В глазах родителей ребенок всегда самый лучший. Но как же неприятно бывает узнать, что для сверстников он, оказывается, не Петенька-лапушка-солнышко, а, скажем, Бяшка. Потому что он Баранов. Как с этим мириться — и надо ли?
Эти милые детки
Корней Чуковский утверждал: каждый ребенок от двух до пяти — гениальный лингвист. И вправду: какие мудреные словечки зачастую придумывают наши дети, как это нас умиляет! До тех пор, пожалуй, пока "лингвистические изыскания" не затрагивают область дразнилок и обзывалок. "Шитные иголки", "птичное небо" и "гриб маслоненок" — это мило и трогательно. Но какой-нибудь "слоноух" — это уже неприятно. А кричалка вроде "толстый-жирный-поезд-пассажирный" — надо же такое придумать! Особенно досадно, если кричат о вашем мальчике, а он потом плачет у вас на груди. И ведь бесполезно объяснять этим маленьким "словотворцам", что правильно говорить "пассажирский", и вообще ваш Петя не толстый, а в меру упитанный. Вытаращат глаза, покивают, пропоют дежурное "мы больше не будем", а назавтра к "пассажирному" прибавится еще и старая, как детсадовский мир, "ябеда-корябеда".
А что же ваш Петенька — всегда ли такой лапушка? Придите за ним пораньше и загляните в группу. Не он ли это, прыгая на одной ножке, тычет пальчиком в съежившегося от обиды мальчишку с воплями "рыжий-бесстыжий"? Не он ли дразнит щупленькую девочку "крысюлькой", дергая за тощую косичку? Поразительно, а ведь дома такой вежливый, ласковый.
Когда начинают дразниться?
Первые обзывалки в лексиконе ребенка появляются года в три. Именно в этом возрасте он начинает четко отличать себя от других, в речи закрепляется личное местоимение "я". Если раньше малышу было более-менее все равно, как выглядят его сверстники, то теперь он постоянно сравнивает их с собой — с неосознанной целью найти и определить свое место в мире. И постепенно выясняется, что у каждого ребенка есть свои особенности. Поначалу дети выделяют отличия внешности: у Нади рыжие волосы, Миша носит очки, а Мадина смуглая и кудрявая. Потом замечаются и более сложные вещи: Надя громче всех смеется и ужасно боится прививок, Миша много знает и вместо "л" говорит "в", Мадина быстро бегает и обладает диковинной фамилией. Так вот, первые обзывалки — это всего лишь удобный способ закрепить свои знания о мире, об окружающем обществе. Это мы, взрослые, можем характеризовать белокожую, рыжеволосую и смешливую девочку скучными и нерифмованными словами. У детей ее характеристика будет звучать иначе: скажем, "Надька — ватрушка-хохотушка".
Принцесса на горошине
Поначалу обидеть никто никого не хочет. Трех-четырехлетние дети часто дразнятся, чтобы начать игру. Как просто: крикни "Динка-свинка", и Динка за тобой погонится — будут "догонялки". Всем весело. Бывает, что малыши обзываются напоказ, чтобы все вокруг слышали и желательно смеялись: легкий способ привлечь к себе внимание. Чтобы ребенок не застревал на этом этапе, его нужно знакомить с устойчивыми формулами общения ("Подойди и скажи: давай играть!"), а еще расширять понятие о смешном и забавном — вместе читать веселые книжки, рассказывать "прикольные" истории. Пусть малышу будет что сказать сверстникам — помимо дразнилок.
Когда это становится по-настоящему обидным? Когда обзывалки сталкиваются с особенностями личности обзываемого. Например, есть в детском коллективе девочка, обожающая сказки о принцессах. Она и сама мечтает быть красивой, как принцесса. А принцессы — они какие? Стройные, изящные, щеголяют преимущественно в хрустальных туфельках. Девочке будет обидно до слез, если к ней прилипнет прозвище вроде "медведихи" — только потому, что ее фамилия Мишкина. Внутренний образ "идеального я" у нее отнюдь не медвежий! А каково мальчику, обожающему мультфильмы о героях и суперменах, слышать, как его обзывают девчонкой — из-за того, что он упал на прогулке и расплакался? Увы, стоит сверстникам заметить, что дразнилка попала в цель, они начинают причинять боль уже осознанно. Эти милые детки, такие нежные поодиночке, собираясь вместе, бывают довольно жестокими...
Дразню, чтобы обидеть
Самая неприятная сторона обзывания — сознательный поиск слабых мест. Постепенно выясняется, что наши дети — не только гениальные лингвисты, но и прекрасные психологи. Болевые точки они нащупывают замечательно. Если в группе или в классе есть ребенок, который хотя и носит очки, но совершенно их не стесняется, его в жизни не будут дразнить очкариком или четырехглазиком. Ну разве что раз-другой в месяц обзовут для проформы. Какой смысл обзывать, если человек в ответ только хмыкает — или вообще смеется вместе с вами? Но если для ребенка его очки — символ ущербности, неполноценности, однокашники это быстро поймут.
Малыш может ничего и не рассказать вам: в детском обществе прослыть ябедой — хуже не бывает. Так что держите руку на пульсе — следите за его эмоциональным состоянием, поддерживайте контакт с воспитателями и учителями. Кого чаще всего дразнят? Предлоги для дразнилок в каждом детском коллективе одни и те же: любые "выпирающие углы", любые несоответствия стандартам. Например, яркие особенности внешности.
