Или всего несколько занятий в одной маленькой изостудии
Нашей "Школе раннего развития" скоро семь лет. Все это время мы с малышами от 2 до 5 лет нескучно и увлекательно учились держать кисточку, смешивать краски на палитре, раскрашивать гуашью силуэты разных форм, а потом превращать наши цветные пятна в фигуративные рисунки: от оригинальных автопортретов, написанных экспрессивно и пастозно, до нежнейших "свитков" в японском стиле, с бамбуком и пагодами... Мы лепили из глины и пластилина смешных, кривобоких человечков и зверюшек - и получался Рождественский вертеп; резали и рвали цветную бумагу, традиционно превращая ее в цветы и рыбок и нетрадиционно - в испанских тореадоров с быками, индийских павлинов и летящих ангелов...
Все это было весело, занимательно и, безусловно, рассчитано на силы и возможности неумелых поначалу маленьких человечков, чьи таланты раскрывались на наших глазах.
А потом я ушла в декретный отпуск, а вернувшись, с изумлением обнаружила, что маленькие художники не просто подросли, но многие уже пошли в школу. Но они по-прежнему любят и хотят рисовать и не желают расставаться с занятиями, в которые явно не вписываются по возрасту.
Так вот и случилась изостудия для моих подросших малышей, которые уже переросли рисование в форме "творческого ликбеза" (как из круга сделать планету, а из квадрата - рыцарский замок), а для традиционной системы обучения художников - упражнений, постановок, рисования со слепков и т.п. - еще малы.
Концепция новой изостудии носилась в воздухе где-то рядом - знакомить детей с историей, искусством и культурой России и всего мира можно через художественное творчество! И раньше с малышами мы рисовали египетские пирамиды и лепили "древнегреческие" статуи из белого пластилина, разрисовывали "китайские" вазы и писали "древнерусские иконы". Все это умиляло родителей и приводило в восторг самих "художников".
Но одно дело - сорокаминутное рисование раз в неделю с 3-4-летними крохами, и совсем другое - шестилетки и первоклашки, люди серьезные, усидчивые и весьма просвещенные. И если в "Школу раннего развития" их приводили обучаться на комплекс предметов: чтение, счет, рисование, риторика, то в изостудию записались те, кто любит именно рисовать и лепить, и готовы заниматься этим сколь угодно долго.
Кроме "джентльменского" набора юного художника - гуаши, акварели, пастели, туши, кистей, палитры и т.п., заводим еще рабочий блокнот: здесь мы будем записывать изучаемые эпохи, названия городов, картин, увиденных на слайдах, имена художников, делать наброски и получать оценки.
Юным студийцам предстоит не только впервые попробовать себя в роли настоящих Художников, но и заглянуть в удивительный мир большого Искусства, чудесный и сложный, многообразный и загадочный...
* * *
Первый год обучения посвящен русской истории и искусству. Уже на вводном занятии прошу детей нарисовать то, что ассоциируется у них со словом "Россия". Набор нехитрый - избушки, березки, цветы и - синее-синее небо с белыми облаками, и желтое солнце с лучами-палками, торчащими во все стороны. Нарисовать что-нибудь более сложное мои студийцы опасаются: "не умею", "боюсь", "не знаю, как" - и все тут. Поэтому на следующем же занятии мы навсегда забываем, оставляем за порогом изостудии, выражение "не умею" (сумею, раз пришел научиться) и приходим к выводу, что сможем нарисовать все, что захотим. Главное - не бояться.А потом отправляемся в путешествие, и для начала - в глубь веков, в давно прошедшие эпохи истории России.
Горячкина Настя, 7 лет, Дегтярев Саша, 7 лет, Кузьмина Даша, 8 лет. "Богатыри", глина
Перед нами - стольный Киев-град, где живет князь Владимир Красно Солнышко, крестивший некогда Русь, где былинные воины - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - сражаются не только с мифическими чудовищами, вроде Змея Горыныча, но и со вполне реальными врагами Руси, принявшими сказочное обличье - ордынским царем Салтаном Бекетовичем, Тугарином Змеевичем, разбойником Соловьем Одихмантьевичем, страшным Идолищем, захватившим Царьград!
