Прощай, раннее развитие!

Раннее развитие ребенка: польза или вред для малыша. Как не перейти критическую черту: губительная блажь неопытных родителей.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (324 оценки)

Раннее развитие - это "детская" болезнь добросовестных, но неопытных родителей, у которых есть счастливая возможность проводить много времени с малолетним сыном или дочкой. Подобно всякой детской болезни, оно приносит с собой много хлопот и переживаний, и, в конечном счете, не является чем-то исключительно плохим. Это то, чем нужно переболеть один раз, для того чтобы приобрести ценный опыт и выработать иммунитет на всю остальную жизнь.

Нынешняя эпидемия раннего развития началась с крылатой фразы, вылетевшего в далекой Японии из уст Масару Ибука: "После трех уже поздно!" Это грозное предостережение было подхвачено в Америке Гленом Доманом, который написал под этим лозунгом целую серию книг, необычайно сильных по своему эмоциональному воздействию. С переводами этих-то книг зараза и попала к нам, в Россию, где нашла исключительно благодатную почву.

Доман утверждает, что нашел простые и верные рецепты воспитания гениев. Согласно Доману, определяющим фактором гениальности является хорошо натренированный мозг. Формирование же человеческого мозга происходит в первые годы жизни: у пятилетнего ребенка этот процесс завершен на 80 процентов, а к восьми годам мозг сформирован практически полностью. По мере того, как мозг растет, у него развиваются исключительно лишь те функции, которые реально востребованы. Известно, что если с человеком не разговаривать до восьмилетнего возраста, то впоследствии все попытки научить его говорить принесут лишь самые жалкие результаты. То же самое справедливо и в отношении любой другой мозговой деятельности. Например, многим школьникам потому так трудно научиться читать, что благоприятное для обучения время оказалось для них уже давно упущенным. Отсюда вывод: обучать детей письму, счету и другим достижениям человеческой культуры следует сразу же после рождения. Как заявляет Доман, "учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего, а шестимесячного легче, чем годовалого".

На неопытных, наивных родителей подобная логика действует совершенно неотразимо. Дело-то нешуточное: оказывается, мой ребенок может стать гением! Тут есть ради чего постараться. А с другой стороны, если сейчас же не начать систематически заниматься с новорожденным младенцем, то это значит, что вскоре он безнадежно отстанет в развитии от своих сверстников, у которых родители подходят к своим обязанностям более ответственно.

К родителям, заболевшим "ранним развитием", нередко обращаются с каверзным вопросом: "А зачем это надо?"



Если проигнорировать провокационный характер этого вопроса, то ответить на него можно примерно так: "Мы прочли книги Домана и верим, что младенчество - это самый благоприятный для учебы возраст, когда новые знания усваиваются особенно легко и быстро. Мы не хотим упустить это драгоценное время. Занимаясь с нашим малышом сейчас, мы рассчитываем в будущем на большую отдачу. Мы ожидаем, что у него будет хорошо натренированный мозг, который обеспечит ему в жизни огромные преимущества".

Однако вопрос не так прост. Он содержит богатый подтекст: "Вы что, хотите, чтобы ваши дети были умнее наших? Не смейте и думать об этом! Всё равно у вас ничего не получится! Вы только лишите их счастливого детства и сделаете инвалидами!"

Ну, что тут можно ответить? Да ничего... Людям, которые задают подобные вопросы, ничего не объяснишь и не докажешь. От них вообще лучше держаться подальше.

Итак, решено: я не пожалею ни времени, ни сил - и к трем годам мой малыш будет уметь читать и считать. Дело только за немногим, а именно: за правильной методикой.

Классический симптом начала заболевания заключается в том, что родители принимаются изготовлять огромное количество карточек, на которых крупным шрифтом написаны разные слова. Затем родители показывают их ребенку короткими сериями по многу раз в день, громко озвучивая то, что на них написано. Именно таким образом, согласно методике Домана, нужно обучать младенцев чтению. Эта методика самым педантичным образом регламентирует размер карточек, цвет шрифта, продолжительность показа и предъявляет еще десяток-другой строжайших требований к процедуре занятий. Поначалу дети разглядывают карточки с некоторым любопытством, но вскоре теряют к ним всякий интерес, к полному отчаянию родителей.

Тут следует отметить один очень примечательный момент. Книги Домана написаны так талантливо, так зажигательно, они так много обещают, в них так хочется верить, что авторитет Домана не меркнет даже после того, как выясняется, что его методики не работают. В неудачах с карточками родители, как правило, винят самих себя. Они склоняются к примерно следующему объяснению:

- Ну, мы, конечно, очень старались, но мы всё же не сумели выполнить всех Домановкий предписаний. Нам не хватило времени, чтобы изготовить нужное число карточек. Мы не обеспечили радостного настроения ребенка во время занятий. Мы слишком нетерпеливо ждали от малыша каких-то результатов.

О Домане и его системе написана масса статей и даже книг. Многие комментаторы отмечают, что его методики практически нереализуемы. И всё же ни у кого не хватает духу прямо заявить, что Доман - это крупномасштабный мистификатор, заморочивший головы миллионам людей. Очень показательно в этой связи расхожее мнение о Сесиль Лупан, французской специалистке по раннему развитию. Она выпустила книгу, в которой подробно рассказывает о своей добросовестной, но тщетной попытке применить методику Домана к своим детям. Более того, она заявляет, что среди ее многочисленных знакомых эта методика ни у кого не принесла ожидаемых плодов. И что же? Немало комментаторов упоминает о Сесиль Лупан как о верной Домановской ученице, которая пропагандирует и развивает идеи учителя. Кто бы как бы ни отзывался о Домане - это только льет воду на его мельницу.

