Эти функции у каждого развиваются в своем темпе: одни дети довольно быстро приобретают нужные навыки, другие продолжают страдать и в старшей школе, и много позже.

Позвольте ребенку учиться на неудачах

И совсем не совпадение, что медленнее всего эти навыки развиваются у тех учеников, чьи родители "спасают" своих детей, избавляя их от последствий неудач. Единственный способ помочь ребенку сформировать систему, в которой он так нуждается, и развить исполнительные функции — позволить ему потерпеть неудачу, пережить боль и дискомфорт от совершенных ошибок, а затем помочь пересмотреть планы и подходы.

Пробуй — терпи неудачу — страдай (не очень долго) — находи выход — снова пробуй. Снова и снова, пока не научишься. Несколько пропущенных ланчей или ноль за домашнее задание, забытое дома на кухне, активизируют эти навыки быстрее и надежнее, чем все ваши проповеди и напоминания. Любое наше вмешательство, любая попытка "спасти" ребенка — упущенный урок. Дети нуждаются в каждой возможности учиться, которую им предоставляют неудачи, — сейчас, пока им еще не пришлось столкнуться с гораздо более серьезными задачами и проблемами старшей школы.

В следующий раз мы обсудим список навыков и привычек, которые составляют исполнительные функции, и подумаем, как вы можете поспособствовать укреплению этих навыков и поддержать ребенка, пока он ищет решения и не может претворить их в жизнь.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Оставить комментарий к статье "Ребенок идет в 5-й (6-й, 7-й) класс. К чему готовиться родителям?"

Вы не авторизованы.