Но с "Богатырей" Васнецова и "Святогора" Рериха мы лишь начинаем смотреть слайды, посвященные искусству Киевской Руси. Потом будут старинные иконы и мозаики, изображающие святых-воинов - Георгия и Дмитрия, Бориса и Глеба в тогдашнем богатырском облачении, и купола древних русских храмов, похожие на богатырские шлемы, и рисунки с летописных страниц...
Дегтярев Саша, 7 лет "Ночной бой", гуашь
Вскоре былинные напевы стали оживать на рисунках детей - полетели над "лесом стоячим и облаком ходячим" черные и бурые кони невероятных пропорций, ощетинились толстенькие разноцветные человечки мечами и копьями, встали за их спинами огромные ели и могучие дубы - Древняя Русь, чей покой оберегали былинные воины. Выйти из "богатырской" темы оказалось сложно: ученики мои готовы были лепить, клеить и рисовать сих персонажей в самых разных техниках сколь угодно много...
* * *
Но нас ждало уже следующее путешествие - в Великий Новгород, где мощные белокаменные храмы видны из-за красных кремлевских стен, а крошечные "уличанские" церквушки стоят чуть ли не на каждом холме, отражаясь в чистых водах реки Волхов, по которой привозил легендарный Садко товары в свободный город и снова уплывал в страны заморские.
Мы пробуем рисовать акварелью - вода в Волхове получается прозрачная и холодная, городские стены тают в голубом мареве неба, а плывущие по реке ладьи расцвечиваются похожими на маленькие радуги яркими парусами.
Горячкина Настя, 7 лет "Заморские гости", акварель
* * *
А затем мы попадаем в старинный город Владимир. Владимирские храмы непохожи на новгородские - они небольшие, словно игрушечные, с нарядными резными стенами, на которых среди кружевного каменного узорочья каких только чудес не встретишь - тут и львы с огромными человечьими глазами, и сказочные павлины с хвостами, похожими на распускающиеся цветы, и хищные орлы с острыми клювами, и удивительные кентавры - "китоврасы", совсем непохожие на греческих, на птичьих задних лапах, со спиралями змеиных хвостов и крыльями-завитушками. Среди волшебных зверей и фантастических растений можно обнаружить и древнего полководца Александра Македонского, и библейского царя Давида, играющего для всей этой развеселой живности на маленькой арфе.
Мы их лепим из серой глины - павлинов, "китоврасов", прихотливые растения и сказочных животных: раскатываем ровную глиняную полоску-дощечку и украшаем ее "древним" рельефом. А когда глина высохнет, она станет похожа на настоящий камень, и у каждого словно останется на память кусочек стены древнего владимирского храма.
* * *
Церкви мы рисуем гуашью на очень больших листах. Храмы не какие-то конкретные, а некий собирательный образ русской церкви с привычными формами и украшениями, с традиционным набором архитектурных деталей - порталы, лопатки, пилястры, закомары, резные аркатурно-колончатые пояса, узорчатые барабаны, купола, похожие на шлемы или луковки.
В результате не оказалось даже двух похожих друг на друга рисунков. Тридцать церквей - одноглавых и многоглавых, огромных и крошечных, стоят среди полей или лесов, на городских площадях, на фоне дневного, ночного или розового закатного неба, среди пышной летней листвы или золотых красок осени, снежных сугробов или весенней хляби, но к каждой из них обязательно ведет широкая, протоптанная среди травы или снега дорожка.
Артемова Наташа, 6 лет "Храм", гуашь
* * *
Мне всегда казалось, что батальный жанр более интересен мальчикам, чем девочкам, и когда рассказывала своим студийцам о татаро-монгольском иге и великих битвах Александра Невского, втайне волновалась - захотят ли мои девчонки всерьез изображать все это. И была неправа - и русских витязей в кольчугах и шлемах, и шведских крестоносцев, и немецких рыцарей в тяжелых доспехах, и ордынских воинов с кривыми ятаганами девочки лепили из пластилина с неменьшим азартом, чем мальчишки, и с удовольствием уже после урока играли с ними, "сражаясь" друг с другом их мечами, сделанными из зубочисток. У нас дома тоже до сих пор стоит кривобокий красно-черный крестоносец, которого семилетний сын категорически запретил разбирать на пластилиновые "запчасти".