После того как выясняется, что малыш не проявляет больше никакого интереса к огромной груде заготовленных карточек, болезнь вступает во вторую стадию. Вера в основные принципы Домановского учения остается незыблемой, но возникает потребность в какой-нибудь другой методике. Другая методика, конечно же, в скором времени находится. Она либо берется из стандартного набора известных "брендов": Монтессори, Никитин, Лупан, Тюленев, Зайцев, - либо (в случае более благоприятного течения болезни) изобретается самостоятельно.

Нельзя сказать, чтобы новые методики совсем уж не приносили никакой отдачи. Темпы развития малыша всё же несколько опережают традиционные нормы. К моменту поступления в школу он уже сам с удовольствием читает детские книжки, умеет немножко писать и считать. Учеба в начальных классах дается ему легко, да и в последующем он, как правило, неплохо учится, и только после поступления в ВУЗ становится окончательно ясно, что его ранний форсированный старт не обеспечил ему никаких долговременных преимуществ по сравнению с остальными студентами-однокашниками.

Так что же всё-таки реально дает это пресловутое раннее развитие и какие есть основания уподоблять его детской болезни?

Раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея. "Учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего!" - всё это такая явная чушь, которую и опровергать, казалось бы, нет никакой необходимости. На такую нелепую приманку могут клюнуть разве что те, кто лишь недавно родил своего первенца и у кого нет ни малейшего опыта общения с шестилетними детьми. "После трех уже поздно", - как бы ни так! Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!

Призыв тренировать мозг, пока он не успел сформироваться, только на первый взгляд может показаться убедительным. Стоит немножко задуматься - и станет ясно, что подобная "физиологическая" аргументация совершенно нелепа. Ведь никто же не призывает тренировать половые органы до наступления половой зрелости!

Ну, хорошо, - скажут нам, - но ведь нельзя же игнорировать тот хорошо известный факт, что маленькие дети необычайно легко усваивают иностранные языки. - Да, этот довод заслуживает особого рассмотрения. Представление о том, что маленький ребенок может легко научиться иностранному языку, - это вовсе не хорошо известный факт, а широко распространенное заблуждение. В основе этого заблуждения лежит грубая подтасовка понятий. Когда мы говорим, что трехлетний карапуз "знает" иностранный язык, то речь идет о владении языком именно на уровне трехлетнего ребенка. Это значит, что малыш понимает простые просьбы родителей, типа: "Закрой дверь", - и может произнести некоторое количество простых фраз, вроде: "Мама, я хочу пить". От взрослого, знающего иностранный язык, мы ожидаем гораздо-гораздо большего, в частности, умения писать, и притом писать ясно, в хорошем стиле и без ошибок.

Реальное положение дел таково, что даже освоение родного языка дается ребенку чрезвычайно трудно и медленно. Для того чтобы овладеть языком на уровне взрослого, человеку требуется потратить пятнадцать-двадцать лет жизни, практикуясь ежедневно с утра до вечера. Взрослые люди испытывают огромные трудности при изучении иностранного языка вовсе не потому, что они менее способны, чем малые дети, а потому, что в их распоряжении уже нет этих пятнадцати-двадцати лет. К тому же они не могут даже и мечтать о таких хороших, постоянно доступных учителях, какими для ребенка являются родители, и, как правило, они изолированы от культурной среды изучаемого языка. Если бы малые дети осваивали родной язык по тем методикам, по которым взрослые обучаются иностранным языкам, они бы вовсе никогда не начали говорить.

Незаметная подмена одного понятия другим - это, вообще, любимый прием сторонников "раннего развития". Уже само слово "развитие" способно ввести в заблуждение, потому что на самом-то деле речь идет не о развитии, а об учебе. По существу, нам предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе. Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску - и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по "раннему развитию". Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлеток. Воспитатели, которые во главу угла ставят учебу, просто-напросто не умеют отличить причины от следствия. Они видят только один, лежащий на поверхности, признак выдающегося человека, - образованность, - и наивно полагают, что если обеспечить ребенку хорошее образование, то всё остальное приложится само собой.

Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что, хотя раннее развитие и не дает ожидаемых результатов, большого вреда оно тоже не приносит. И всё же, о некоторых сопутствующих опасностях стоит упомянуть особо.

Сторонникам "раннего развития" постоянно приходится отбиваться от всякого рода критиков, которые очень опасаются, как бы чужие дети действительно не стали гениями. Эти критики, рядясь в одежды озабоченных доброжелателей, кричат о том, что детей нельзя лишать детства. Вероятно, по этой причине, все методики "раннего развития" основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился в буквальном смысле слова играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний "успех", доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего грамотея, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию - и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик "раннего развития", а есть только невразумительные руководства, наспех написанные на волне повышенного читательского спроса. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над бездарными учебниками под присмотром заурядных учителей.

