Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

Подросток в музее: как говорить об искусстве без занудства? Когда музей - это не только лекции, но и клуб, и спектакли, и раскопки.

Полезность: 4,7 из 5 Интересность: 4,8 из 5 (43 оценки)

Когда ребенок вырастает, он все меньше прислушивается к словам родителей — и все реже соглашается ходить туда, где полезно и интересно. Как познакомить подростка с мировой культурой — историей, живописью, архитектурой — без занудства и усыпляющих лекций? Наталья Гомберг, преподаватель Клуба Юных Искусствоведов ГМИИ им. Пушкина, сама не так давно отучилась в нем — и знает многое и об искусстве, и о современных подростках.

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

— Как вообще дети попадают в знаменитые кружки при Пушкинском музее — они просятся сами, их приводят родители?

— Так как музей давно стоит на своем месте, многие приходят по семейной традиции. Часто бывает, что еще родители занимались в кружке, и хотя немногие из них потом стали искусствоведами, приятные воспоминания остались. Три года назад мы праздновали 50-летие Клуба — такая серьезная дата. Из выпускников выросли очень разные люди — от экономистов, программистов до искусствоведов и антикваров. На встрече они вспоминали, как 49 лет назад приходили сюда и с вызовом заявляли, что им нравится творчество Сальвадора Дали, а им спокойно говорили: "И хорошо".

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

— Как и чем можно заинтересовать подросшего ребенка?

— Форма работы для самых старших — это Клуб Юных Искусствоведов. И я считаю, что именно это должно привлекать подростков: что музей не просто такое место, где картины и лекции, это место, где они могут об этом поговорить — и тусовка, которую они сами воспринимают как правильную.

Сейчас у нас появился отдельный особнячок, и получилось замечательно. Дети, бывает, звонят мне в субботу: "А можно мы сегодня зайдем в аудиторию посидим, если там не занято?". Ну, конечно, можно — лучше, чем если они будут во дворе мерзнуть или в кафе, сбросившись на одну чашечку кофе. Они могут прийти в музей, где у них свой чайник, свои чашки, которые они знают, откуда достать — музей становится для них своим, родным. Они знают, что на майские мы поедем в поход — "закрывать год": места все время разные — я стараюсь не повторяться. Два года назад, например, поехали в Переделкино, потом сели на травку, достали гитару и долго, много пели Окуджаву — там же и его музей тоже есть. И тут одна 15-летняя девочка сказала: "Странно, я думала, что так только с семьей проводят выходные, а оказывается, это можно делать и с ровесниками".

И для меня самой это в свое время стало открытием. Я в музее с 10 лет — с тех пор, как мама меня привела. Посещение кружка было семейной традицией: мама сама там занималась, брат — он сильно старше меня, ему под 40 — тоже занимался в Пушкинском музее. Клуб становится для подростков местом, где есть те люди, те события, те темы для разговора, которых им в школе не хватает. Хотя школы у них очень разные: есть обычные районные, есть хорошие спецшколы.



Вуди Аллен и Как сделать гроб своими руками

— Бывает, что дети уходят потому, что не нравится?

— Бывает, но процесс утряски обычно заканчивается через полгода. Вот, например, сейчас из 28 осталось 20. Но история искусств — это только одна из тем, у детей еще оказывается много других тем для обсуждения, не всеми из которых я, кстати, довольна. И они перенимают интересы друг у друга: один мальчик начал играть на гитаре — и все потянулись за ним. Ну, конечно, снобствуют немножко: "Вот мои одноклассники, они ничего не знают..." Но я стараюсь подкинуть им мысль, что и с одноклассниками есть о чем поговорить. Люди очень разные, компании разные. Это их осознанное решение, с кем они хотят себя идентифицировать, но это не значит, что они не должны общаться ни с кем другим. Снобизм никому не полезен.

— То есть ребенка надо помещать в разные группы — но не перетянет его ли его наименее требовательная, наиболее легкая?

— Подростковые группы не бывают нетребовательными: там все равно надо что-то делать, каждый старается как-то выделиться. Поэтому мой возраст — 25 лет — подходящий — мы для них между взрослыми и ровесниками. Мы можем, не встраиваясь в их отношения между собой, подкинуть тему для обсуждения, подбросить книжку посмотреть. Такая группа становится для них принимающей и безопасной. И тогда она тоже становится легкой, хотя, безусловно, требует больше усилий, больше размышлений и разговоров.

Скажем, мы с ним смотрим Вуди Аллена — это большое кино, но оно легкое, веселое — и ложится лучше. Нужно обходиться без истязания. Мне иногда проще с ними в живые картины или шарады поиграть, чем заставлять многословно и заумно анализировать чье-то творчество.

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

В конце года мы выпускаем спектакль: дети делают все сами от декораций до музыки. В прошлом году ставили пьесу Николая Эрдмана "Самоубийца". Это прекрасная пьеса, но требовала некоторого монументализма — в результате мои чудо-мальчики срубили гроб — такой натуральный, с 6 ручками. Они съездили, накупили досок, где-то в гараже, где они ремонтируют мотоциклы, его сколотили. Спектакль — это бонусный результат, который венчает и без того приятные занятия. Особенно это важно для тех, у кого нет специального интереса к искусству, кого привели родители.

