Зачем провинциалы из разных уголков России стремятся приехать и найти работу в Москве, никому объяснять не нужно. Более высокая зарплата, перспективы карьерного роста, столичный опыт - все это весьма привлекательно. Однако в последнее время рекрутеры отмечают и обратную тенденцию, когда московские специалисты выезжают работать в регионы. Отправляясь на год-другой в Уфу или Владивосток, можно тоже неплохо заработать и кое-чему научиться.
"Регион региону рознь", - говорят опытные рекрутеры. Менеджер по персоналу из кадрового агентства "Алые паруса", которое занимается подбором специалистов для ресторанного и гостиничного бизнеса, Екатерина Угарова сетует, что многие соискатели мыслят по старинке. Мол, есть Москва и Питер, а все остальное - медвежьи углы, где столичному профессионалу делать нечего.
- В некоторых субъектах Федерации зарплату в 500 долларов считают чем-то заоблачным. Однако немало городов (например, на Урале), в которых есть рестораны, по уровню сервиса не уступающие столичным.
- Высококвалифицированного топ-персонала не хватает не только в российской провинции, - утверждает координатор Международного кадрового альянса Валерий Оськин, - его не хватает по всему миру. Поэтому, естественно, такие люди сосредоточены в тех местах, где условия лучше. Возьмем, к примеру, Владивосток. До прошлого года, по исследованиям дальневосточного кадрового агентства "Карьера-Форум", основным явлением в сфере трудовой миграции был отток персонала из города. Однако в 2002 году произошел перелом: в связи с активным развитием Владивостока резко возросла потребность в топ-менеджерах.
Уфа, по свидетельству агентства "CBS", готова втягивать в себя специалистов как воронка. Столица Башкирии концентрирует перспективные проекты Урала и Поволжья, притягивая к себе многие экономические новшества. По мнению директора красноярского агентства "Протеже" Светланы Кушнир, изменяется в лучшую сторону ситуация и в этом промышленно развитом городе. Экономика начинает требовать все больше специалистов, обладающих современным рыночным опытом.
- Или возьмем Сахалин, - продолжает Валерий Оськин. - Дикий край, сопки, красивый отдых без каких-либо признаков цивилизации, гейзеры и прочее. Еще вчера люди оттуда просто бежали. Но сегодня, когда начали действовать проекты по добыче газа "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Сахалин-3", вдруг обнаружили катастрофический дефицит специалистов. Понятно, что туда уже активно едут профессионалы со всех концов нашей необъятной страны, в том числе и из Москвы. Поток мигрирующих топ-менеджеров в России постоянно растет. Только в данный момент в альянсе выполняют заказы, поступившие из 17 городов на руководителей в сферу торговли, производства, добывающие отрасли. Карта за моей спиной уже напоминает решето от вставленных в нее булавок. В этом году, видимо, придется ее менять.
В офисе кадрового агентства "Алые Паруса" тоже собираются повесить на самой широкой стене географическую карту и флажками обозначать те города, куда специалисты агентства направляют своих протеже. География действительно обширна: Владивосток, Норильск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Нижний Новгород и т. д.
Особого внимания требуют курортные города, из которых наиболее часто приходят заказы на шеф-поваров - иностранцев, специалистов высокого уровня. Поскольку люди, приезжающие на отдых, всегда хотят праздника, спрос на высококачественное и экзотическое ресторанное обслуживание всегда существует.
Кто нужен на работу провинции?
Прежде всего высококлассные топ-менеджеры. Когда компании необходимо открыть представительство в каком-то городе либо поправить пошатнувшиеся дела, обращаются к услугам московских профессионалов. Или требуются специалисты, подготовить которых в регионах на должном уровне еще не умеют, например маркетологи или брэнд-менеджеры.
Что касается сферы обслуживания, по информации Екатерины Угаровой, чаще всего провинциальные рестораны заказывают шеф-поваров, чуть реже - управляющих. Специалистов приглашают на 3–4 месяца, чтобы подготовить заведение к открытию, либо в том случае, когда ресторан исчерпал свой потенциал и нуждается в свежих идеях, способных обновить старый брэнд (изюминка в меню, имидже, что-то еще).
Следующую позицию в воображаемом списке востребованности занимают супервайзеры и специалисты гостиничной индустрии - на их долю приходится примерно одинаковое число заявок. Очень часто приглашают супервайзера для обучения персонала зала с учетом особенностей ресторана, его кухни и планировки. Реже требуется арт-директор, необходи мый для раскрутки заведения или создания его нового образа.
