Когда бы не было так грустно.
Всего мне пришлось рожать четыре раза, но третья беременность и роды были круче всех. Но обо всём по порядку.
Для начала нужно упомянуть, что в конце декабря 1989 года я, мои двое детей 4 и 6 лет, моя сестра и мама провели две недели в доме отдыха под Москвой. Зачем об этом упоминать? Терпение, это имеет значение для дальнейшего повествования. Вроде того ружья, которое, по словам классика должно выстрелить. И таки выстрелило!
Бурно и весело встретив новый 1990 год в кругу семьи, то есть мужа, в конце января-начале февраля я не дождалась месячных. Надо сказать, что я очень люблю младенцев и всегда радуюсь, что стану мамой в очередной раз. Когда поженились, муж тоже говорил что-то такое про пятерых детей. Но в ответ на мое радостное сообщение, я услышала, что ребенок не его.
"Это ты в доме отдыха нагуляла!". - " Давай сделаем генетическую экспертизу по установлению отцовства, убедишься, что папаша - ты". В ответ: "На Новый год мы пили вино, ребенок будет умственно отсталым". Я сходила к генетику, который сказал, что ребенок будет нормальным. "Нет", - ответствовал муж, - "надо готовиться к рождению ребенка, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, пить витамины и сознательно, в определенный благоприятный период, родить ребенка". - "Верно, но ведь дите уже есть!" - "Это неправильный ребенок, надо от него избавиться, а потом родить правильного". Короче, супруг поставил вопрос ребром - или аборт, или развод.
Было о чем задуматься. Мы жили в однокомнатной квартире моего мужа вчетвером, супруг всегда хорошо зарабатывал, а я - библиотекарь, зарплата три копейки. Своего жилья у меня нет, придется идти к родителям, а там две пенсионерки - мама и старенькая бабушка, им вечно есть дело до всего, что их не касается. Свихнуться можно через месяц. Или меньше. Короче, жить негде и не на что. По телефону я записалась на мини-аборт.
Но меня грызли сомнения, т.к. убеждена, что раз Господь дает дитя, то надо брать. Один Бог может решать, кому жить, а кому - нет. Я не Господь Бог и не палач собственному ребенку. А если нам посылается испытание, то по нашим силам. Поэтому все доводы моего супруга казались детсадовским лепетом. Я никуда не пошла. Но окончательное решение еще не приняла.
Но что это я все о духовном и возвышенном? Надо упомянуть и о материальном. Став многодетной семьёй, я и дети могли относительно быстро получить свое собственное жилье, т. к. стояли в очереди на квартиру (так потом и случилось). Муж любит наших старших детей, можно было надеяться, что он перебесится и полюбит младенца (так и произошло, но через какое-то время). Последней каплей, качнувшей весы "за" были слова моего отца - "помни, что у тебя есть родители, в случае чего мы тебя не бросим!". Итак, наступили 12 недель моей беременности. Решение принято, карты брошены, Рубикон перейден.
Муж вел себя ...э... как бы помягче...плохо. Несмотря на все уверения, что я верна ему, как декабристка, он талдычил - "не мой ребенок и все тут". Все остальные его доводы см. выше. Надо сказать, что, если с супругом поссориться, то он может очень долго - месяцами - не разговаривать. Игнорировать, всячески демонстрируя свое "фи" и, как говорили в старину, "не выполнять супружеский долг". Помириться с ним невозможно, надо ждать, когда перебесится.
Такие "заплывы" у него случались и раньше. Но этот был рекордным - 9 месяцев + два года после. Хорошо, что в тот момент я об этом не знала. В этот раз он даже сначала демонстративно не ел то, что я готовила, и стряпал себе сам. Психологическое давление было очень сильным. Пришлось забрать детей и уйти к родителям. Но через месяц вернулась обратно. Все-таки муж целый день на работе, а две настырные пенсионерки отравят существование любому. Вдобавок, мне настоятельно советовали послушаться супруга.
Пришлось построить жизнь так, чтобы как можно меньше пересекаться друг с другом. На работе я взяла все вторые смены, часто соглашалась работать в субботу. В мае муж уехал с детьми в отпуск, а июне меня положили на сохранение. Отлежав месяц в отделении патологии, я на два месяца уехала с детьми в деревню. Дом в 160 км от Москвы приобрели незадолго до этого мои родители.