Попутно мы слушаем музыку про это время, картинки той эпохи смотрим, разговариваем. Получившийся спектакль мы потом показали в "Мемориале" в пользу детей иммигрантов и собрали полный зал, это было потрясающе.

— Получается, что вы не только в музее занимаетесь, но и ездите куда-то.

— Да, мы сначала, когда группа только складывается, ездим на 1 день, потом — с ночевкой, а потом уже, когда мы хорошо знаем друг друга, надолго. Прошлым летом ездили на раскопки в Тамань.

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

Я первый раз возила туда детей — и когда вернулась, поняла, что немного погорячилась: 15 подростков, море, солнце, обрыв. Археологические раскопки — это адски тяжело: это физический труд, это 8 часов на жаре — с 5 утра до часу дня. Взрослые поначалу, конечно, присматривались — думали, что "малыши" сейчас запросятся домой, сейчас заплачут. Детям было тяжело, но они вытерпели — и чувствовали гордость, что вот этот квадрат очистили сами. И каждое событие дня после этого ощущалось, как заслуженное: и обед, и море, и поход в домик Лермонтова — а потом где-нибудь под забором полежим, почитаем "Тамань". Для них это большая часть жизни, и они этой летней поездки ждут весь год.

Вообще, поехать за границу, купив тур, может каждый. Вот показать, как можно по-другому — это задача. Поэтому мы ездим всегда как-нибудь экстремально: живем в школе, в хостеле, так, чтобы нас можно было упаковать в одну комнату — чтобы я могла лечь поперек двери и знать, что они никуда не уйдут. Хотя дети все, на самом деле, прекрасные — я в них в каждом уверена на 100%: если я сказала "нет", значит "нет".

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

И вот мы идем к самой древней церкви Владимиро-Суздальского княжества, которая в очень плохом состоянии и недолго, видимо, еще простоит — так вот, идем по полю — там не очень далеко, 3-4 километра. И тут собираются огромные тучи, дует ветер. Думаю: "Сейчас нас смоет". Но детям говорю: "Ребят, ну в экскурсионном автобусе было бы совсем же по-другому". Смотрю, они улыбаются — явно уже это обсудили. И отвечают: "Да, в автобусе мы бы спали, ели чипсы, и чувствовали, что каждый следующий памятник, на который нас вытаскивают посмотреть, только отвлекает от наших дел. А тут вариантов нет, отступать некуда" — и смеются.

— Во время учебного года как часто проходят занятия?

— В подростковую группу набирают с 14 лет, программа рассчитана на 3 года: лекции по истории и семинары. В первый год занимаемся раз в неделю, третий год — пореже, потому что одиннадцатиклассникам немного не до того. Но я веду все три "курса", и мне кажется важным, чтобы они дружили: мы вместе ездим, вместе ставим спектакли. Приходят и выпускники КЮИ, поступившие в разные ВУЗы — среди них иногда нет не то что искусствоведа, но даже историков — за то есть врачи, химики, биологи, музыканты, дизайнеры и мультипликаторы. И хотя они уже студенты, мы продолжаем общаться.

Развитие подростка: как вырастить культурного человека?

— А что делать, если подросток предпочитает виртуальный мир реальному?

— Наверняка что-то из того, что ему там нравится, можно найти вовне — просто для этого нужно вникнуть в интересы ребенка. Они же все за разным туда залезают: кому-то картинки нравятся, кому-то адреналин нужен, который дают компьютерные игры. Если любит гонки — может, ему понравится выставка ретро-автомобилей. Если ему нравятся монстры и трансформеры — пойдем посмотрим на их прабабушку и прадедушку — гарпий, горгулий и мумий. Если еще рассказать, как Сет Осириса порубил на мелкие кусочки, а потом их собрали по всему Египту, эта история способна тягаться с сюжетом из WarCraft.

Есть околомузейные приложения для компьютеров и смартфонов, которые считывают код, напечатанный рядом с экспонатом и рассказывают о нем что-то дополнительно — эта связь реального и виртуального может заинтересовать детей.

Вообще не каждому ребенку, да и не каждому взрослому, это надо — постоянные посещения музеев и беседы об искусстве. Но для каждого можно точно найти что-то, пускай одно, что ему понравится, что расширит его кругозор. Если говорить о тех же компьютерных играх, то дети часто играют во что-то довольно жестокое — а мифов жутковатых много: вспомнить хотя бы, как Аполлон снимал кожу с Марсия, который посмел соревноваться с ним в игре на флейте, или про тех же египетских богов Осириса и Сета. Ребенок это точно запомнит. А вдобавок к этому про Аполлона можно и что-то другое рассказать, не только про Марсия. Вопрос той ноты, на которой мы заканчиваем.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?
Оставить комментарий к статье "Развитие подростка: как вырастить культурного человека?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

04.04.2013
Обновлено 14.05.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как делают чипсы: от поля до упаковки
Как делают чипсы: от поля до упаковки
Как картофель становится чипсами: репортаж из Ростовской области
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Как воспитывать мальчика? Мифы и реальность: 3 истории
Мальчики: какие они на самом деле. Ошибки воспитания будущих мужчин
Занимаемся сами
Занимаемся сами
Небольшой план для самостоятельной работы абитуриента.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!