Мне понравилась статья. Надо вдохнуть и выдохнуть. У меня ребенок идет в 6-й класс. Мне только ленивый не говорил, что надо отходить от ребенка. Давать ему больше самостоятельности и ответственности. 5-й класс был для меня кошмаром. Ребёнок явно был не готов к многозадачности средней школы. На трёх предметах диктовали конспекты, учебник учителя не устраивал, мой ребёнок не смог написать не один конспект. После этих уроков я начинала писать в их общий чат за него, с просьбой сфоткать конспект. Дети порой до последнего не выкладывали. По английскому учитель давал контрольные не к учебнику, а находил из каких то других курсов, репетитор так и не смогла понять откуда были контрольные. В итоге ребенок после школы делал уроки по 4-6 часов, но еле-еле на четвёрки вылазили, за контрольные тройки, двойки. Ходила в школу, в глазах у учителей в лучшем случае безразличие, в худшем злость, что ему тут не место. Как бросить его? И не придать, не разрушить, ведь он просит о помощи. Он пытается успеть, но мне кажется, получается ещё дольше, когда он пытается, начинает суетиться. Если ему дать много времени он сделает идеально, решит сложное, напишет без единой ошибки, прочитав запомнит слово в слово. Но где найти столько времени. Я вижу, что уже 22 часа, а он только закончил письменные уроки. Что делать с устными? Нахожу ролики по темам. Сама перечитываю параграфы и рассказываю ему, выделяя главное.
2019-08-14, адюл
Я бы не сказала, что она для наших реальностей))
Родители будут ориентироваться на тех, кто не имеет неудач, в классе и подгонять своего ребёнка. Вот сейчас такая , увы, реальность, что если в 5-6-7 ты так себе по учёбе, не можешь быстро освоить материал, то ты отстал практически безнадёжно.
По моему опыту уже после 4 класса видно, кто организован и собран, кто нет, и так, скорее всего, останется до конца школы. Из этих организованных некоторые потом перестанут учиться, остальные пойдут вперёд с сильным отрывом. Возможно, пара неорганизованных изначально их догонят, но это исключение. Ни разу не видела, чтобы неорганизованный в началке стал образцом порядка хотя бы к 11 классу)
Само понятие "неудача"в нашей школе вовсе не подталкивает к борьбе и преодолению трудностей, а только отбивает охоту бороться. Именно поэтому родители помогают и поддерживают.
Сама статья написана в ключе совместной работы учителя, ребёнка и родителя, так где такое есть в нашей реальности сегодня? Единичные не то, что школы, а учителя имеют ресурсы на такое((
2019-08-18, Лиметт
Острое желание быть лучшим в чем? Если у родителя такая привычная модель поведения и острое желание быть лучшим - ребенок то тут каким боком? Пусть родитель и добивается чего то. Сам.
Если хочет получить звание лучшего родителя и чтобы всем в пример ставили как умеет воспитывать то опять же, просто смотреть чего добились чужие дети, пихая своего "а вот Вася" - не самый лучший вариант и вряд ли поможет родителю в его острых желаниях.
Кстати, лучшая мотивация для детей это как раз пример родителей. А не чужой Вася, ребенку может родители Васи тоже больше нравятся ))) Но мама то поди офигеет если ей постоянно будут говорить "а вот мама Васи..." и не просто говорить, а ожидать что мама рванет исправляться и соответствовать ))))
2019-08-20, Иришка-Мартышка
Причем я у мамы уже став взрослой спросила - а какой смысл то был этих реплик? Мама ответить не смогла )) И я ведь прямо спросила, типа другие лучше, ты хотела чтобы я была такой? "Да ты что, ни за что!" Но при этом постоянное напоминание про других.
Но, имхо, нашим родителям это простительно. Время другое было и подходы "чтобы не хуже чем у других". Когда сейчас так себя ведут я удивляюсь безмерно. И про психологию читают и весь набор, а по факту именно как родители-бабушки/дедушки, по накатанной. Не задумываясь.
2019-08-20, Иришка-Мартышка
Аналогично. Причем в детстве никак не могла понять - я учусь лучше, не доставляю хлопот, но все равно "а вот Аня...".
У каждого свой путь. И да, пока смотришь как другие можно пропустить проблемы своего ребенка. Или не заметить его реальные успехи.
Некоторых никогда не догнать, а вот испортить жизнь своему ребенку такой гонкой запросто. Имхо, главная поддержка должна быть именно дома. Тогда и закидоны школы воспринимаются по другому, да и вообще меньше зависимость от мнения других.
2019-08-20, Иришка-Мартышка
Честно, не могу понять, какое это имеет отношение к нашей реальности? Например, неудачи, которые подталкивают ребёнка к преодолению? В реальности, в классе, ты теряешь очки не только среди одноклассников, но и среди учителей! Кто из них готов на полном серьёзе бороться за твои преодоления? Только родители своей помощью и контролем ситуации как-то сглаживают всё это.
Ох, это я ещё раз перечитала, извините, тема больная)))
2019-08-18, Лиметт
Я против этого желания. Категорически. Пытаюсь ставить какие-то другие цели детям. Иначе оно приводит к каким-то ужасным вывертам сознания.
Мне одна мать конкурентки моей младшей дочери перед соревнованиями сказала: Пусть бы твоя Марина ногу сломала.
Я была в шоке. Что у человека в голове. Ради пластмассовой медальки, ради победы на нестатусных соревнованиях такие заявления.
2019-08-20, Яшими ( МарикаЧ)
Поделитесь:

14.08.2019
Обновлено 05.09.2022
Статья дня
Близкие по теме статьи
Почему ребенок не хочет быть самостоятельным – и что делать?
Почему ребенок не хочет быть самостоятельным – и что делать?
Приучение к самостоятельности требует сил и от детей, и от родителей
10 ошибок, которые мешают ребенку стать самостоятельным
10 ошибок, которые мешают ребенку стать самостоятельным
Как развивать самостоятельность: не делать за ребенка и не торопить события
В полтора года присматривала за сестренкой, а сейчас руководит YouTube
В полтора года присматривала за сестренкой, а сейчас руководит YouTube
Как воспитать успешного человека: секреты матери самых успешных женщин Америки
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!