1 сентября - это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с
его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному,
открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и
окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий,
первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой
степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей
учебной деятельностью.
Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему
школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период
физической и психической стабильности.
Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста,
характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью.
Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой
природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному,
лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.
Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг
такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и
понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то,
как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома,
в экстернате.
Существуют педагоги, которые любят повторять: "У Вас такой способный
ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником".
Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках
ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с
соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?
Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где
происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо
освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной
для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у
учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий
предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные
школьники попадают в разряд "троечников".
Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка.
Широко известно разделение детей (и взрослых) на "левополушарных" и
"правополушарных".
При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым
полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний,
которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с
изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание
сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в
целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей
возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного
смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.
Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно
синтезирование отдельных частей информации, поступающих
одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические,
гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход
своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так
как испытывают затруднения при последовательном описании того, что
быстро и целостно "схватили". Если они хотят получить хорошую
оценку, то им приходится просто "зубрить". Очень часто они неуверены в себе,
несмотря на ярко развитую способность образно представлять
информацию об окружающей действительности.
Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов
(слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше
воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему
"каналу связи" с окружающим миром.
Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом
преподавателем способа переработки информации учеником.
Третий ответ: индивидуальные особенности личности ребенка,
связанные с типом реагирования его нервной системы на
проблемную ситуацию. Активные и импульсивные дети стремятся к
быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после
поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца. И даже
если отвечают неверно, такой стиль учения больше импонирует
большинству взрослых, чем тихое и не демонстративное поведение
флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как
правило, находят верный ответ. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно
относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики
теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать
быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку.
Поэтому преподаватель, поощряющий соревновательность детей в решении
поставленных задач, способствует снижению самооценки у детей со
слабым типом нервной системы.
Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка,
связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от
похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в
учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования,
предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех
лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого
от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в
которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой
способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за
рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую
ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и
творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на
пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать
причиной потери интереса к школе.
Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды.
Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной
деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые
пропорции помещений, художественные элементы оформления класса,
неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев,
потребность в тишине, концентрации.
И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с
партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются
более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании
различных способов работы по собственному выбору, также может стать
причиной потери интереса к учебным занятиям.
Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего
ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который
будет максимально содействовать его познавательному и личностному
развитию.
Итак, чтобы физически и психически здоровый младенец смог стать психически здоровой ЛИЧНОСТЬЮ, ему необходимо развиваться в условиях, где он может реализовать данные ему от природы задатки и способности.
Когда младенец сталкивается с социальной средой (проявляя познавательную активность в поиске условий для самореализации), начинает проявляться тип его темперамента. Результат этого столкновения зависит от характера ребенка.
В свою очередь, развитие характера ребенка зависит от того, каким образом мама строит свои взаимоотношения с новой жизнью еще во время беременности.
Характер "замешивается" на взаимодействии темперамента и окружающей среды.
Когда личность гармонично объединяет в себе задатки, способности, темперамент - с одной стороны, и характер как способ продуктивного общения со средой - с другой, мы говорим о психически здоровом человеке, живущем в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Когда человеку психологически необходимо постоянно преодолевать препятствия, находиться с кем-то в конфронтации, и только тогда он ощущает себя "живым", мы говорим о том, что среда и темперамент взяли верх над его характером, и эта личность очень зависима от борьбы своего темперамента с условиями среды.
Когда индивидууму постоянно хочется спрятаться, укрыться от надвигающейся на него небезопасной окружающей жизни и реализовать свои способности он может только в особых, камерных условиях, темперамент взял верх над средой и характером.
Таким образом, судьба человека во многом зависит от его характера.
Если задатки, способности, темперамент - это свойства, бессознательно проявляющиеся в личности ребенка, то характер - это арбитр, дипломат, судья и т.п. во взаимоотношених между индивидуумом (с его природными задатками) и средой.
Как это связано с течением беременности?
Может ли течение беременности повлиять на развитие характера ребенка?
Я думаю, Вы уже сами нашли ответ:)
2001-03-12, Элла Прокофьева
Не хотелось бы заниматься психологической расчленёнкой. :)Ребёнок есть ребёнок. Мы не отделяем ручку от ножки и голову от животика.Мы воспринимаем его целиком. Впрочем, как и он нас.
Речь вот о чём. Среда,можно сказать,идеальная - мама и папа альтруисты,манера вопитания -практически одна(почему практически- мы сами меняемся под воздействием среды и времени),но впринципе линия воспитания не меняется . А ДЕТИ РАЗНЫЕ! Причём диаметрально!