Как нарочно, стандартные программы "раннего развития" построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет "развитие" словно бы и заканчивается. Где же вы, методики "раннего развития" школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?

Да, научится читать по традиционным методикам трудно, а по "кубикам Зайцева" - легко. Но "трудно" - не всегда плохо, а "легко" - не всегда хорошо. Двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом всё равно не сумеет, потому что он не способен пока понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. Если ему показать слог "МА", то он произнесет два отдельных звука: "М", - пауза, - "А", - и, сколько ни бейся, слитно он их произносить не будет. Лишь годам к четырем, к пяти что-то в его сознании сдвигается с места, и маленький человек делает для себя великое открытие: звуки, передаваемые буквами, можно, оказывается, сливать вместе, и тогда получаются хорошо знакомые слова. Наступает момент, когда ребенка можно научить читать традиционными приемами. В методике Зайцева "тупость" двухлетнего малыша преодолевается очень изящным способом: ребенку предъявляется буквосочетание "МА" как один неделимый символ (по терминологии Зайцева - склад). Правда, подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу всё же проще, чем догадаться о том, как сливать в склады отдельные буквы. Оказывается, что с помощью такого обходного маневра можно научить читать даже двухлеток! Что же здесь плохого? А то, что у ребенка, выученного читать по методике Зайцева, отобрана возможность сделать великое открытие самостоятельно. Традиционные, "неэффективные" методики учат человека не только читать, они учат думать, преодолевать трудности, они учат чему-то такому, что не так легко поддается определению и проверке, но что может оказаться тоже очень важным. Изящная же, "эффективная" методика Зайцева учит лишь одному - читать по складам, и ничему более. Методика Зайцева - это, безусловно, весьма интересная педагогическая находка, которая вполне подходит для детских садов и начальных школ, перед которыми стоит задача массового обучения детей скудными государственными средствами. Особенно впечатляющих результатов можно ожидать от нее при работе с умственно-отсталыми детьми. Но пригодна ли она для подготовки будущих гениев - это большой вопрос.

Конечно же, есть в "раннем развитии" и свои положительные моменты. От него - всего лишь один шаг до занятий осмысленных и полезных. Многие современные родители, при всех своих добрых намерениях, не имеют предварительного опыта общения с маленькими детьми. Прочитав руководства по "раннему развитию" они, по крайней мере, получат мощный импульс к тому, чтобы начать заниматься с собственным ребенком. "Переболев" Домановскими карточками, они со временем выкинут их на помойку и придумают что-нибудь другое. Постепенно они придут к тому, чтобы играть с ребенком в "Ладушки", рассказывать ему про "Колобка", петь песенки про "Елочку" и рисовать петушков. В доме будут читаться вслух хорошие книги, звучать хорошая музыка, показываться хорошие фильмы. Слава богу, благодаря современной аудио- и видеотехнике, наши дети теперь имеют возможность знакомиться с лучшими наработками человеческой культуры. Нет ничего зазорного в том, что это знакомство носит чисто пассивный характер и не дает моментальной отдачи. В ту пору, когда почву готовят для посева, не ожидают появления всходов.

Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить - со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: "Не учить, а знакомить!" Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух "Сказку о царе Салтане" Пушкина, чем сложить несколько банальных слов из "Кубиков" Зайцева.

Что касается детей старшего дошкольного возраста, то здесь раннее развитие бьет почти точно в цель. Оно обеспечивает определенную страховку от неудач в начальных классах. К сожалению, система общественного образования устроена так, что, чем больше умеет ребенок до поступления в школу, тем лучше. Но не потому, что после семи лет у него наступит необратимое угасание способностей. А потому, что когда он пойдет в школу, у него почти не будет оставаться времени на учебу. В самом деле, рассчитывать на то, что школа может дать полезные знания и навыки, по меньшей мере, так же наивно, как и полагать, что поликлиника может дать здоровье. Возьмем, к примеру, чтение. Ведь проблема состоит не в том, чтобы выучить 33 буквы. Проблема в том, чтобы уметь, едва взглянув на слово, "в одно касание глазом" моментально распознать его, как это делает бегло читающий взрослый. Этому можно научиться одним-единственным способом - тренироваться и тренироваться, читать и читать, пока каждое употребительное слово русского языка не будет прочитано сотни и тысячи раз. Для этого нужна толстая интересная книга, вроде "Гарри Поттера", и уединение. Школа же не дает ни того, ни другого, и потому научиться там читать невозможно. В школе первоклассников учат не путать понятия "буква" и "звук", им объясняют различия между гласными и согласными, им говорят, что гласные бывают ударными и безударными, а согласные - твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Это всё, конечно, любопытные сведения, но для того, чтобы научиться хорошо читать, они совершенно бесполезны.

Вот почему за год, за два до поступления в школу имеет смысл начать обучать ребенка учиться самостоятельно, - и делать это лучше всего на примере чтения, письма и счета. Эта вынужденная мера очень похожа на раннее развитие, хотя от классического "раннего развития" она отличается более прозаическими целями, сравнительно "поздними" сроками и гораздо меньшими требуемыми усилиями, - все-таки, что ни говори, а учить шестилетнего ребенка куда как проще, чем годовалого!

