Почему педиатры всегда интересуются, умеет ли ребенок первых месяцев жизни держать голову? Чем рискуют дети, которые мало ползали или вообще сразу научились ходить? И зачем развивать мелкую моторику ребенка? О том, как связаны различные движения с развитием мозга и речи ребенка, рассказывает в своей новой книге Масару Ибука, автор бестселлера "После трех уже поздно".
Один французский педиатр говорил: "Хорошая школа или нет, можно узнать по количеству переломов у учеников". Не поймите неправильно! Чем больше переломов, тем лучше школа — вот что он имел в виду.
Что во Франции, что в Японии младшеклассники каждый день очень заняты учебой, и у них нет свободного времени даже просто побегать по спортплощадке. В таких школах, где кроме учебы в классе дети ничем не занимаются, школьники вообще не получают никаких травм. Хотя для детей этого возраста естественно желание поскорее закончить учебу и бежать играть и носиться, и совершенно нормально сломать в процессе косточку или две.
Речь, конечно, о младшей школе, но два момента имеют отношение и к воспитанию совсем маленьких детей. Во-первых, искать причину такого "перевеса" в сторону занятий, направленных только на развитие интеллекта, конечно, нужно в подходе к воспитанию в раннем возрасте. Во-вторых, если сосредоточиться исключительно на тренировках ума и пренебрегать тренировками тела, то и с главным делом — развитием интеллекта — ничего не получится. Это справедливо для детей любого возраста.
Как заставить мозг ребенка активно работать? Один ученый, специалист в психологии спорта, проводил тестирование умственных способностей детей в детском саду в определенные периоды времени. В сезон спортивных мероприятий скорость прохождения теста у детей значительно возрастала. Дело в том, что физические упражнения стимулируют работу клеток мозга. Проще говоря, если вы активно двигаетесь, то и мозг ваш работает активно.
Зачем развивать мелкую моторику у ребенка?
Из всех физических упражнений в последнее время обращают внимание на упражнения для развития мелкой моторики. Такие упражнения хорошо стимулируют работу клеток мозга, поэтому среди тех, кто рано начал учиться играть на скрипке или фортепиано, очень много умных детей.
Человек развил высокий интеллект, который делает его царем природы, благодаря тому, что научился ходить на двух ногах и свободно двигать обеими руками. Люди стали выполнять сложную работу руками, на которую животные не способны. Вместе с этим развивался и мозг человека.
Участок нашего мозга, который контролирует мышцы рук и лица, намного больше по сравнению с другими участками, отвечающими за движения тела. Отсюда ясно, как развитие мозга связано с мелкой моторикой.
После рождения все, что могут делать руками маленькие дети, — это хватать палец мамы и сжимать его. Постепенно они учатся держать ложку, от застегивания пуговиц переходят к завязыванию шнурков. Вместе с этим их мозг начинает работать все активнее.
Возьмем в качестве примера завязывание шнурков. Попробуйте описать этот процесс словами: у вас получится? Действие настолько сложное, что исчерпывающе описать его не удастся даже с помощью большого количества слов. Дети учатся завязывать шнурки, наблюдая за тем, как это делают взрослые. Сначала у них не получается, но они пробуют снова и снова, а в это время в их мозге с большой скоростью образуются нейронные связи.
Понимая всю важность мелкой моторики, врачи поощряют, например, занятия оригами: мелкие и точные движения пальцами способствуют развитию мозга ребенка. Чтобы выполнить непростую работу правильно, нужно соблюдать порядок действий, а это требует от детей предельной сосредоточенности. Такие сложные упражнения на мелкую моторику развивают в ребенке терпение и способность концентрировать внимание.
Как ползание ребенка развивает речь
Некоторые мамы ужасно переживают, если ребенок начинает стоять и ходить чуть позже, чем полагается: "Наверно, с ним что-то не так". А есть те, кто хвастается: "А мой пошел уже в десять месяцев".