К ребёнку-меланхолику надо приспособиться.Надеюсь, что это у меня получается, но всё равно,он для меня как инопланетянин.Я не знаю как он думает, вижу что по другому, но как не знаю. У младшей дочери глазки сверкают , а я уже знаю какую она хитрость придумала, так как она моя копия!
Случайно я обронила фразу, что где-то читала про изготовление духов. И не лень ему было штудировать эту книгу от корки до корки. Нарисовал схемы(самогонный аппарат получился!), подчеркнул что понравилось, закладки поставил, в компьютер ввёл что-то в свои документы... При этом заставить прочитать заданную книжонку стоит большого труда. Инопланетянин!:)
Я могу воспитать ребёнка быть добрым, отзывчивым,могу показать личным примером манеру поведения в обществе и т.д. Но изменить данный характер, тип личности или теперамент воспитанию не поддаётся.
В статье говорилось об зависимом от мамы меланхолике. И я тоже не видела зависимого холерика.
Вот и выходит что личность(со своими составляющими) определяющий фактор.
2001-03-12, Т.Т.(Татьяна)
Удивительно, но полгода назад та же статья читалась иначе, виделось другое, было желание спорить, казалось, что ребенок, не имеющий опыта, не попробовавший, не может выбирать, хотя мой-то и выбрал бы, если б была такая возможность. Ни по каким статьям не подходит человечек к школе, мысли более глубокие, скорость выполнения рутинных заданий медленная, соревнований не любит, руку тянуть не хочет, хотя ответить может, шум ему мешает, грубость выводит из себя, щепетилен в общении, не идет, если не зовут, остро чувствует несправедливость, способен понять оправданность задания, НЕ МОЖЕТ вставать так рано.
Начальная школа прививает навыки работы, письма, все это большое занудство. Даже приспособленные к школе дети много ленятся от скуки происходящего. Даже при насыщенной программе начальная школа скучна, а нагрузка в приличных классах с приличными детьми неимоверная.
2001-03-12, Сонечка
Т.Т., почитайте, пожалуйста, о характере в моем сообщении ниже.
Характер не равно темперамент, характер не равно среда. Характер не равно личность. Я бы сказала, что характер - это своеобразный инструмент, который использует личность во взаимоотношениях с другими личностями и жизненными задачами.
Когда Вы говорите, что испытываете серьезные затруднения во взаимоотношениях с ребенком-меланхоликом, на самом деле Вы идентифицируете свою личность только с одной из ее составляющих (важной, но не единственной) - типом темперамента. Но у Вас еще есть способности и есть характер:)
Сейчас, в дошкольном возрасте, очень важно, чтобы характер не стал очень зависимым от постоянных столкновений темперамента и враждебной среды.
2001-03-12, Элла Прокофьева
Я тоже:)
Да это не сложно сделать, когда ощущаешь свою ответственность за того, кто находится внутри тебя.
Сознательное материнство заключается в том, что мама уже не может позволить себе передавать плоду, младенцу ту отрицательную энергию, которую обильно сбрасывают как средства массовой информации, так и окружающие люди - от тетенек на улице, в очереди до самых близких людей.
Она должна просто бежать на природу, в лес, уходить с работы, избегать общения даже с собственной мамой, свекровью, если они не учитывают ее "положения".
Я говорю об этом не теоретически, в этом отношении личного опыта предостаточно:((
2001-03-13, Элла Прокофьева
Положительного очень много!
Вам об этом не пишут потому что к психологу обращаются с какой-то проблемой, а к врачу с болью и т.д.
Моя "холерик"-быстрая, шустрая как в действиях так и в мыслях, жаждущая общения и знаний, упряма в достижении цели(вхорошем смысле).При этом добрая.
Мой "Меланхолик"- нежный,вдумчивый,тоже жаждет знаний, но только в тех границах,каторые поставит сам, будет изучать долго. Играет в стратегию с 3 лет(а это тоже о многом говорит). Музыкальный. Искренний.Отдаст последнюю рубашку.
Я своих детей могу долго хвалить. Они - моё достижение в жизни!
2001-03-12, Т.Т.
Конечно! Личность - это сформированное существо. К 5-7 годам изменить что-то мы уже не в состоянии.
Но пока эта будущая личность находится внутри нас, мы можем сделать все, чтобы будущий меланхолик стал поэтом, а не плаксивым занудой...
Когда мама передает своему плоду флюиды безусловной любви, меланхолик становится чувствительным, но не тревожно-боязливым, холерик - страстно влюбленным, но не разрушителем, сангвиник понимающим, но не поверхностным, флегматик ощущающим, но не равнодушным...
2001-03-12, Элла Прокофьева
Всего 32 отзыва Прочитать все отзывы.