В "раннем развитии" безусловно прекрасно только одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми. И это так естественно - на пути к своей мечте пройти через увлечение "ранним развитием". Пожелаем же молодым родителям не застревать на этом начальном этапе, а идти дальше, придумывать что-то свое, искать новых дорог, не сдаваться и не опускать рук - до тех пор, пока мечта не осуществится!

Леонид Некин, nekin@narod.ru.
По материалам сайта Тропинка к гениальности.
В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Прощай, раннее развитие! "

Вы не авторизованы.

ВОт какие возникли и меня возражения по Вашему замечанию.
1. Методика Читать - раньше, чем ходить показала, что существующее разделение раннего развития и образования было ошибочным, как и прежнее деление на сензитивные периоды, где Монтессори утверждала, что до 3-х лет ребенок не поддается педагогическому воздействию. Старый, традиционный подход приводил к отставанию в умственном развитии детей на 6-7 лет еще до начальной школы, и на 10 и более лет в школе, то есть, навсегда...
2. Кубики очень сложны для годовалого ребенка, по сравнению с буквами: с ними ребенок отвлекается, тормозится и играет. На этом настаивает сам Н. Зайцев, повторяя, что его методику лучше всего использовать в 3 - 4 года.
3. Доказано, что ребенок сам, по буквам составляет и даже печатает слова примерно с года - полутора лет, если занимается по методике Тюленева. Такие результаты приводятся в книге "Читать - раньше, чем ходить", не раз показывали по ТВ.
4. В системе МИР уже накоплены множество видеозаписей и которые появляются в Интернете. Несколько DVD сейчас даётся родителям в комплекте "настоящего раннего развития и образования". Мне тоже кажется, что закрывать на эти факты глаза становится, по меньшей мере, неприлично.
5. Даже по старым методикам современные родители получают результаты, когда стирается грань, и раннее развитие превращается в обучение. Например, судя по видеодокументам, очень способная и талантливая ученица Никитина и Зайцева, Лена Данилова, среди очень немногих сумела в 1999 году повторить результат Бориса и Лены Никитиных начала 60-х годов, когда у Никитина, кажется, шестеро из семи детей начали уверенно читать в 2,5 - 3 года.
6. Доман тоже считает, что нельзя делить на образование и развитие. Как нейрохирург, вынужденный заниматься реабилитацией детей с тяжелыми травмами головного мозга, он считает, что любые звуковые и зрительные образы стимулируют мозг ребенка и развивают его. Он сразу начинает обучать целыми словами, и у него по его словам, дети начинают читать только в 3,5 года. И хотя мне не нравится такой подход, но здесь видно, что еще больше стирается грань между ранним развитием и обучением.
7. Что читать ребенку? - Я тут за Тюленева: лучше читать Пушкина и Маяковского, чем детские сказки: сам помню, в детстве меня сказка про репку возмущала до глубины души. Я жил в деревне, и ни разу не видел, мышка помогали вытаскивать ... репку! И т.п. Я не против развития фантазии, но все дурацкие сказки намеренно вводят ребенка в заблуждение, а потом его оттуда вытаскивать. Наверное, лучше вообще ничего не читать, чем читать ребенку тупые или простые "детские сказки" - они уводят ребенка "в минус", отупляют и упрощают ребенка.
Теперь все авторы книг по раннему развитию, кроме авторов, имеющих так называемое "педагогическое образование" выступают за энциклопедическое обучение малышей вместо раннего развития. Взять ещё, например, даже Лазарева с его обучением музыке и хореографии до рождения и после, против чего выступают другие авторы и врачи...
8. Чрезвычайно важно всем, и Вам обратить внимание на то, что тысячу лет тому назад их, детские запретили в иудаизме! Как пишет Тюленев, там с самого рождения от отца требуют читать ребенку Библию, или Тору, - пять книг, потому что написал эти книги приёмный сын фараона, высокообразованный человек Моисей, политик и ученый, который детские сказки просто и дуроту всякую, наверное, просто не умел писать. Так что по реальным результатам лучше ребенку читать Библию, чем сказку про коня-горбунка, репку и Емелю. Результаты всем очевидны: Горбунки, Репкианцы и Емельянцы вымирают, а Тореанцы процветают. Читайте ребенку с 4-х месяцев беременности и после рождения только не чтиво - а серьезные книги! - вот какой общий вывод, мне кажется, делается в методике Читатель-Ползунок.
9. Надо рабобраться, - я полностью согласен с Вами, но с небольшим уточнением: давайте, разберемся, что такое дилетантское раннее развитие, которое опять будет нас вводить в заблуждение, и что такое "настоящее раннее развитие по-Тюленеву"?
Мне даже нравится, что в так называемом "настоящем раннем развитии", которое изобрел Тюленев, всё соедилилось воедино: Развитие, Обучение, Воспитание и Образование.
В заключении привожу отрывок из книжки Читать - рантьше, чем ходить:
"Те родители, кто немедленно не пересмотрит "бабушкины" взгляды на развитие способностей своего ребенка, рискуют будущим своих детей. Ведь они могут оказаться в "разряде" малоспособных, "несамостоятельных", и т.д. Но, прочтя эту книжку, вы, например, сможете взять простые ориентиры. Так, к 3-4-м годам ваш малыш по собственной инициативе может стать маленьким сочинителем (в качестве одной из игр печатать или записывать сказки, короткие рассказы, произведения в других жанрах), композитором (в виде игры привыкнуть "сходу" сочинять и записывать музыку, песенки...) и шахматистом (не слабее девочек Полгар). Это – требования начальной школы.
Однако период детства до 2-х лет практически не охватывается системой образования, что предоставляет возможность родителям самим определять, в каком темпе и по какой программе будет развиваться их ребенок. Поэтому, вся ответственность за основные способности детей, по сути, ложится на родителей. Но это не только ответственность, но и необыкновенные возможности. Как их реализовать? - теперь можно дать конкретные ответы на этот комплексный вопрос.
Обратитесь к собственному опыту. Каждый родитель уже на себе испытал, что нынешняя система образования перерождается в систему зарабатывания денег на невежестве. Поэтому в диком капитализме искореняется понятие "просвещение": чем хуже будет развит и подготовлен ваш ребенок в ясельном возрасте дома, тем больше вам придется платить за его обучение и образование. Так что подумайте сами о своем бюджете.
