Ребенок боится темноты, боится оставаться один в комнате и засыпать самостоятельно. У детей 4-5 лет боязнь темноты часто связан с развитием фантазии: они представляют себе что-то страшное в темноте. Для преодоления иррациональных страхов психотерапевт Виктор Франкл изобрел очень эффективный метод "парадоксальных интенций". В модифицированном виде он может быть применим и к детям.
Маленькая Лиза боялась темноты. Хотя по ночам у ее кровати горела слабая лампочка, она несколько раз за ночь переживала паническую атаку и в слезах заползала в постель к родителям. Отец и мать, простые и душевно здоровые люди, привели девочку ко мне.
Нарисовать свой страх, дать ему имя и попробовать испугать его
Я посадила ее к себе на колени, покачала немного, дала цветные карандаши и бумагу и попросила нарисовать свой страх. Дрожащей рукой девочка нацарапала в центре листа коричневое чудовище. После этого она должна была нарисовать саму себя. В самом углу листа появилась микроскопическая женская фигурка.
"Молодец, Лиза, — сказала я. — А теперь дай коричневому чудовищу имя". "Это Медведь-Ворчун", — ответила девочка не задумываясь. "Какое правильное имя! — восхитилась я. — Ведь Ворчун, когда приходит по ночам, нашептывает тебе всякие гадкие вещи, о которых ты мне рассказывала. А знаешь что, давай с сегодняшнего дня ты будешь ворчать ему в ответ? До сих пор он тебя пугал, а теперь наоборот, ты будешь пугать его, договорились?"
Малышка прижалась к моей юбке. "Я не могу его испугать", — пропищала она. "Еще как можешь! — приободрила я ее. — Я тебя научу. Мы будем днем тренироваться, как пугать Ворчуна, а ночью ты будешь делать это сама у себя дома. И еще я тебе раскрою один секрет: медведи-ворчуны, если их испугать, превращаются в безобидных милых плюшевых мишек. А маленькие дети, которые смело общаются с медведями-ворчунами, вырастают в больших, сильных девочек".
Я взяла второй лист бумаги и нарисовала на нем улыбающуюся девочку в центре, а у ее ног маленького лежащего медвежонка, у которого от страха шерсть стояла дыбом. "Так должно быть в будущем, — сказала я. — Ты согласна?" Девочка энергичным движением скатилась с моих колен. Ее "да" звучало уже более уверенно.
Как разыграть с ребенком сценку о страхе
Вот отрывок из диалога, который мы разучивали с ней, при этом я играла роль Ворчуна.
За окном стемнело. Тихо, на цыпочках входит Ворчун. Он заползает на подоконник, видит Лизу в кроватке.
Ворчун: Ух, Лиза, вот я и пришел, чтобы тебя забрать!
Лиза: Хорошо! Я очень хочу посмотреть, как выглядит медвежья берлога. Надеюсь, ты в ней прибрался, я ведь очень люблю порядок...
Ворчун (самому себе): Ну вот еще! Лиза меня совсем не боится! Она даже собирается проверить, прибрана ли берлога — только не это! Там ведь полный беспорядок! Но я знаю, как мне ее задержать... (Лизе): Смотри, какие у меня большие лапы! Я могу ими тебя поцарапать!
Лиза: А ну-ка, дай сюда свои лапы! Когти чистые и правильно подпиленные? М-да, мне кажется, даже при этом слабом свете я вижу, что под твоими когтями много грязи. И с такими лапами ты смеешь заходить ко мне в комнату! Сначала иди и помойся, а потом я, может быть, разрешу тебе войти.
Ворчун (самому себе): Что случилось с Лизой? Я не могу испугать ее даже своими большими лапами! И еще мне их надо помыть! Фу! Мне совсем неохота это делать. Но у меня еще есть пасть... (Лизе): Эй, малышня, я тебя съем!
Лиза: Как раз этого я тебе не советую делать. У меня крепкие кости, они застрянут у тебя в желудке. И у тебя сильно заболит животик. А если одна из моих острых косточек врежется тебе в кишечник, тебе придется поехать в больницу и лечь на операцию. Но знаешь, в больнице плохо обращаются с медведями-ворчунами, там любят только человеческих детей...
Ворчун (дрожа, самому себе): Сдаюсь! Она для меня слишком опасна! Лучше я пойду поищу себе другую жертву, которую смогу испугать. С Лизой у меня ничего не получится!
Лиза: Эй, Ворчун! Не будь трусишкой! Теперь, когда я так весело с тобой разговариваю, ты от меня убегаешь? Зайди хотя бы еще разок завтра вечером, поболтаем!
Ворчун (убегая, в окне): Этого я не могу тебе обещать. Ты для меня слишком умная, слишком смелая. Я перед тобой делаюсь совсем маленьким.
Лиза (смеясь, вслед): Но ведь ты на самом деле всего лишь маленький плюшевый медвежонок, который о себе что-то возомнил! Приходи снова, не бойся! Если ты будешь хорошо себя вести, я разрешу тебе залезть ко мне под подушку...
Ворчун исчезает.
Ребенок боится темноты. Как от этого избавиться?
Чем больше мы импровизировали, тем больше девочке это нравилось. Совсем приободрившись, она начала танцевать вокруг стула, на котором я (то есть "Ворчун") сидела, а в конце игры легко щелкнула меня по носу. Вновь став "собой", я поздравила ее с победой над медведем, отдала ей оба листа с рисунками и посоветовала каждый вечер перед сном выбирать, какому из рисунков верить — страшному или победному? Она скомкала страшный рисунок, засунула его в карман кофточки и побежала к родителям, гордо размахивая победным рисунком как трофеем.
Потребовалось всего несколько недель и несколько освежающих повторений нашего спектакля, чтобы Лиза снова могла спокойно спать — без света. При расставании я подарила ей маленького плюшевого мишку и шепнула на ухо: "Ты пообещала ему, что он может залезть к тебе под подушку". Она радостно взяла его в руки, погладила и с довольным видом отправилась домой.
Фраза "тебе нечего бояться" вряд ли может кого-то успокоить. Детям, да и взрослым, недостаточно сказать, чего им не следует делать. Если мы хотим им помочь, мы должны им объяснить, что надо делать.