Вообще говоря, это была чистой воды авантюра, т.к. дороги там плохие, в дождь вовсе непроезжие. Рядом железная дорога, но электрички ходят 3 раза в сутки, а телефонов никаких нет совсем. О мобильной связи тогда никто и не слышал. Случись чего - и как хочешь, так и выпутывайся. Но уж очень достал меня супруг! Даже две пенсионерки, попрекающие тем, что я не хожу с коромыслом за водой на колодец (нда-а... на седьмом-восьмом месяце), и то раздражали меньше.
В сентябре наша старшая дочка пошла в первый класс, поэтому в конце августа пришлось вернуться домой. В конце сентября стоял срок рожать, но теперь муж уезжал в деревню на выходные. С одной стороны я была этому рада - никто не мельтешит с угрюмой физиономией, а с другой - начнутся роды, и с кем останутся дети? Ведь он уезжал на двое суток. Моя мамочка в это время уехала к своей приятельнице в Таганрог за подсолнечным маслом. Помните, в это время был тотальный дефицит и полное отсутствие всего в продаже.
Ну, про мою мамочку отдельный разговор...
21 сентября была пятница. Супруг собирался уезжать рано утром в субботу. Уже с утра я чувствовала себя неважно, тянуло поясницу, побаливал низ живота. Вечером обнаружила кровянистые выделения, (это открывается шейка матки), но не обратила на это внимания, потому что предыдущие роды начинались отхождением вод. Выпила 2 таблетки но-шпы, воспользовалась свечками, снимающими тонус матки, и отправилась спать. Через два часа проснулась и поняла, что вот ОНО, началось. Схватки были через 25-30 мин. Разбудила мужа и услышала, что у меня вечно всё не как у людей, всё всегда не вовремя и вообще, никакую скорую вызывать не будет и никуда меня не повезёт. "Не буду забирать тебя из роддома и отвозить не буду!" Может, он думал, что беременность сама со временем рассосётся?
Сходила в душ, побрилась, вызвала скорую. Схватки через 20 мин. Приехала акушерка, долго препирались из-за отсутствия каких-то анализов, хотя я сдавала всё, что назначали. Ещё она заявила супругу, что не сопровождать меня в роддом у него не получится, потому что нужно будет забрать домой мою одежду и паспорт. Схватки через 15 мин. Пока доехали до роддома, схватки были через 10 мин. Пока оформляли документы, неспешно мерили давление - схватки через 5 мин. Сделали клизму, после этого я почувствовала, что схватки через 3 мин. и меньше и очень сильные.
В помещении я была одна, поэтому стала звать кого-нибудь. На мои отчаянные вопли пришла нянечка. Глядя на меня, стоящую, в чём мать родила, под (почему-то холодным) душем, сказала "у тебя сейчас девочка родится". "Да мне всё равно!" - вопила я - "отведите меня скорее наверх в родблок, иначе рожу прямо здесь!" "Ну ладно, пошли". Мне выдали рубаху до пупа и отвели в предродовую. Там на кровати лежала женщина и мерзко, протяжно выла.
Больше не было ни души, потому что сопровождающая ушла. Стало очень жутко. Стоило мне лечь на кровать, как внутри меня что-то лопнуло, и брызнула вода. И схватки были такие, что ничего себе. Мне было очень страшно. Может, поэтому боль ощущалась не так сильно. Думаю, я больше беспокоилась, что вот рожаю, а никого нет. И что делать? Начала вопить изо всех сил. Прибежала злобная акушерка. - "Чего орёшь?" - "Воды отошли". - "Какие роды?" - "Третьи..."
Посмотрела, изменилась в лице. "Быстрее, перелезай на каталку, держись! " И повезла меня бегом. Мамочки, только бы не упасть с этой таратайки! Доехали. "Перелезай на стол, быстро!" А схватки тут и кончились. В это время другая акушерка взяла в руки ножницы. Я, в панике, - "Не надо меня резать!". "Да ты что - говорит она мне, как умственно отсталой - видишь, я клеёнку отрезаю, для твоего ребёнка бирки сделать". Да, чего только не брякнешь от страха. Тут вскоре ребёнок родился. Девочка. 3100 и 51 см. Я посмотрела на часы. С того момента, как переступила порог роддома, и до рождения дочки прошло 40 минут. Было 22 сентября, 4.45 утра. Стоило где нибудь задержаться минут на 10-15, интересно, где бы я родила?