У вас - цель ясная: беритесь за развитие своего ребенка не мешкая и не слушайте возможных окриков системы, которая фактически обирает вас - они защищают свои цеховые интересы, вы же должны помнить о своих. Они не развили ни одного такого ребенка, какого удастся воспитать вам - школы вам только спасибо скажут! Откройте своему ребенку глаза на мир как можно раньше, не ждите 6-7-ми лет, когда естественные познавательные процессы затухают. ..."
Тут видно, что обучение чтению - вовсе не самоцель, а средство развития всех способностей и талантов, в том числе творческих, чего бы я и хотел желать своим детям.
2008-08-14, ВиталийКК
Раннее развитие живет и побеждает, - на нём, на самом деле, с испокон веков свет стоит.
К сожалению, больших неточностей, чем в этой статье, я нигде про ранее развитие не читал.
Я не хочу обидеть автора, но, увы, он сам, можно сказать, обижает тысячи читателей - родителей :).
Итак, из ста пятидесяти возражений, пока выскажу только несколько, для того, чтобы продолжить обсуждение. За свои неточности прошу меня извинить или поправить.
1. Раннее развитие уже три тысячи лет известно, но скрывалось. Это открытие было сделано после того, как в России (и нигде больше!) была изобретена методика, позволившая научить детей читать до одного года (Тюленев, Шароваров). Можно считать доказанным многочисленными фактами, что самые умные и активные, - в смысле интеллектуальных действий и креативности, - это те народы, где в традициях культуры которых случайно или не случайно имеются элементы раннего развития.
Я не хочу затрагивать народы, - дело не в этом: важно что имеется статистика которая позволяет сделать вывод, что те народы, кто начинает обучать: 1) с самого зачатия, 2) в период беременности и 3) младенцев с самого рождения - у тех народов одаренных и талантливых детей больше в тысячи раз - потому что одаренность и талантливость есть производное от раннего развития. Я нашел на эту тему некоторые выводы на странице www.rebenokh1.narod.ru/statistic1.htm - почитайте, с многочисленными фактами невозможно спорить.
Раннее развитие - это не прихоть, это, пожалуй, единственное средство выживания в сложных условиях жизни.
2. Первый этап движения за ранее развитие в нашей стране начался не с М. Ибука, а с закона НУВЭРС, открытого благодаря деятельности макаренковского педагога Никитина Бориса Павловича.
Я нашел, что в 1957 году его выжили из системы образования за попытку возродить проект Макаренко "самоокупаемые школы", и он в отместку создал раннее развитие: родил и воспитал в период с 1957 - по 1968 год семерых детей, обучал их и закаливал с самого рождения.
Когда эти дети Никитина в возрасте от 3 до 10 лет были протестированы заезжими англичанами и японцами, они были признаны самым умными детьми на планете(!).
В статье посвященной памяти великого педагога www.larisa.h1.ru/novnikitinbp.htm
Масару Ибука, президент фирмы SONY лично пригласил Бориса Никитина в Японию и тот там читал лекцию, выступал в фирме SONY и на японскому телевидению. Эти факты изложены в материалах опубликованных тут, на сайте, в год его основания, в "Публикациях" по книгам 1995 - 1996 годов "Читать - раньше, чем ходить", "Как развивать детей одаренными" и других.
Лучше самим их почитать, и насколько далеко продвинулось раннее развитие со времен Масару Ибука.
3. Кстати, студенты ВГИКА, жившие рядом с домом Бориса Никитина, сняли фильм про воспитание и раннее развитие детей Никитина.
По некоторым данным, некоторые видеоматериалы о Никитине и его системе предоставляет всем желающим Академия образования, социального и экономического развития (Никитин, Шаталов, Савенков и другие).
4. Я точно помню, где-то читал, - могу уточнить - что фразу "После трех - уже поздно!" - придумала в 70-х годах Ольга Гдалдьевна Свердлова, редактор издательство "Знание", автор (под псевдонимом) удачных и не очень удачных книг типа: "Кремлевские дети", "Как ребенку не попасть на панель" и т.п. - у Масару Ибука книга называлась по другому. В те времена ранее развитие было запрещено.
5. Судя по книгам Домана, этот американский врач задолго до Масару Ибука натолкнулся на возможность раннего обучения.
Кстати, кроме "кодекса самурая", японцы свою систему образования и обучения всегда предпочитали строить на заимствованиях: в начале XX века они приглашали Лайнуса Полинга для участия разработки системы образования.
Писать, что Доман подхватил "крылатую фразу" Масару Ибука - это дезориентировать родителей, ставить с головы на ноги. И вот почему.
6. Потому что рекомендации Масару Ибука, хотя и близки по идеям к раннему развитию, но вредны и опасны: "Масару Ибука слышал звон, но не знает, где он?". Об этом убедительно пишет основатель нынешнего этапа раннего развития Тюленев, поставивший РР на некую научную основу и впервые в мире показавший по телевидению читающих младенцев в конце 90-х - начале 2000-х годов в передачах "Читать раньше, чем ходить".
В чем суть возражений Тюленева против Масару Ибука?
В раннем развити нужно идти от простого к сложному: можно сказать, ребенок должен повторить весь опыт человеческого познания музыки, пусть и ускоренно. Поэтому нельзя сразу давать ребенку без разбору классику. В книге "Как развивать детей одаренными" рассказывается, что дети, которым с рождения давали слушать классическую музыку, не хотели играть на музыкальных инструментах, по той простой причине, что они боялись нарушить гармонию, те высокие идеалы и формы... А без постоянной практики продвинуться в музыке далеко невозможно. И т.д. и т.п. - Много ньюансов - можете сами почитать.
Что же делать с этой статьёй? Я бы попросил автора от имени родителей, - надеюсь меня многие поддержат: переименовать статью "О том, как я не понял и распрощался с ранним развитием", или "Я не желаю читать, узнать про настоящее раннее развитие и прощаюсь с ним!" развитие!" - что-то вроде того, как-то по другому, помягче...
Потому что уверен, что детям этого автора раннее развитие дало многое, если не всё, и если автор честен, то он напишет опровержение: "Прости меня, раннее развитие!"
:-)
Иначе, наверное, я вынужден буду написать оставшиеся, возникшие у меня при чтении этой статьи 145 возражений.
:)
Хотя, конечно, хорошо, что автор обратил внимание на ранее развитие - но не в таком же, категоричном, ракурсе! Поймите г-н (г-жа) автор: у раннего развития найдется немало защитников - раннее развитие всесильно, потому что оно - верно! Поэтому было бы замечательно Вам воспользоваться шансом показать себя более объективным и дополнить вашу статью честными фактами из жизни и успехов Ваших детей.
2008-09-05, Друг и товарищ
А мне сегодня тётя позвонила и сказала: Тут такая статья в "Аргументах и фактах"! Жуть! Брось ты это раннее развитие! :)
Поискала я эту статью. Название хорошее: мУЧЕНИЕ с пеленок.

