Что делать, если школьная жизнь у ребенка не задалась? С чего начать разматывать клубок из плохих оценок, нелюбви к учительнице, отсутствия друзей? Советы, которые прозвучали в программе "Любить нельзя воспитывать" на радио "Маяк" будут полезны многим родителям.
Виктор: Моему сыну восемь лет. У него полная апатия к учебе. Нас даже в школу из-за этого вызывали. Кроме того, его дети дразнят, поскольку у него не совсем обычная прическа — ирокез, сзади хвост небольшой. А он на это отвечает кулаками.
Как по мне, это нормально, именно так и надо решать проблему с теми, кто дразнит, а не нас вызывать в школу. Но учительницу это не устраивает. Сын любит всех троллить, даже учителей. Причем он еще и девочек обижает, как мы узнали.
Мы с супругой работаем, занимается с ним в основном бабушка, потому что домой мы приходим только в девять-десять часов вечера.
Еще учительница говорит, что у него нет друзей. Жену это пугает. Я в этом проблемы не вижу. Когда придет время, найдет себе настоящих друзей. Но супруга говорит, что это незрелая психология, что такого не должно быть…
Дима: А давайте вы мне зададите вопрос какой-нибудь, потому что вы обозначили много тем.
В.: С чем может быть связано отсутствие друзей?
Д.: Я думаю, что с целым букетом разных факторов. Угадать довольно трудно. Например, он может не видеть в этом ценности, потому что не наблюдает, как дружите вы. Вы приходите домой в девять вечера и фактически с ним не видитесь.
Вы говорите, что в школе у него не очень хорошо с учебой, но тут же рассказываете о том, что в школу ему есть зачем ходить: троллить самозабвенно все, что там движется. Это, в общем, вполне себе прикольно и заменяет другие причины ходить туда. Это такой способ взаимоотношений.
Хотите ли вы это поменять? Если да, то ему нужны какие-то ценностные ориентиры… Разговаривайте с ним, попытайтесь вместе понять, почему у него все так устроено, обсудите, что в этой школе есть хорошего и плохого, как бы он хотел жить на самом деле.
Должен ли ребенок получать удовольствие от школы?
В.: Извините, а нужно это менять уже сейчас? Получается, что ломать что-то…
Д.: Нет, ломать ничего не нужно. А что вы имеете в виду под изменениями?
В.: Ну, вы сказали менять систему ценностей, его желание всех троллить…
Д.: Нет-нет, вы меня не так поняли! Или я плохо выразился! Я имею в виду, что у вас в семье есть, безусловно, целый набор ценностей. Я допускаю, что часть этих ценностей не является его ценностями просто потому, что он не успел их подметить, поскольку не был в них вовлечен.
Например, как вы думаете, он знает, что дружить хорошо? Это первый вопрос. Второй вопрос: зачем он ходит в школу? Это вопрос очень интересный. У вас есть ответ?
В.: Ему не нравится в школу ходить, он ее не любит, не любит учительницу.
Д.: А что в школе не задалось?
В.: Ну, в классе тридцать семь учеников. Учительница говорит: "У меня нет времени уделять ему много внимания. Он скатился на двойки. Над ним нужно стоять и концентрировать его внимание на учебе. Потому что как только от него отвернешься, он сразу отвлекается, что-то говорит, кого-то за косичку дергает и т.д.".
Д.: А вы живете в большом городе?
В.: В Москве.
Д.: Вы живете в Москве!
В.: Да, и имеем несчастье ходить в школу, которая входит в десятку лучших московских школ.
Д.: Слушайте, перейдите в школу, которая находится на одиннадцатом месте в рейтинге. Или на пятнадцатом. Москва — город большой. Человек в восемь лет имеет полное право получать удовольствие от школы. Он в ней проводит много времени. Если учительница говорит, что "их много, а я одна" (знаете, как работник советской овощебазы), то тут что-то не так.
Конечно, сначала спросите сына, чего он хочет. Потом попробуйте вместе поискать школу. По вашему описанию у него довольно сложная жизнь выходит, согласны?
В.: Да, сложная.
Д.: Ну, так, может, попробуем ее поменять? Я не говорю, что нужно действовать резко. Для начала надо понять, что у него происходит с этой учительницей. Если она относится к нему как к винтику в одной системе, то это никуда не годится. Мы живем в период, когда мир меняется, и становится понятно, что ученики — это личности, а не винтики и что надо каждому уделять время. Если не получается это изменить, то можно и учителя поменять, и школу поменять.
Что сделать, чтобы ребенок сам рассказывал, как дела в школе
В.: В общем, наверное, стоит поговорить с ребенком более плотно. Но при этом не обидеть его, чтобы не сломать.
Д.: А я вам объясню, как его не обидеть. Вы ему часто рассказываете, как прошел ваш рабочий день?
В.: Ну, я строитель. Об этом рассказывать сложно.
Д.: Вы ошибаетесь. Давайте поменяем вашу жизнь прямо сейчас. У вас интереснейший рабочий день. Я не шучу! И если вы начнете рассказывать ему о том, что у вас было на работе: кого вы встретили, что вы ели, что интересного случилось, то увидите, как через недельку он вдруг тоже начнет вам о себе рассказывать. Вы очень интересный и важный человек в его жизни, как и мама. Ваша жизнь для него — это приключение.
Когда вы начнете ему рассказывать о своем рабочем дне, у вас установится семейная традиция: "Мы в семье говорим о том, как живем". И это очень здорово. Традиция — это что-то, в чем каждый член семьи хочет участвовать. И он начнет в этом участвовать.
Знаете, на эту тему есть такое наблюдение. Наверняка вы обращали внимание. Родители спрашивают своих детей: "Как дела в школе?" А дети такие: "Ничего, нормально" или "Хорошо".
И дальше мамы и папы возмущаются: "Почему они не рассказывают, как у них дела в школе? Я же совершенно не знаю ничего об этом!" Они не рассказывают, потому что вы не рассказываете, как у вас дела на работе. Здесь прямая логика. Поэтому не торопитесь и не набрасывайтесь на своих детей, а рассказывайте им о себе.