Вы, вероятно, думаете, что на этом всё закончилось? Happy end и конец рассказа? Я тоже так думала и ошибалась. Впереди ещё кульминация.
Обращали ли вы внимание на то, что в жизни всё происходит довольно логично. Но бывают люди, от одного присутствия которых все события закручиваются в такую фантасмагорическую метель, что Салтыков-Щедрин просто отдыхает. К таким людям относится моя мамочка. Всё, что происходит с её участием, не поддаётся никакой логике. Как говорит одна моя подруга: "Наблюдая снаружи - со смеху умрёшь, находясь внутри - с горя".
Итак, кульминация! Вы помните, что супруг отказался приезжать за мной в роддом, а отец обещал не бросать и помогать. В итоге за мной приехали: моя мама, моя сестра, которая в это время была беременна и уже "на сносях" (разница между нашими детьми 2 недели) и мои старшие дети, 4-летний сын и наша первоклассница, теперь уже 7 лет. Тут надо сделать ещё одно пояснение. Машины у нас никогда не было, нет, и не будет. Но мы с мужем жили около таксопарка. Стоило подойти к воротам, и можно было легко поймать такси из тех, что выезжали на работу. Мамочка всё равно заезжала к нам домой за вещами. Я говорила ей взять у нас дома деньги и поступить именно так. Просто поймать машину в 1990 году было довольно трудно, и хорошо получалось это только у моего мужа.
Увидев на выписке эту компанию, мне чего-то стало нехорошо. На вопрос: "А машина ждёт на улице?" - мне радостно сообщили, что: "Мы решили (после этой фразы обычно начинается самый дурдомистый дурдом), что пойдём и поймаем по дороге". Потом пожилая акушерка вынесла ребёнка и, пеленая, участливо спросила меня "А муж-то у тебя есть?". Мне тут же захотелось провалиться под землю, или немедленно выпить стакан водки, или съесть огромный торт. Поскольку первое не удалось, а второго и третьего не оказалось под рукой, я просто промямлила "Он в командировке".
Мы вышли на улицу и пошли к метро. Это приблизительно одна остановка. Я несла ребёнка, и бросаться под колёса проезжающего транспорта мне было как-то не с руки. Сестра по причине её положения тоже была не очень мобильна, а из мамочки ловильщик был никудышный. На мой вопрос, почему они не взяли такси у таксопарка и не приехали на нём, она сказала, что это дорого. Ведь машина будет ждать у роддома, пока мы одеваемся, а зачем за это платить?
Так мы дошли до метро, где тогда была стоянка такси. Кроме нас, там было полно желающих уехать на машине. Они-то и уезжали в подъезжающих такси. Какие-то дядьки с восточной внешностью и в дорогих пальто. Какая-то ухоженная дамочка, которая, перед тем, как уехать, дала мне ценный совет, что такси надо было вызвать в роддом мне самой. Никто не соблазнялся подвезти странную компанию из женщин, беременной и кучи детей. Пошел дождик, новорожденная проснулась и заплакала... "Поехали на метро!" сказала мамочка. Маразм крепчал.
На наше счастье в это время тормознулся запорожец с добрым дедулей за рулём, который и доставил нас домой. Он взял с нас сущие копейки, чисто символическую плату. А на прощание спросил жалостливо "А муж-то у тебя есть?". Чего мне захотелось - смотри выше. Мамочка была счастлива, что сэкономила мои деньги.
Дома вскоре пришел с работы супруг и заперся в ванной часа на полтора. А папочка помог мне тем, что принял участие в чаепитии. Мы пили чай, а муж, когда вышел после водных процедур, стал беседовать по телефону со своими друзьями. Тоже где-то час. Потом сестра и родители уехали. На приглашение посмотреть ребёнка мне было сказано, что его это не интересует. Вот так.
С тех пор прошло 14 лет. За это время много чего произошло. Я приучила-таки мужа к ребёнку. Через 2 года даже помирились. Получили квартиру. Родили ещё одну дочку. Развелись. Зачем я обо всём этом написала? Я не могу этого всего простить своему супругу. Каждый год 22 сентября, а также, когда оказываюсь у того роддома, вспоминаю эти события, как будто это было вчера. И мне всё так же обидно и горько. У мужа онкология. Надо уже простить. Но я не могу...
Владимировна, witam@mail.ru.