Извините, что в этом топике пишу, но тема та же. Только тирах у АиФ нехилый.

мУчение с пеленок

НАВЕРНОЕ, сейчас нет таких родителей, которые бы не слышали о «методиках раннего развития детей». Детские журналы утыканы рекламой «кубиков Зайцева», «карточек Домана», «вальдорфских игрушек» и прочих чудо-приспособлений, с помощью которых ваш младенец «гарантированно научится читать раньше, чем проситься на горшок». Стоит весь этот развивающий арсенал очень дорого: «кубики Зайцева» и «карточки Домана» в среднем по тысяче (!) рублей, книжки типа «Раннее развитие ребенка от утробы до года» тянут на 300–400 рублей за экземпляр (на эти деньги можно купить большую пачку памперсов)…

Я держалась почти год, пока не наткнулась на следующее объявление: «Специалист по раннему развитию протестирует вашего ребенка начиная с трех месяцев на дому и подберет соответствующую методику». С трех месяцев! Значит, мой младенец ходит неразвитым уже столько времени! Позвонила, вызвала «развивателя», помыла ребенку шею и стала ждать…

«Буквы вредны!»
ХОТЯ мы и заплатили 300 рублей за «творческий осмотр», специалист к нам пришел хмурый, как бесплатный районный врач. Недовольство начал выражать прямо с порога, увидев наклеенные на дверь самодельные картинки с животными и нехитрыми надписями типа «собака, гав-гав». «Это что еще? Снять немедленно! У ребенка закрепится стойкий стереотип. Он будет собаку ассоциировать с вашим сомнительным художеством и на улице спаниеля не идентифицирует». Второй стресс подстерегал «развивателя» на кухне, у нас там на холодильнике налеплены магнитные буквы, ребенок любит их хватать, грызть и даже пытается называть. Оказалось, только «темные» родители учат малышей чтению по буквам, все просвещенное человечество уже давно перешло на слоги, которые детям запоминать гораздо легче. Третий стресс ждал уже нас: как выяснилось, в год и два месяца вовремя развиваемый ребенок уже должен говорить простыми фразами, собирать головоломки и «ассоциировать до 100 предметов быта и обихода», а наш только ключи жует и рюмки из бара таскает!

