Современная мама буквально зачарована-околдована словами "раннее развитие". Если десять лет назад совершенствование детей самыми разными путями было уделом лишь особо продвинутых родителей, то сегодня про кубики Зайцева и рамки и вкладыши Монтессори не слышал только ленивый. А неленивые уже записали своих малышей, едва вылезших из пеленок, в группы, студии и садики, предлагающие это самое "раннее развитие".
Кто-то сделал выбор вполне осмысленно, почитав произведения основоположников того или иного метода и даже посетив соответствующие родительские семинары. Кто-то поверил на слово знакомым, телепередаче, журнальной публикации. Кто-то еще выбирает. В помощь последним наш автор Софья Бакалеева предлагает краткий обзор самых распространенных методик воспитания и образования, а также освещает те моменты, которые насторожили ее как маму и которые она советует более пристально изучить при подборе занятий для своего ребенка.
Вальдорфская педагогика, или самая философская методика
Первая вальдорфская школа возникла в Германии в 1919 году для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория" (отсюда и название - "вальдорфская"). Ее основатель - Рудольф Штайнер - стоял у истоков антропософии, одного из новых философских течений начала XX века, основанного на принципе изучения духовной природы человека как источника познания всех других явлений.
Основная идея вальдорфской педагогики состоит в том, что образование и воспитание должны быть гармоничны, как цельна и гармонична сама структура личности. А ребенок - это и есть личность, неповторимая индивидуальность. Ее интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая грани должны быть равноценны.
Не надо торопиться, не надо торопить. Ребенок в своем развитии повторяет процесс эволюции человеческого общества. Поэтому все знания он должен получать в строго определенной последовательности и в определенное время, когда его организм будет к этому подготовлен. Все знания должны быть глубоко прочувствованы и осмыслены.
Особенно не стоит торопить интеллектуальное развитие в общепринятом понимании, то есть владение логическими операциями. Способность к творчеству - вот важнейшее свойство интеллекта. Не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального проживания - вот залог удачного обучения и психологического здоровья.
Поэтому не арифметика и чтение становятся первыми и главными предметами в вальдорфских садах и школах, а театр, обучение ремеслам, эвритмия (особая система ритмических упражнений под музыку), "рисование форм", игра на народных инструментах. Материалы, с которыми "творит" ребенок, предпочтительны как можно более близкие к своему природному происхождению - они дают больше возможностей для фантазии и познания. Телевизор, компьютер, магнитофон строго запрещены, даже при изучении иностранного языка - только "живой" контакт.
Читать же ученики начинают лишь в 3-м классе. А прежде чем научиться писать, освоят прямые палочки, кривые линии - пройдут по пути эволюции письменности, аж от древнекитайской. Освоение следующих, традиционных для школьной программы, предметов идет тоже по нетрадиционной системе: один месяц занимаются только математикой, затем только физикой, потом только историей. Через какое-то время цикл повторяется.
Учитель или воспитатель - это всегда помощник, но никогда диктатор. В детском саду, например, ребенка вообще прямо ничему не обучают. Он обучается сам, подражая взрослому и проводя свои собственные эксперименты. Причем его поиски никогда не оцениваются как хорошие или плохие. Нет оценок - нет образца. Есть лишь желание творить, не оглядываясь и не сравнивая, и удовольствие от результата.
|
Методика Монтессори, или самая рациональная методика
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году, стала первой женщиной-врачом в своей стране, много работала со слабоумными детьми. Когда же ее методы возымели свое действие, и слабоумные дети стали опережать в своем развитии нормальных, она задумалась о несовершенстве общей системы образования. Сегодня метод Марии Монтессори - один из самых распространенных в мире.
Интересно и трагично то, что своего родного сына Мария Монтессори вынуждена была отдать на воспитание в интернат, так как брак с его отцом не состоялся и Мария боялась осуждения католической церкви. Однако, став юношей, Марио узнал свою настоящую мать, стал ее близким другом, соратником и продолжателем ее дела.
Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому". У ребенка, настаивает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш учил (а лучше - образовывал) себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать "уголек" в топку его ума. А еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
То есть обучать - это значит:
- создать развивающую среду;
- создать вместе с воспитанниками несколько четких и простых правил;
- наблюдать за учениками, не вмешиваясь в процесс.
Таким образом, находясь в рамках установленного взрослыми порядка, ребенок развивается только в собственном ритме и темпе, сообразно с индивидуальными потребностями. Всю программу обучения он устанавливает себе сам. Пособия и приспособления всегда доступны. Он пользуется тем, тогда и столько, что, когда и сколько ему необходимо. Таким образом, он приобретает независимость, но и берет на себя ответственность за собственное обучение. А это два самых сложных и полезных навыка, которые может получить маленький человек.
Чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем он показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, не отчаяться и не потерять интерес. Поддерживать интерес - одна из главных задач учителя.
В настоящий момент в группы Монтессори принимают практически с рождения. Группы разновозрастны, но сформированы по наличию некоторых ключевых навыков: с 2 до 16 месяцев, с 16 месяцев до 3 лет, с 3 до 6 лет. Школ Монтессори для детей старше 6 лет в мире не так много.
Уроки для малышей в монтессорианских группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкать нос. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы и крючки, завязывать шнурки.
Сенсорный Монтессори-материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Это шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши и т.д.
Правила, которые создаются в каждой конкретной группе заново, могут немного отличаться по форме и содержанию, но всегда направлены на защиту интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Как пример можно привести следующие: "Хочешь работать вместе - договорись об этом", "Можно наблюдать за работой других, не мешая им", "После работы приводим материал и рабочее место в порядок", "Когда трудно - просят о помощи и благодарят" и т.п. Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.
Основным отличием методики Монтессори от вальдорфской педагогики можно назвать положение учителя. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой, Монтессори-учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности.
Кроме того, вопрос об интеллектуальном развитии для Монтессори является лишь вопросом естественности развития малыша. Тогда как вальдорфские педагоги считают раннее интеллектуальное развитие форсированным.
|
Методика Бориса и Лены Никитиных, или самая жизненная методика
Штайнер был философом, Монтессори - врачом, Борис и Лена Никитины - просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они "проживали" и "переживали" каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они складывали свои наблюдения в концепцию.
Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: "Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать - и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс - НУВЭРС". НУВЭРС - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - ключевое слово методики Никитиных.
Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Он в 3 месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет - ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, - ему предлагают свой набор букв. Но если он, вопреки учебникам, не проявляет в 3-4 месяца интерес к твердой пище, его не торопят.
Не ограничивать развитие рамками и предписаниями - первое требование. Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс - помогает.
Второе требование - не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя.
Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор - творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.
И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом "сделать это самому". Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.
|