Многих современных родителей волнует вопрос о чтении детей, скорее даже, об отсутствии интереса к нему. Только не родителей, имеющих дошкольников. В этом возрасте большинство детей имеют естественный интерес к книге и просят родителей почитать им. Ученые объясняют этот интерес естественной любознательностью ребенка в познании окружающего мира, особенно того, что недоступен непосредственному восприятию. Возрадуемся этому! Поддержим этот интерес! Глядишь, и не возникнет через 3-5 лет вопрос о том, почему же наши дети не любят читать.
Лето. Время путешествий, отдыха на природе, время общения в кругу семьи. Что почитать своим детям? Давайте по порядку: в каждом возрасте – своя специфика. Итак:
Малышу 2-3 года. Большинство детей любят сами книжки рассматривать, а потом просят взрослых почитать им. Однако внимания надолго не хватает. Ничего, будем читать понемногу, по 5-7 минут, чтобы малыш не уставал.
Читаем стихи
Что читать? В этом возрасте детям нравится ритмически организованная речь, она завораживает своей необычностью, рифмой, ритмом. Значит, подойдут небольшие стихи, народные песенки, потешки. Их можно не только читать в книжке, рассматривая картинки, но и проговаривать ребенку в подходящий по действиям момент. Так, ребенок умывается и слышит: "Водичка-водичка, умой мое личико…", играет с котенком, а мама говорит: "Как у нашего кота шубка очень хороша…", ложится спать и слышит "Ночь пришла, темноту привела…", гуляет во дворе, а мама комментирует наблюдения в природе: "Солнышко, посвети….", "Дождик-дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?..." и т.д. Это создает эмоциональный настрой, помогающий восприятию текста. А если удастся повторить песенку или потешку несколько раз, ребенок легко запомнит и будет помогать маме проговаривать слова. Польза: развивается память и речь. Конечно, в таком случае взрослому придется многие тексты выучить наизусть, а это и для своей памяти - польза.
Выбираем сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту:
- про игрушки – можно порекомендовать стихи А.Барто из цикла "Игрушки", забытые в последние десятилетия, но не утратившие своего магического воздействия на ребенка, З. Александровой "Мой мишка", "Шарик", В. Берестова "Больная кукла", "Мы играем", "Про машину", Е. Благининой "Мы пускаем пузыри" и др. Заметьте, стихи еще и подсказывают ребенку как можно поиграть с той или иной игрушкой;
- про домашних животных и лесных зверей: подойдут потешки "Курочка-рябушечка, куда ты пошла?,,,", "Зайчишка-трусишка", "Как у наших у ворот", стихи С. Маршака "Детки в клетке", Г. Лагздынь "Петушок", В. Жуковского "Привяжу я козлика", В. Берестова "Воробушки" и другие;
- про семейные дела: стихи Е. Благининой "Вот какая мама", "Наша Маша", Г. Лагздынь "Почему один Егорка?", "Грядка", "Стирка", Л. Герасимовой "Солнечный зайчик", "Строим крепость из песка" и др.
Стихи И. Токмаковой, "Ай да суп!", "Каша", Н. Пикулевой "Приглашение к завтраку" превратят процесс еды в удовольствие; стихи Р.Сеф "Тот, кто моет руки с мылом", Э. Мошковской "Уши" - помогут сформировать привычку ухаживать за собой; стихи Н. Саконской, Е. Благининой помогут малышу одеваться.
Выбирая книги, внимательно отнеситесь к иллюстрациям
Малыш будет тщательно соотносить услышанное с нарисованным. Важно, чтобы все изображения были максимально приближены к реальности и формировали правильные зрительные образы у детей. Картинки не должны быть перегружены излишними деталями, лучше всего – отдельно каждый предмет, чтобы внимательно его рассмотреть, называя особенности: котик серенький, пушистый, а лапки у него – белые, глазки большие, зеленые, ушки маленькие, а усы – длинные.
Читаем прозу
Теперь о прозе. С 2-х лет знакомим детей с русскими народными сказками: "Курочка Ряба", "Колобок" (в обработке К.Д. Ушинского), "Репка", "Теремок", "Маша и медведь" (в обработке М. Булатова), "Три медведя". Для начала – самыми простыми, понятными, в которых действия персонажей повторяются (литературоведы называют их "кумулятивными сказками"). Многим взрослым людям они кажутся лишенными смысла, однако для малышей они являются основой для развития мышления и речи. Обратите внимание, что постепенно появляющиеся персонажи "Колобка" и "Теремка" выстраиваются в последовательность по величине. В сказке "Три медведя" ребенок знакомится с набором разных бытовых предметов трех размеров – самый большой, поменьше и самый маленький. А это уже первые элементы формирования математических представлений.
Повторяемость фраз и действия персонажей легко запоминаются, и ребенок сам начинает "помогать" взрослому рассказывать сказку, подговаривая запомнившиеся фразы. А теперь самый главный секрет: сказки лучше не читать, а именно рассказывать: медленно, с выражением, с опорой на картинки, а еще лучше – выкладывая картинки из плоскостных фигурок персонажей (подобные наборы можно купить в магазине) или передвигая фигурки плоскостного театра. Тогда ребенок станет не только слушателем, но и участником почти что театрального действия, которому можно доверить расставлять фигурки, передвигать и даже говорить за них, копируя интонации взрослых.
И еще о прозе. Читайте детям очень коротенькие, но важные для них по смыслу рассказы Льва Толстого, написанные им более 180 лет назад для своей "Азбуки": "У Вари был чиж", "Спала кошка на крыше", "Сел дед пить чай" и другие. В каждом рассказе 2-4 предложения, рассказывающие об обыденном, но важном для понимания малыша действии или событии. Формируются первые навыки вычерпывания смысла из прочитанного. Не забывайте и о классике детской литературы: К. Чуковский "Путаница", "Цыпленок" с замечательными рисунками Е. Чарушина, С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", В. Сутеев "Под грибом" и "Три котенка".
А если у вас растет непоседа, которому пока трудно удержать внимание при чтении книг, попробуйте предложить ему слушать аудиозаписи с детскими стихами и сказками. Это хороший способ приучать детей сосредотачиваться на несколько минут. Сделайте это некоторым ритуалом, например, читаем каждый вечер перед сном.