"Какой красивый моток, надо взять пару-тройку, пока по акции, пригодится" — многим знакомо, да? Я считаю, что даже случайный поход в рукодельный магазин не должен закончится пустым пакетом — что-нибудь, да унесу. Но если вы только начинаете свой путь в вязание, для постижения техники нужна "простая" пряжа. Вот ее характеристики:
- гладкость;
- хорошая крутка;
- хорошая толщина;
- крепкая;
- четкий ровный нетемный цвет;
- контраст;
- без глупостей;
Теперь давайте рассмотрим каждый пункт подробнее.
Гладкая пряжа
Нить без пушка, ворса, каких-либо отростков. Такая пряжа будет легко скользить по крючку и между пальцев, не цепляясь. Эту нить удобно распускать, потому что она опять же не будет цепляться за другие петли. Зачем распускать? На начальном этапе точно придется, потому что в учебе без ошибок не удастся продвинуться дальше.
Посмотрите на эти три нити именно с точки зрения гладкости — особенно на сером видна пушистость пряжи. Она помешает вам спокойно вязать, а потом и распускать. Идеальный вариант в данном случае — горчичный.
А здесь серая нить более гладкая — с ней будет проще работать.
Хорошая крутка
Очень важный параметр пряжи. Нить может быть туго сплетена из множества более тонких волокон (шнурок) или неплотно и даже не из множества волокон, а из двух или трех. И тут уже процесс работы усложнен, потому что крючок будет норовить проскользнуть между этими волокнами, практически протыкая нить. Такое вязание раздражает.
Посмотрите на крутку — видим две закрученных по спирали нити. Если вы начнете вращать такую нить в обратную сторону, то легко расплетете, разделив на две более тонкие. Так вот, чем плотнее нить закручена, тем проще будет вязать.
Вот более наглядный пример: обратите внимание, как выглядит крутка в горчичной нити, а как в розовой. Розовый шнурок вы так просто не распустите, не разделите на составляющие, в отличие от горчичной пряжи. Из розовой вязать будет проще.
Бывает, что нить вообще практически не скручена — волокна будто слиплись друг с другом. Такую нить крючок тоже будет часто цеплять не там, где надо, замедляя процесс работы.
Здесь — хороший пример слабой крутки, особенно у молочной нити. Невооруженным глазом видно, как крючок будет попадать в промежуток между волокнами пряжи.
Если нить легко распадается на отдельные волокна — не берите ее, это тоже не ваш вариант на данном этапе.
Вот ваш выбор — хорошо скрученные шнурки. А уж цвета можно подобрать погармоничнее.
Хорошая толщина
Что значит "хорошая" толщина? Какая она вообще бывает?
Посмотрите на фото. Квадраты связаны по одной и той же схеме, но из разной пряжи: черно-белый мотив — из нити 210 м /100 г, а рыже-зеленый — из нити 400 м /100 г.
Первое число — это количество метров, второе — граммов. То есть в первом случае на мотке пряжи было написано, что в 100 г содержится 210 м, а во втором — в 100 г целых 400 м, то есть нити значительно больше, но она намного тоньше первой. Это наглядно видно и на фото — один мотив составляет чуть больше четверти другого. Также обратите внимание и на крючки: первый мотив я вязала более толстым крючком № 5,5, второй же — № 4.
Толщина нити позволяет управлять не только размером и плотностью полотна, но и скоростью вязания. Эластичность полотна, мягкость или, наоборот, жесткость — буквально все в наших руках, достаточно заменить нить и крючок. Главное — не переусердствовать со слишком тонкой пряжей — придется сильно напрягать глаза, такой процесс уже больше будет похож на ювелирное искусство.
Но пусть этот навык будет в вашем арсенале — мало ли какие творческие задумки еще захочется воплотить.
Кстати, метраж нити позволит определиться и с расходом пряжи, но об этом чуть позже.
