Часть 1, Часть 2.
Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать
обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к
высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой
знаний и в то же время не утратил творческих способностей.
Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что
детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин
"дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего
школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический
барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального
ребенка.
Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими
они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы
раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои
природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей
отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем
мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей
деятельности.
Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции
психической деятельности связан с работой лобных отделов головного
мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжается до
двадцатилетнего возраста. Взрослый человек способен ставить цели
действий, планировать последовательность оптимальных путей и способов
их достижения и осуществлять контроль за выполнением выбранной
программы действий, который требует постоянного сличения цели и
промежуточных результатов. Именно эта особенность взрослого подхода
к осуществлению поставленной задачи очень часто мешает развитию
детской креативности.
По-видимому, существует некий природный замысел развития
способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю
очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители
искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем, в том, что
касается развития произвольного внимания, взрослые иногда предъявляют к
ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе. Малыш
испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь
сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно
не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.
Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное
взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений,
возникающих как бессознательные импульсы
на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений,
отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это
фундамент, на котором затем строится система сознательного
взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний,
сотрудничества с другими и с самим собой.
Только дав ребенку возможность при
непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей
непроизвольно извлечь заложенный природой перцептивный потенциал,
отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного
со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более
произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам
воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном
случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым
ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное,
отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях,
фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях
творческих способностей.
Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником,
оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом?
Как снять это противоречие: или ученик, или творец?
На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей
наиболее адекватные условия для развития
контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра. В
образно-ролевых играх, в играх по правилам, в режиссерской игре
формируется эта важная для формального обучения способность
человеческого мозга.
Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая
уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не
автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в
новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического
развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать
свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству.
И если в школе в перерывах между занятиями у
ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к
следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.
Татьяна, позвольте с вами не согласиться. Мне кажется, не все так просто.
Те, "кто и так чувствуют своего ребенка" еще раз убедятся в том, что они выбрали "верный путь".
Тем, кто еще не задумывался над подобными проблемами, эти (и другие)статьи помогают взглянуть на мир ребенка и на свое отношение к проблемам развития и обучения по-новому.
Аудитория сайта постоянно пополняется, приходят молодые мамы и для них все изложенное в статье представляет несомненный интерес.
>девиз "Делай как я и не высовывайся!"
Далеко не все работники детских садов действуют в соответствии с подобным девизом. И мое утверждение не голословно. Сужу по реакции воспитателей детских садов, педагогов лицеев и дошкольных гимназий с которыми постоянно встречаюсь на своих семинарах. Они ищут правильный путь, критически пересматривают все, чему их учили в пед.училищах и институтах, стремятся к взаимодействию с детьми в самом лучшем понимании этого слова, хотят знать о новых методиках.
Я, например, когда читаю статьи на детско-педагогическую тему, ищу не обязательно что-то новое (ну что можно еще придумать нового?:))), а скорее всего хочу найти какой-то необычный, новый ракурс, поворот в давно известной теме...
Вобщем для меня - это процесс не "насыщения" информацией, а поиск новых "вкусовых ощущений", этакое гурманство:)) Прошу извинить за гастрономические сравнения:)))
2001-03-14, Надежда Григорьевна
С государственной системой дошкольного образования я близко не сталкивалась лет 7.Может что-либо изменилось.(верится в это с трудом) В альтернативной системе образования такие люди встречаются, но и о них говорят как о чём-то выдающемся. Всё зависит от личности педагога.
В большинстве это усталые от жизни люди, не зависимо от возраста.
Одна учительница у знакомых на уроке рассказывает как она встречалась с барабашкой, другая жрёт макароны(извините за грубое слово) прямо на уроке, смачно хлупая и чавкая. И в лучшем случае это люди добросовестно выполняющие свои обязанности, а про творчество и говорить не чего.
Разве не так?
Татьяна.
2001-03-15, Т.Т.
Для меня в статье ключевой является фраза-вопрос: "Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или УЧЕНИК или ТВОРЕЦ?"
Именно этот вопрос и является, на мой взгляд, главным в дошкольной педагогике. Однозначный ответ: "Игра - самое важное для ребенка, все - в игре", верный по сути и ... не являющийся готовым рецептом, заставляет каждого (и родителя, и педагога)вновь и вновь задумываться. Поскольку у каждого не "среднестатистический" ребенок, то и игра (игры) тоже не могут быть одинаковыми. И это хорошо:)))
2001-03-14, Надежда Григорьевна
(похныкивая) Всё это понятно: не навязывать, не оценивать... Творить вместе с ребёнком или не мешать ему самому творить. Хорошо (в смысле легко) применимо к ребёнку-интроверту. У меня вот - экстраверт. Подвижная и общительная до жути. Из всех видов творчества предпочитает словотворчество. И, судя по недавно промелькнувшей тут же на сайте статье о психофизиологических различиях мужчин и женщин, дневной "запас слов" моей "маленькой женщины" на порядок больше моего :)). И это я (с её точки зрения) должна её развлекать! При этом НИЧЕГО НЕ НАВЯЗЫВАЯ. Я уже просто иссякла. Пора искать спортивно-танцевальную секцию :)).
2001-03-14, Баба Нюра
Может, это немножко отдает мистицизмом, но я верю в то, что главное "запустить" поток, идею. Вокруг нас сплошные потоки:) - кто-то ощущает на себе влияние одного, кто-то - другого, кто-то входит в поток, кто-то спокойно наблюдает со стороны, кто-то хвалит любимый поток:) и ругает чужие, кто-то критикует все потоки подряд...
Одним словом, жизнь, а не застой, болото...
Поэтому мне все меньше и меньше хочется спорить, критиковать, защищаться, стоя на месте, или убегать, а все больше - ИДТИ:)
А Ваше сообщение - нормальное сообщение-отзыв, ни о какой войне и речи быть не может:)))
2001-03-15, Элла Прокофьева
А я могу. Не равнодушные родители очень часто бывают озабочены подготовкой к школе, к жизни, учебой ребенка, не догадываясь о том, что ребенок может, а что ему очень трудно. Кажется, что тренируешь навыки, необходимые в дальнейшем, а это все невовремя, не так, как надо ребенку. Со мной такое было, хотя в отсутствии внимания к ребенку меня никто не мог бы уличить.
Очень полезная статья! Жаль, что многое упущено :-(
Надо отдавать себе отчет, что многое не понимаешь. Кажется, что ребенок ничего не делает, мается дурью, а он познает мир, не так как нам этого хочется, а по-своему.
2001-03-14, Сонечка
Вы сами ответили на свой вопрос: "все зависит от личности педагога". И в любом деле многое зависит от конкретной личности.
Может быть, это специфика моей работы (я не могу говорить о всей системе), но в последние 3-4 года я вижу очень много заинтересованных и творческих людей.
Все педагоги (воспитатели) не могут быть творческими личностями по определению - это особый дар, хотя к этой профессии и предъявляются повышенные требования. Поэтому скажем спасибо и тем, кто добросовестно выполняет свои обязанности - знаете, сколько сейчас в школах вакансий? не хватает учителей...
2001-03-15, Надежда Григорьевна
Всего 19 отзывов Прочитать все отзывы.