Молодые специалисты вряд ли заинтересуют достаточно искушенных провинциальных работодателей. В основном регионы хотят видеть тех, кто имеет солидный опыт работы в престижных компаниях и заведениях.
Зачем они поехали на работу в Сибирь?
Как же удается обеспеченным провинциалам уговаривать высококлассных специалистов, которые порой бывают весьма капризны, оставлять насиженные места и собираться в дорогу?
Очень часто представители топ-менеджмента отправляются на новое место жительства не по собственной инициативе. Простой пример. Крупная компания купила завод в одном из провинциальных городов и, чтобы "запустить" бизнес на новом месте, направила на предприятие своего сотрудника, ранее работавшего в московском офисе. Понятно, что в подобных случаях фирмы обходятся без услуг рекрутеров.
Другая группа мигрантов - "хронические командировочные", особый тип людей, которые не терпят рутины и однообразия и легки на подъем. Безусловно, такой образ жизни больше по душе специалистам в возрасте до 40 лет. Некоторые соискатели, едва переступив порог кадрового агентства, сразу предупреждают, что им скучно сидеть на одном месте. Такие люди переезжают из города в город в поисках более выгодных условий.
Другим серьезным стимулом к перемене места жительства является возможность хорошо заработать. По мнению Валерия Оськина, для того чтобы специалист согласился уехать из Москвы, в провинции ему должны предложить оплату в 1,5–2,5 раза больше и обеспечить приемлемыми бытовыми условиями.
- Хотя понятие о хорошей зарплате довольно субъективно: кого-то устроит повышение оклада в два раза, кто-то согласен и на меньшее, - говорит Екатерина Угарова. - Рассмотрим конкретную ситуацию. В провинциальный суши-ресторан нужен шеф-повар. Иногда работодатель готов взять человека, который в московском ресторане был не первым лицом. Вполне возможно, если человек работал под руководством опытного толкового руководителя, то он свою должность уже перерос. Но в столице весьма жесткая конкуренция среди шеф-поваров, пробиться наверх довольно сложно. Поэтому некоторые специалисты с удовольствием соглашаются поехать на некоторое время в регион, чтобы попробовать свои силы в ином качестве.
Кроме денег существует немало факторов, способных заставить человека собирать чемоданы. Как утверждает Валерий Оськин, мотивация не бывает одноплановой.
- Экономически активные топ-менеджеры, специалисты высокого уровня с удовольствием выезжают и будут выезжать в различные города. Допустим, сотруднику предложили контракт на два года. Почему бы ему не поехать, если у него трехлетний ребенок? А там, куда его приглашают, экологическая обстановка намного лучше, чем в загазованной Москве. Как правило, человек приезжает на все готовое: квартиру и машину предоставляет или оплачивает принимающая сторона. По возвращении человек помимо столичного будет иметь региональный опыт, а также другой статус (чаще всего переезд сопровождает повышение в должности). И тогда тот же самый рекрутер с удовольствием рекомендует его другому работодателю.
Иногда профессионалы едут в провинцию и на меньшие деньги, например человек вынужден сменить круг общения. К сожалению, в наше время нередки случаи, когда классный специалист по каким-то причинам подсаживается на иглу. И если он действительно хочет избавиться от наркозависимости, ему целесообразно на время уехать. Или другая ситуация: люди, давно проживающие в Москве, на какое-то время возвращаются в родные места к родителям-пенсионерам, чтобы несколько лет провести вместе с ними.
Бывает, молодые специалисты в погоне за новыми впечатлениями и жизненным опытом готовы периодически менять место работы и проживания. В этом случае вопрос о материальной мотивации не является доминирующим.
Но бывает и по-другому. Допустим, некий директор по персоналу получает две тысячи долларов в месяц. А через полгода он может получить место на три тысячи долларов. Следовательно, три тысячи для него уже не являются заманчивым предложением, надо обещать больше. Тогда работодатель начинает задумываться: а окупятся ли эти затраты?
Тем, кто в настоящий момент решает для себя вопрос, ехать или не ехать, можно посоветовать - не бойтесь провинции. Познавать мир, путешествовать в рамках работы - занятие не только полезное, но и захватывающее.