Конечно, все родители радуются, наблюдая, как растет и развивается их ребенок: сначала малыш может только сосать грудь, но постепенно учится выполнять все привычные для человека действия. Родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет стоять, а затем ходить. Поэтому можно понять их чувства: они волнуются, если малыш начинает ходить позже остальных, а если раньше — для них это повод похвастаться.
Но очень плохо, если эти чувства у родителей превращаются в желание как можно быстрее отучить ребенка ползать и сразу научить ходить. Не нужно торопить события. Если родители будут форсировать этот процесс, ребенок лишится очень важного этапа развития. А у родителей вместо повода для гордости возникнет повод для беспокойства.
Новорожденный ребенок не может держать голову, поэтому взрослые должны ее поддерживать, когда берут малыша на руки. Так происходит потому, что мышцы шеи ребенка еще не развиты. Примерно в три месяца дети начинают держать голову в вертикальном положении. В четыре месяца они уже могут поднимать и поворачивать ее. В педиатрии такой темп развития считается нормой. Чтобы ползать, ребенку нужно уметь поднимать голову — два этих навыка напрямую связаны.
Малыш, когда ползет, изо всех сил старается поднимать и удерживать голову. Это движение отличается от поднимания головы, когда ребенок лежит на спине: чтобы ползти, нужно поднимать голову от груди, как бы запрокидывая ее назад. Ползание стимулирует развитие мозга и мышц шеи, и пропускать этот этап никак нельзя.
В современной медицине считается, что дети, которые пропустили этап ползания или которые мало ползали, сильно уступают сверстникам по уровню развития речевых способностей. Профессор Гленн Доман, основатель американской организации "Институты достижения потенциала человека", представил исследование о том, что речевые навыки детей, которые не ползали, а сразу начали ходить, отличаются от тех, кто прошел через этап ползания.
Он обратил внимание, как значительно процесс ползания влияет на мозг человека, и даже предложил использовать это при лечении умственной отсталости, энцефалопатии и частичного паралича после инсульта. По словам Домана, эволюция живых существ связана с появлением у них способности ползать. Уровень развития мозга пресмыкающихся намного превосходит низших животных. Понятно, почему ползание оказывается эффективно при лечении энцефалопатии у младенцев.
При ползании нужно поднимать и держать голову, а это хорошо влияет на развитие мозга. Так что нужно поддерживать желание ребенка ползать, а не стремиться поскорее пройти этот этап.
Одно время активно обсуждали, нужно ли выкладывать детей на живот. В Японии такой метод подвергся критике из-за того, что привел к несчастным случаям. Однако выкладывание новорожденного на живот развивает те же навыки, что и ползание. Чтобы дети, которые еще не умеют ползать, научились поднимать голову, как маленькие черепашки, их специально кладут на живот. Но если постель мягкая, ребенок может задохнуться.
Почему ребенку важно научиться держать голову
Кроме развития мозга, тренировка мышц шеи при ползании полезна и с точки зрения психиатрии. Почетный профессор психиатрии Университета Кобе Куромару Сётаро заметил, что врачи-педиатры судят о степени развития ребенка по тому, когда он начинает ходить и говорить, но необходимо обращать внимание и на его способность держать голову.
По словам профессора Куромару, для того чтобы встать и пойти, человек в процессе развития с рождения должен сопротивляться гравитации. И начинается это сопротивление с умения держать голову. Когда ребенок лежит на спине, он видит мир двухмерным, как будто плоским. Он не может посмотреть на вещи сверху, поэтому у него нет ощущения пространства.
Когда ребенок начинает поднимать и удерживать голову, пространство для него становится трехмерным: опустит голову вниз — видит то, что ближе всего к нему, поднимет голову — видит то, что далеко. Так он начинает воспринимать глубину пространства.
После этого малыш начинает понимать, близко от него находится мама или далеко, и если она далеко, он стремится приблизиться к ней. Благодаря этому в ребенке пробуждается интерес к окружающим предметам и желание их изучить.
Получается, что этап ползания — это не просто "репетиция" перед тем, как начать ходить, а очень важный для развития процесс. Поэтому пусть ребенок ползает, сколько хочет.