Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.
Как могло случиться, что ведущая деятельность дошкольного возраста растворяется в учебных занятиях, а место основы основ детского мышления - воображения - начинает занимать подражание эталонам, навязанным другими?
Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует, а психическое здоровье детей, которые не смотря ни на какие навязывания, занимаются индивидуальной режиссерской игрой, вызывает озабоченность воспитателей и родителей.
Итак, что же такое режиссерская игра?
Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спекталя. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.
Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".
А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них.
Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре. Что же это за стадии?
На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.
На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.
Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.
Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.
Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.
Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.
Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.
Дорогие мамы и папы! К сожалению, из наших семей уходит традиция постановки домашних спектаклей. А ведь это питательный источник для развития детской фантазии и способности ребенка к общению и взаимодействию с другими. А для вас - незаменимый помощник в искусстве понимания психологии вашего ребенка.