Дальше началось страшное. Специалист-надомник достал из спортивной сумки пирамидку, кубики и несколько маловразумительных игрушечных зверьков и принялся приставать к ребенку со словами: «Ну-ка, соберем пирамидку!» и «Ну-ка, где тут у нас мишка, а?» И если с кубиками-пирамидками ребенок лихо справился, то при приближении грязно-бурых игрушек заревел и сбежал в детскую. Дяденька удовлетворенно улыбнулся: «Ребенок у вас очень способный, вон глаза какие умные, но неорганизованный. Не развивать его — преступно, просто придется приобрести несколько методик. В вашем случае трудно рекомендовать что-то одно». Как только за ним захлопнулась дверь, зареванный ребенок тихо вынес из детской мишку, только своего, большого и красивого…

Полушарие в опасности
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, о чем говорят бабушки вокруг песочниц? «Витенька уже арабский алфавит выучил», «Машенька много капризничает, но уже до тысячи считает». Кто раньше, кто быстрее, кто способнее? Престижно и современно дрессировать ребенка с пеленок с помощью цифр и букв, лучше — иностранных. Именно дрессировать — потому что «чтение» до трех лет осознанным быть не может. Конечно, кому из родителей не хочется похвастаться трехлетним малышом, читающим и считающим, как первоклассник?

Детские психологи предупреждают: чересчур раннее обучение счету и письму может сильно навредить хрупкому детскому мозгу. Левое полушарие, как известно, отвечает у человека за логику и интеллект, правое — за воображение, интуицию и образное мышление. Активно нагружая цифрами и буквами левое полушарие, вы тем самым тормозите развитие правого, очень важного для ребенка! Не развив в должной степени в себе фантазерства и сочинительства, он никогда не сможет творить. Будет прекрасно считать и писать, но ничего нового ни в одной области изобрести не сможет!

Еще один подводный камень излишне раннего умственного развития — отставание в развитии социальном. Ребенок, с пеленок загруженный складыванием букв и сортировкой карточек, меньше общается со сверстниками. За каждый «развивательный подвиг» родители им восторгаются, но потом в школе детям-вундеркиндам трудно адаптироваться: тут учителя не целуют за успехи в чтении, да и друзей одной способностью складывать в уме трехзначные числа не завоюешь. Что же делать? Забыть о собственных амбициях и задуматься о том, что интересно и полезно прежде всего РЕБЕНКУ.

Во-первых, сочетать обучение с игрой. Учиться читать, писать и считать не по таблицам, а вместе с плюшевым бегемотом. Собирать не просто головоломку «Домик», а сочинять, что именно в нем поросята спрячутся от злого волка, — детям это ужасно нравится. Не только выкладывать по любой из методик слово «заяц», а сразу обсуждать — какой именно? Шоколадный, троллейбусный или дикий вариант кролика? Во-вторых, создавать маленькому ребенку максимум возможностей для творчества. Разрешать играть с глиной и водой, хотя они и грязные. Рисовать руками. В-третьих, заниматься по возможности в детском коллективе — вместе буквы учить веселей. Кроме того, если вы мечтаете об успешной карьере для своего ребенка (а ведь наверняка мечтаете!), задумайтесь вот о чем. Помимо собственно интеллекта для социальной успешности очень важны… нужные связи. А приобретать их малыш научится, не сортируя карточки, а лепя в песочнице куличики с соседскими Машами-Петями. Как видите, очень даже развивающее занятие…
Ольга КОСТЕНКО-ПОПОВА