Новичкам не рекомендую брать слишком тонкую нить, потому что она и рвется проще, и вязать из нее дольше и сложнее, и петли видно хуже. Нам же видимость петель очень важна, потому что потеря хотя бы одной чревата ошибками в узоре и дальнейшим перекосом изделия. Так что чем четче и крупнее петли, тем лучше. Уже потом, освоив и закрепив технику, вы получите отдельное удовольствие от вязания тонким крючком из тонкой пряжи, но это будет позже, а пока лучше выбирать пряжу потолще и покрепче.
Итак, "хорошая" толщина для новичка — от 210 до 240 м / 100 г. То есть пряжа, на этикетке которой написано 210 м /100 г или 240 м /100 г или значение в промежутке — оптимальна для спокойной комфортной работы. Все, что больше 300, уже потребует особой внимательности и самоотдачи — оставьте эксперименты на потом, сейчас важнее набить руку.
Крепкая
Это пряжа, которая рвется с усилием. Знаете, как бывает: вяжешь-вяжешь, соединяешь ряд, подтягиваешь немного нить, а она раз — и рвется. Очень обидно. Нам это не нужно.
На старте, когда только начинаем разбираться в технике, контроля за натяжением нити еще не выработано, руки пока не привыкли вязать петли одинаково, не слишком затягивая или, наоборот, расслабляя нить. Поэтому пряжа, на которой тренируемся или вяжем первое изделие, должна выдерживать и наши руки, и наш азарт. Потом, уже с опытом, справиться с натяжением нити будет гораздо проще, но пока что рекомендую подбирать прочную пряжу. Как правило, хорошая крутка обеспечивает ту, что нам нужна. В идеале порвать нить руками вы сможете, но это будет проблематично.
Это и есть наш вариант на начальном этапе.
Четкий, ровный, нетемный цвет
Для новичка в приоритете две вещи: научиться технике мозаичного вязания и видеть четкий рисунок. Последний позволит быстро распознать ошибку прямо на полотне — мы же будто рисуем картину, поэтому чем яснее будут цвета, тем быстрее увидим результат и неточности. Добиться четкого рисунка просто: берем пряжу без цветовых вкраплений.
Вот чистые, понятные цвета — без затемнений, переходов в другие оттенки, примесей. Все ясно и четко, без сюрпризов.
А здесь уже пряжа не для слабонервных — очень красивая, но нам пока ни к чему такие эксперименты. Видите, как нити разных оттенков вплетены в друг друга? Такая пряжа может настолько преобразить полотно, что просто глаз будет не оторвать, а может совсем убить рисунок. На начальном этапе пока эту коварную красоту откладываем и отдаем предпочтение простым цветовым решениям.
Да, и выбирайте оттенки посветлее.
Не углубляйтесь в темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, а тем более в черный цвет — вязать будет затруднительно, поскольку петли будут плохо видны, что неизбежно приведет к ошибкам. Любые светлые оттенки, а также самые яркие — вот наш выбор на данном этапе.
Контраст
Очень важный момент при выборе пряжи для мозаичного вязания крючком: контраст двух цветов. И тут важно не попасть в ловушку. Например, мы убеждены, что серый и розовый — вполне контрастные цвета, но у производителей пряжи в линейке цветов могут оказаться пыльно-розовый и светло-серый, которые в сочетании друг с другом не дадут нужного для мозаики контраста, и как результат рисунок будет плохо виден.
Я покажу этот момент на конкретных примерах в главе "Цвет — всему голова". Пока же, на начальном этапе обучения, рекомендую выбирать очень контрастные пары, самые базовые, например черный и молочный, красный и черный, синий и белый, коричневый и горчичный. Для проработки узоров такие сочетания отлично подойдут.
Без глупостей
Я понимаю, что глазам иногда сложно отказать — видим какую-нибудь веселую пряжу с пайетками или что-то дивное, объемное и пушистое, как облако, и глаза вспыхивают, немедленно шепча прямо в мозг: "Берем, берем, берем!" Не надо, не ведитесь пока на всякую мишуру — и удовольствия не получите, и нить испортите. Пока учимся, пайетки, излишняя пушистость и прочие фантазийные штуки будут лишь мешать. Вот когда будете чувствовать себя уверенно технически, тогда начнем экспериментировать, а пока лучше отдать предпочтение пряже попроще.