Каждый из родителей старается дать своему ребенку самое лучшее образование, понимая роль качественных знаний в дальнейшей жизни человека. Сейчас так много возможностей, новых технологий, перед нашими детьми открыты необъятные горизонты! Это другое поколение, у нас такого не было... Однако, отдавая малыша в супер-школу, задумайтесь, настолько ли он здоров, чтобы выдержать повышенные учебные нагрузки, ежедневные поездки в отдаленную, но очень перспективную школу, дополнительные занятия. Не станет ли все это испытанием для нервной системы именно вашего ребенка?
Двое моих детей уже закончили школу, двое младших — еще только готовятся стать учениками. Так что опыт у меня есть. Попробую его подытожить.
Когда родилась моя старшая дочь, я была очень молода, но ответственна и полна здорового энтузиазма. Ради дочки я пошла учиться на педагога и буквально все прогрессивные методики и приемы испробовала на своем ребенке. С самого раннего возраста мы учили наизусть очень много стихотворений, постоянно читали, играли в развивающие игры. Я старалась развить память девочки, ее внимательность, расширить кругозор. Нам нравилось делать аппликации, рисовать вместе. Но главное, как мне кажется, — ей понравилось заниматься, учиться. В четыре года мы стали посещать мини-лицей при языковой гимназии, в эту гимназию и поступили в первый класс.
Дочка всегда занималась самостоятельно, любила школу, тянулась к учителям. Она закончила школу с золотой медалью, прекрасно владея двумя языками. Параллельно она закончила с отличием художественную школу.
Хочу отметить, что при поступлении в гимназию учитывалось здоровье детей. Моя дочь была спокойная, неболезненная, послушная, активная. После окончания ВУЗа она сделала удачную карьеру, живет и работает в США.
Таким образом, успех моей дочки я вижу в ее физическом и психическом здоровье, результатах раннего развития и индивидуальных чертах ее характера.
С сыном было иначе. К сожалению, его здоровье оставляло желать лучшего. С первых дней жизни он был на учете у невролога. ПЭП, гиперактивность, рассеянное внимание, повышенное внутричерепное давление. О раннем развитии мы и не помышляли, т.к. много времени отнимали обследования, лечение, реабилитационные мероприятия, санатории. Я понимала, что заниматься мальчику будет трудно. Однако пошла на поводу у своего мужа, и с первого класса сын стал учиться в школе с языковым уклоном. Напрасно! Я не работала — занималась практически только им. Часами сидели мы над английским, зачастую в ущерб основным предметам (кстати, тоже усложненным). Я смотрела, как в простых школах учатся его сверстники, и корила себя, осознавая, что такую программу мой сын осваивал бы значительно легче. Здоровье его пошатнулось, внутричерепное давление повышалось. Он стал бледным, нервным. А блестящих результатов в школе не добился, естественно. В итоге во втором классе мы перешли в простую школу. Основные предметы мальчик знал неважно, он отвлекался на уроках. Он не любил школу, не любил учиться. Учеба была для него связана с головной болью, с неуспеваемостью, с невозможностью достичь желаемых результатов.
Тем не менее, сын считался эрудированным мальчиком. Знания его были понемножку обо всем, как в энциклопедии, но глубоко его ничто не интересовало. В районе был создан клуб для школьников "Диоген", что-то вроде "Что? Где? Когда?". Мой сын стал лучшим игроком "Диогена". Но учился весьма посредственно. Слава Богу, что школа позади.
Сейчас мой сын заканчивает учебу в профессиональном лицее, в котором учился значительно лучше, чем в школе. Может быть, повзрослел. Может, здоровье изменилось к лучшему. Может, другой коллектив. Скорее всего, все это вместе. Он осваивает рабочую специальность. Но не всем же быть академиками! Он — душа компании, играет на гитаре, поет, пишет стихи. Он добрый и отзывчивый человек — разве не это главное?
Вывод я делаю следующий. Если нервная система ребенка слаба, не стоит подрывать ее непомерными нагрузками. Они приведут лишь к тому, что ребенок не будет любить учиться. Пусть идет к знаниям мелкими, но верными шагами. Пусть видит свои маленькие победы.
Друзья мои! Главное, что я хочу сказать вам, родителям будущих учеников: любите своих детей такими, какие они есть. Смотрите на возможности своего ребенка реалистично, оставьте амбиции. Главная наша задача на дошкольном этапе — привить любовь к учебе, тягу к знаниям. Это поможет ребенку добиться самых высоких для него результатов.