Как быть, если вашему ребенку, которому еще далеко до абитуриентского возраста, школьные учителя советуют нанять педагога и позаниматься дополнительно? Поскорее последовать их рекомендациям? Или сначала разобраться, в чем на самом деле заключаются проблемы сына или дочери? Автор серии статей журналист и педагог Анна Бабина помогает понять, чем могла быть вызвана идея о репетиторе для вашего ребенка, и каким он должен быть, если на самом деле нужен.
В прошлый раз речь шла о детях, испытывающих трудности при изучении одного или нескольких предметов. Сегодня поговорим о тех, кто плохо успевает по всем предметам, независимо от профиля (гуманитарного или математического) и от педагога. Казалось бы, здесь-то выбор в пользу репетитора очевиден. Однако не будем спешить - двух одинаковых двоечников не бывает.
Много пропустил
Если ребенок долгое время находился в больнице или по каким-либо другим причинам длительное время не мог посещать школу, стоит серьезно отнестись к этой проблеме. При плохом состоянии здоровья сына или дочери непременно проконсультируйтесь с лечащим врачом, чтобы определить объемы допустимой нагрузки на нервную систему маленького человека. Затем обсудите ситуацию с ребенком и постарайтесь учесть его требования.
Некоторые дети не хотят возвращаться в школу, пока не наверстают упущенное. В этой ситуации имеет смысл пойти навстречу их пожеланиям. Вот тут-то и пригодится хороший репетитор (или гувернер для начальной школы). Ребенок не будет чувствовать себя отстающим от сверстников и быстро усвоит программу. Репетитор может заниматься с ребенком и тогда, когда он уже начнет посещать школьные занятия.
Совершенно необязательно нанимать частного педагога, если вы можете обучать ребенка сами. Но будет хорошо, если специалист разработает программу, по которой вы будете заниматься. Такой "кризисный" репетитор сделает ваш труд более эффективным и подскажет, как научить ребенка самостоятельно осваивать большой объем информации.
И пожалуйста, не требуйте от маленького человека слишком многого. Ведь учеба для ребенка, а не ребенок для учебы (и тем более не для оценки).
Ему ничего не нужно!
Порой проблемы с учебой сопровождаются немалой активностью родителей "отстающего". Ситуация постоянно обсуждается в семье, беднягу пытаются запихнуть на какие-нибудь курсы, нанимают репетиторов, а результат - нулевой. Все эти родительские и педагогические усилия сопровождаются восклицаниями, что этому бездельнику "ничего не нужно".
"Все не так просто, - считает психолог Алла Доранилова. - Приведенное описание свидетельствует о том, что у ребенка существует комплекс психологических проблем, которые перекрывают его способность учиться. Детей, которых характеризуют фразами "умный, но ленится" или "способный, но не хочет", нужно непременно показать детскому психотерапевту."
Причины проблем, которые мешают ребенку учиться, полагает Алла Доранилова, могут быть самыми разными. А вот когда они будут устранены, можно нанять репетитора, чтобы наверстать упущенное, или заняться с ребенком самостоятельно. Поверьте, вы почувствуете огромную разницу в восприятии малышом информации до и после работы с психологом.
Надо научить учиться
А ведь бывают дети, которые неравнодушны к учебе, очень стараются, но никак не могут вылезти из двоек и троек. Надо ли им нанимать репетитора? А если да, то какого?
"Научить можно каждого ребенка, - считает психолог, педагог и специалист по обучающим технологиям Ольга Ильина. - Проблема в том, чтобы подобрать нужный метод. Существуют две основные методологические проблемы, которые могут повлечь за собой отставание ребенка в школе - это проблемы восприятия и памяти."
Восприятие
Доказано, что у людей прежде всего развивается предметное, кинестетическое мышление, поскольку оно самое природное, самое древнее. Только потом приходит черед визуального и аудиального. Разумеется, бывают дети-визуалы и дети-аудиалы, но в школу приходят в среднем 30-35% первых и 8% вторых. Нетрудно подсчитать, что подавляющее большинство первоклашек - кинестетики. А наши традиционные обучающие системы построены под визуалов. Поэтому многие дети довольно-таки быстро выпадают из учебного процесса.