* * *
Чеснокова Таня, 8 лет. "Благовещение", гуашь
Иконопись - особый вид изобразительного искусства, со своими секретами, тонкостями и правилами. Не лист бумаги и не холст - деревянная доска, яичные краски на природных минералах (рассказываю, как Дионисий собирал разноцветные камни, растирал их и получал невиданные оттенки цвета). Особая - божественная - палитра, где каждый цвет имеет тайный смысл. Мы смотрим на слайдах иконы Андрея Рублева, узнаем о Сергии Радонежском, которому посвящена "Троица", вспоминаем библейскую легенду о чудесных гостях Авраама и Сарры, находим в композиции иконы три жертвенных чаши, заодно выясняя, как можно гармонично вписать в круг три человеческих фигуры.
Главное, что должны запомнить юные иконописцы, приступая к собственной работе, - икону нельзя выдумать, она всегда пишется по образцу. Приходится потратить время на разбор иконографических канонов, на то, чтобы каждый выбрал собственный образец, с которого будет списывать (не мудрствуя, печатаю "образцы" на принтере и развешиваю каждому на мольберт). После нескольких тренировочных рисунков любой из детей может почувствовать себя если не Андреем Рублевым, то уж монастырским учеником иконописца наверняка. На готовых иконах делаем золотой краской нимбы и рамки для полного сходства с оригиналом.
Попов Игорь, 7 лет "Вознесение", гуашь
* * *
Иногда я называю наш диапроектор "машиной времени". Мы совершаем на ней "переход" в три разных периода истории России - и видим сперва деревянный Кремль времен основания Москвы, затем сказочные белокаменные стены эпохи Дмитрия Донского, и, наконец, красно-кирпичную крепость, выстроенную в 15 веке - такой, какой она была во времена Ивана Третьего - без узорных шатров с красными звездами на башнях, а вокруг - деревянные избы и торговые лавки.
Но на рисунках, посвященных древней Москве, будут не только белые или красные кремлевские стены, золотые купола храмов и яркие башенки шатров. Наш пейзаж-"ретроспективу" мы оживляем разноцветными человеческими фигурками: вот стрелец и девушка с ведрами, княжеский дружинник на буром коне и нарядная боярышня в собольей шапке, толстый монах и простой горожанин в лаптях и белой рубахе - разнообразные жители древней Москвы. Конечно, прежде чем населять ими рисунок, нужно хорошенько познакомиться с костюмами, обувью, головными уборами, оружием тех времен и т.п.
Кухарук Катя, 6 лет "Древняя Москва", гуашь
И это - непременная часть каждого урока: слайды, репродукции, книги, рассказывающие об изучаемом времени, знакомство с бытом, костюмами, памятниками, религией. Мы изучаем Историю, а рисование - хороший повод лучше и глубже постичь эту благородную науку!
* * *
На одном из последних "древнерусских" уроков я устраиваю "слайд-шоу" - показываю самое лучшее, что создано старыми мастерами в монументальном и декоративном искусстве: на экране потир Юрия Долгорукого и резной деревянный трон Ивана Грозного, мозаики киевских соборов и новгородские фрески, великолепные рублевские миниатюры.
Миниатюру в "рублевском стиле" мы рисуем пастелью - фигуры святых и ангелов получаются хрупкими, бесплотными, какими, собственно, и должны быть. Пастель мы используем впервые, и детей завораживают необычные цвета и фактуры.
Качаева Наташа, 6 лет. "Ангел", пастель
Под Новый год мы отправляемся в Третьяковскую галерею - и в самом конце нашего часового увлекательнейшего путешествия экскурсовод усаживает ребят перед рублевской "Троицей". И они тихо, зачарованно смотрят на знакомый вроде бы образ, вдруг заметив все сходство и несходство оригинала с репродукциями и по-настоящему оценив великолепие рублевских красок только сейчас, в прохладе полутемного зала, в настоящей музейной обстановке.
Завершая древнерусский цикл наших занятий, мы устраиваем новогоднюю игру-праздник, на который вместо Деда Мороза приходит богатырь из русских былин в кольчуге и с мечом, и приносит детям подарки - наборы "Смальта". Теперь каждый может сам почувствовать себя мастером-мозаичистом и украсить свой дом настоящей мозаикой!
А нас уже ждет следующее путешествие - в век восемнадцатый...
преподаватель изостудии, искусствовед