Самый высокий — будь жердью или телебашней. Самый маленький — козявкой. Также в группе риска рыжеволосые и носящие очки. "Не такая" фамилия и "не такая" национальность — опять же поводы поупражняться в остроумии. Немалую роль играет степень развития навыков аккуратности. Дети, которые не дружат с расческой или обладают талантом пачкаться всем подряд, — удобные мишени для обзывалок. Дразнят и ребят с особенностями поведения: слишком медлительный, слишком быстро говорит, много дерется или всего боится — и прозвища придумываются сами собой. Не говоря уж о таких вещах, которые в детском (да и не только детском) коллективе обычно порицаются склонность ябедничать, жадность. Еще с помощью дразнилок оценивают успешность в учебе, причем одинаково дразнят и двоечников, и пятерочников.
Как мячик от стенки
Как родители могут повлиять на ситуацию?
- Нужно скорректировать поведение ребенка. Если он постепенно научится тщательнее следить за своей внешностью, прозвище "неряха" рано или поздно от него отлипнет. Привыкнет делиться игрушками и конфетками, попытается разрешать конфликты без привлечения взрослых — уйдут в небытие и "ябеда-корябеда" с "жадиной-говядиной".
- Важно учить ребенка общаться. Особенно если он у вас умный и успешный "знайка". Многие способные дети, схватывающие знания на лету, в общении со сверстниками что называется, пролетают. Задачки решают быстрее всех — и вместе с тем не знают, как начать игру, боятся попросить карандаш, не умеют ответить на дразнилку. Бывает, что родители эти "пролеты" даже культивируют — разумеется, неосознанно. За школьные успехи ребенка хвалят и превозносят, а на трудности в общении с одноклассниками не обращают внимания. "Тебя дразнят? Тебе просто завидуют!" В итоге ребенок начинает демонстрировать сверстникам свое превосходство — вместо того чтобы общаться на равных. За это дразнят еще больше...
- Хорошо бы обратить внимание на самооценку вашего ребенка. Если она занижена — его найдут за что обозвать. Дети очень хорошо чувствуют, что один из них придерживается плохого мнения о себе, и охотно принимают это мнение на веру. Чаще хвалите малыша; поощряйте его в тех занятиях, в которых он успешен. Помогите принять и полюбить свою внешность: пусть он знает и верит, что у него не длинный нос, а римский профиль, не рыжая шевелюра, а золотые волосы. Тогда любые обзывательства будут отскакивать от него, как мячик от стенки спортзала.
Щит и меч
Работа над самооценкой ребенка длится, увы, не один день. А реагировать на дразнилки ему нужно уже сейчас. Причем спокойно и "политкорректно": не плакать в углу и не лезть в драку. Для этого существуют готовые формы защитного поведения.
Бывает, родители советуют ребенку попросту не отзываться на прозвище. Средство действенное, но доступно оно лишь детям с железным характером и адекватной самооценкой. Довольно сложно в течение долгого времени отвечать на дразнилки видимым безразличием. Тем более что, если ты "не слышишь", обзываться начинают все громче и обиднее. В большинстве случаев ребенок рано или поздно взрывается, и ему попадает еще и от педагога. Неплохая защита — употреблять устойчивые, проверенные временем словесные формулы: "кто так обзывается — сам так называется", "раз, два — переводим на тебя". Еще лучше — придумать дома несколько подобных рифмованных заготовок (очень важно, чтобы присутствовала рифма; дети охотнее верят словам, если они "складные", зарифмованные). Одно дело — буркнуть "сам такой", другое — выдать эффектное "шел голодный крокодил, твое слово проглотил". Еще один хороший способ — обыграть ситуацию. Услышав в свой адрес какого-нибудь "толстопузика" — картинно поклониться: "Очень приятно, а я Петя". В любом случае главное, чтобы ребенок хорошо сознавал: обзывалки к нему лично никакого отношения не имеют. "Толстопузик" — это кто угодно, но только не он.
Дразнящийся ангелочек
А что, если обзывается ваш ребенок? Если это он доводит одноклассников до слез или драки своими дразнилками? Конечно, одними окриками и запретами дела не решить. Помните, что во многих случаях дети дразнятся, чтобы справиться со своими внутренними проблемами. Иногда дразнилки — это удобный и легкий способ самоутверждения. Крикнул кому-нибудь: "Глупый!" — и мысленно прибавил: "А я — нет". В таком случае достаточно подтолкнуть малыша к тому, чтобы быть заводилой в играх, или поручить ему за что-нибудь отвечать, скажем, за поливку цветов. И вот он уже не так активно дразнится. Порой дети — обычно мальчики — начинают обзываться, чтобы помериться силами. Нельзя же просто так, с бухты-барахты начать драку: нужен предлог. "Толстый!" — "Сам ты толстый!" — и вот уже ситуация конфликта создана, можно драться с чистой совестью. Предупредить такое поведение способны соревновательные игры: кто назовет больше слов на букву "А", кто знает больше птиц и зверей. На худой конец — кто кого поборет.
Самозащита — вот дайствительно уважительная причина для того, чтобы обзываться. Отобрали игрушку — "ты вонючка". Обозвали — обозвать в ответ. Конечно, нам хочется научить ребенка отвечать необидно и с достоинством. Только это требует такого напряжения воли, какого мы от ребенка не дождемся. Если и ограничивать подобное поведение, то лишь в крайностях — когда обзывалки превращаются в ругательства.
Консультант: Анна Ремизова, кандидат психологических наук