Чтобы было понятнее, Ольга Сергеевна привела примеры из своей педагогической практики.
"Вот ученик начальной школы плохо считает и плохо решает задачи по арифметике. А учитель говорит, что он уже ДОЛЖЕН считать в уме, что ему уже НЕ ПОЛОЖЕНО пользоваться счетными палочками и подобными приспособлениями. Родители в недоумении: говорят "должен", значит, должен. Дальше нарастает снежный ком: малыш начинает отставать в школе, у него формируется школьный невроз... А причина очень простая: у ребенка просто не сформировалось абстрактное мышление. В этой ситуации не надо пугаться и запрещать ребенку идти естественным путем. Даже тогда, когда считают уже десятки, можно найти наборы мелких предметов, которые ребенок может пересчитывать: пуговицы, крупные макаронные изделия типа "ушек" и т.п. Как только ребенок начнет все это выкладывать, работать руками, к нему рано или поздно придет понимание связи абстрактных вычислений с реальностью. В результате за две-три недели, максимум за пару месяцев невроз снимается. Такой подход необходим кинестетикам. Как говорит моя дочь, мы, кинестетики думаем руками."
"Первые занятия по русскому языку обычно строятся как списывание упражнения из учебника, - продолжает Ольга Ильина. - Если ребенок визуал, то таким способом он скорее всего научится писать грамотно, но для остальных-то нужны другие пути. Детям не визуалам довольно сложно запомнить начертания букв. Работая в детском садике, я занималась с подготовительной группой кинестетической азбукой, задача которой - из своего тела изобразить букву. Например, для буквы Б мы подгибаем ногу и рукой изображаем крышечку. Группа детей может придумывать разные варианты одной и той же буквы, а также изображать целые слова. Запоминание идет очень активно. Вариант для аудиалов - проговаривать по слогам все слова вслух и заодно вслух же вспоминать правила о безударных гласных и т.д. Таким образом мы создаем звуковой контроль за тем, что пишет рука."
Вообще, любой учитель-ас использует на уроке и визуальные, и аудиальные, и кинестетические методы обучения. Ольга Ильина рассказала мне, как выглядела в ее интерпретации тема "отрицательные числа":
"На уроке математики мы с учениками выкладывали ось координат на полу и ходили через ноль, проговаривая каждое действие, чтобы понять, как положительные числа переходят в отрицательные. Таким образом мы задействовали все три канала восприятия информации."
Если специалиста по обучающим технологиям найти не удается, родители могут попытаться самостоятельно определить полушарность ребенка и ведущий канал, по которому он принимает информацию, с помощью специальных тестов - они не редкость в современной методической литературе. И исходя из особенностей восприятия ребенка строить свои домашние занятия.
Память
Другая возможная причина школьного отставания - проблемы с памятью, неспособность выстроить материал. Здесь применяются самые разные приемы мнемотехники, например, метод Цицерона.
Известно, что Цицерон все свои многочасовые речи говорил без "шпаргалки". И вот каким образом он их запоминал. Он ходил по своему дому определенным маршрутом и, глядя на какие-то предметы, навешивал на них ключевые слова из своей речи. Таким образом, выступая перед публикой, он мысленно проходил по своему дому и вспоминал, о чем и в какой последовательности надо говорить.
"Этот метод помог многим моим ученикам, - говорит Ольга Ильина. - Так один мальчик, который раньше жаловался на плохую память, сейчас уже закончил технический вуз. Он попробовал метод Цицерона для запоминания биологии, по которой у него была твердая двойка, а потом стал использовать его и в других случаях. Однажды он пытался выучить какой-то параграф по биологии и обратил внимание, что у него за окном идет стройка, на которой работает подъемный кран. И вот он "навесил" все кусочки этого параграфа на кран. А жил он напротив школы, так что стройку было видно и из кабинета биологии. И мальчику хватило одного взгляда на этот кран, чтобы вспомнить, в каком порядке надо излагать материал."
Этот прием называется созданием принудительной ассоциации. Вообще методов мнемотехники очень много, их в частности осваивают на курсах улучшения памяти, увеличения скорости чтения и т.п. Там устраняют основные причины плохой памяти - рассеянное внимание и неумение вовремя вспомнить нужный материал.
"Таблица умножения - известный камень преткновения, - продолжает Ольга Ильина. - Просто вызубрить ее может далеко не каждый ребенок, поэтому желательно использовать различные игровые методики. У моих друзей дочь сама писала примеры цветными фломастерами и развешивала эти таблички по всему дому: на кухне, над письменным столом и т.д. То, что девочка всегда могла свериться с табличкой, если пример забывался, - это большой плюс. Таким образом снимался страх и повышалось запоминание через зрительный канал. Можно развешать таблички с единичными примерами в разных местах вашего дома, создав свободные ассоциации. Тогда ребенок будет вспоминать: семью восемь - буфет - 56."
Страх неудачи
Если не усвоен базовый материал, то у ребенка возникают проблемы в дальнейшем, а это прямой путь к школьному неврозу. Чувство вины за когда-то не выученный урок, возникающее у любого нормального ученика, внешне может проявляться и как агрессия, и как нежелание учиться. В этой ситуации необходимо как восполнить пробелы, так и успокоить ребенка. Это задача родителей - они могут нанять педагога, а могут справиться и сами. Конечно, им потребуются терпение и спокойствие, а также - владение специальными техниками. Вот некоторые из них, касающиеся чтения.
"Если ребенок читает неохотно, с трудом, я применяю метод трех приемов, - рассказывает Ольга Ильина. - На первом этапе я загораживаю листочком бумаги нижнюю часть букв на строке. Ребенок пытается отгадать буквы по их верхней половине. Разумеется, мы не гонимся за скоростью такого чтения. Нам важен азарт и тренировка внимания."
Когда ребенок осваивает этот прием, мы загораживаем верхнюю часть строки. Конечно, тут отгадывать уже сложнее. Например, "б" и "в" выглядят одинаково. Зато у ребенка начинается осмысление образа слова, и ему несложно восстановить сомнительную букву.
Когда скорость такого "нижнего" чтения становится достаточно быстрой, начинается эффект двойного обмана. Я-то понимаю, что, читая нижнюю часть строки, ребенок просмотрел и следующую строчку. Поэтому, когда мы закрываем ее, она ему дается легче. Ребенок соображает, что он нас обманул, и только делает вид, что читает нижнюю часть строки. Ну, а нам только этого и надо. В такой игре рождается интерес к самому процессу чтения, а когда технология освоена, то и результат не заставит себя ждать.
Бывают случаи, когда ребенок теряется от большого объема текста, ему становится страшно. Тут же замедляется темп, ухудшается внимание. Для снятия этой проблемы существует следующий прием. Мы из плотной бумаги, желательно зеленого цвета, вырезаем рамочку так, чтобы видны были только две строки всего текста. Затем ребенок читает текст, двигая эту рамочку. Страх перед объемом текста снимается благодаря уменьшению поля зрения. Конечный результат этого занятия такой, что ребенок начинает читать вдвое быстрее своих сверстников, - потому что ему удается держать в поле зрения сразу две строки.
В заключение хочу подчеркнуть, что при отставании по всем предметом необязательно вести ребенка к психологу. Можно наоборот начать с повышения успеваемости. Например, мальчик из истории с краном до этого случая был убежден, что он вечный двоечник и поставил на себе крест. Но добившись однажды положительного результата, понял, что может учиться, и таким образом избавился от психологического комплекса.
В следующий раз мы поговорим о самой, пожалуй, неприятной ситуации, когда вам предлагают нанять репетитора - о ситуации вымогательства денег.
Статья из мартовского номера журнала.