http://www.aif.ru/online/aif/1212/15_01
2004-01-26, geli
К вам бы эпиграф подошёл: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." А что затем? И кто вы вообще такой, чтобы разносить в пух и прах Домана и иже с ним реальных новаторов в педагогике, а не просто каких-то раскрученных мыльных пузырей? Просто всегда найдётся Моська, готовая облаять слона. Это даже критикой трудно назвать. Но откуда ноги растут - в принципе понятно. С первых же строк из вас прёт махровый совок: "Раннее развитие - это "детская" болезнь добросовестных, но неопытных родителей, у которых есть счастливая возможность проводить много времени с малолетним сыном или дочкой". А дальше про Домана и грудных младенцев... Так вот, уважаемый, с такими детьми проводить много времени - это не "счастливая возможность" пофилонить, а НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО и даже ОБЯЗАННОСТЬ любой добросовестной мамы, которая хочет вырастить СВОЕГО ребенка, а не нянькиного или бабушкиного, не детсадовского с ясельной группы и не дитя улицы. Вам тут уже писАли, что гораздо проще было раньше - кое-как дотянули ребенка до года, а то и раньше - отдали просто в садик, а сами выскочили на работу. Это считалось даже почётным. Домохозяек презирали даже. А много ли многодетных семей было при совке? Да таким как Никитины памятник надо ставить только за то, что они семерых вырастили и выучили - пусть не гениев, но вполне себе реализованных и образованных личностей. А вы тут пытаетесь обернуть дело так, что скучающие домохозяйки принялись самоутверждаться за счёт своих детей, да ещё и бонус хотят сорвать - воспитать гения. Глупость какая. Цель - самой воспитывать своих детей, а не сдавать их как можно раньше в ясли или нянькам-бабушкам, не пытаться от них избавиться и освободиться, а расти вместе с ними и развиваться. Разве дети должны расти как придорожная трава? Да дети сами потребуют от тебя с ними заниматься!!! У них очень большой потенциал. И в детсадике он и правда гасится отчасти необходимостью выдерживать большой коллектив, постоянный шум и возню. Но ребенку-дошкольнику хорошо и без этого: достаточно компании братьев-сестёр и детей на площадке или в гостях. Я вот, кстати, как раз с первенцем-то как раз больше занималась физическим развитием - гимнастика, закаливание, чем всякими карточками, про Домана слышала-то лишь краем уха и не морочилась. И только с рождением второго сына-погодка стала всем этим потихоньку интересоваться. Сейчас старшему 2,7 лет, а младшему годик. И какое счастье, что они у меня и друг у друга есть! Идеальная почва для семейного воспитания и развития. Зачем я буду их кому-то другому доверять? А дети не дадут сидеть на попе ровно - сами требуют с ними заниматься. Вот чем их занять? И почему бы мне не почитать умных людей типа Домана, Никитиных, Зайцева и др., чтобы самой не изобретать велосипед? Цель - не вырастить гениев, а сделать жизнь детей интересной и насыщенной каждый день, дать пищу для их пытливого ума и воображения. Так о чём ваши возражения? Тут правильно написали в комментариях, что статья содержит много передёргиваний. Добавлю - демагогии много. А вот пользы мало. Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай. Где отчёт о вашей собственной деятельности и её результатах?
2008-06-03, RodnulЯ
Статья не просто бесполезная, но окровенно вредная. Не знаю, знаком ли автор достаточно глубоко хотя бы с одной из методик, но, видимо,нет. Иначе его понимание словосочетания "раннее развитие" было бы правильным. Хотя нельзя винить в этом человека, не зная, насколько близок он к педагогике. Да и, по совести говоря, нет ни одной научно обоснованой работы, которая просто и ясно объясняла бы родителям, что скрывается за этими словами. Вдумайтесь - "развитие", а не"обучение" или "воспитание". А это значит не насильное воздействие, чем по сути является любое обучение или воспитание, а позволение тому, что уже есть в ребёнке развиваться, предоставление ему большого количества информации разного вида: зрительной, слуховой, осязательной. Вот как всё просто! И абсолютно не страшно, правда!? Ну, а слово "раннее" - просто ошибка. Не раннее, а своевременное, необходимое.
Нужна ли методика, решать родителям. Но все методики построены на одной базе и давно уже "бьют тревогу" - пора пересматривать наше отношение к детям, рабскую советскую педагогику, зубрёжку и прочие архаизмы. Новую информацию нужно усваивать новыми методами, потому что старые с этим не справяться.
Так что, дорогие родители, особенно прочитавшие эту статью после начала занятий по системам раннего развития - Вы на правильном пути, Ваши дети ещё удивят Вас. Раннее развитие - это образование будущего, но оно должно остаться "развитием", а не "обучением". Не учите вашего ребёнка, просто пусть он видит, слышит, ощущает побольше, пусть у него родиться неутолимая жажда знаний. Ведь нет ничего страшнее, когда ребёнок в детстве не обращается к взрослым с вопросом "Что это?" сто раз в день. Услышите этот вопрос - поздравляю, ваш ребёнок научился учиться, добывать информацию. А это и есть одна из целей раннего развития - научить ребёнка получать информацию. Ведь умный человек, не тот, кто много знает, а тот, кто знает , где найти ответ на свой вопрос!
Читайте о раннем развитие и размышляйте, подойдёт ли это вашему ребёнку, какой путь для него лучше, что говорит Вам Ваша интуиция - и Вы не ошибётесь. Путей много, но цель одна - развитие Вашего ребёнка! Не опускайтесь до уровня ребёнка - попробуйте дотянуться до этого уровня!!!
С уважением, преподаватель Школы раннего развития по системе М.Ибуки г.Одессы, студентка 5-го курса Педагогического университета ф-та дошкольного воспитания Густенко Юлия. Стаж 3,5 года ( это чтоб было видно, что я на практике вижу доказательства своим словам, а не просто умею красиво говорить, как автор статьи.)
2006-06-17, Юлия
В общем – не логично и не последовательно. Доман в восторге от себя и каждый ребенок-гений, но он такой единственный. Фанатизм вырастить гения – это проблемма отдельных личностей (родителей), а не подхода раннего развития. Монтессори, Никитины – цель не вырастить гения, а не подавить те склонности и таланты ребенка, которые в нем есть – цели гениев вообще не ставят.
Учить ребенка в шесть лет проще чем в год... разговор ни о чем. Конечно, чем старше человек, чем быстрее он овладевает каким-либо навыком - читать и писать легче научиться в 6, чем в год, а писать грамотные статьи проще научиться в 30 лет, чем в 6, но только в том случае, если в 6 научился читать и писать, много прочитал, а в 20 научился из фактов делать выводы, и т.д. Чем больше возраст, тем легче учиться только при условии, что раньше тоже учился. Разве нет? Человеку, который до 6 лет сидел в джунглях не научиться читать за пару месяцев в школе, а если сидел в джунглях до 30 – о грамотных статьях можно вообще забыть.
Возможно, я плохо представляю себе 6ти леток, если вообще трачу столько энергии на малыша – лучше не напрягаться развивающими играми до 6ти.. только вот я уверена, что чем больше с ребенком занимались до 6, тем больше он готов заниматься, а не просто играть, и тем быстрее он усвоит то, что ему будет предложено в 6. Полно шестилетних, которых учить только через против их воли учителям приходится, а когда научатся читать книжек не читают. А после восьми научить любить книги, любить заниматься и любить двигаться (если ребенок от телевизора или компьютера не отходит по 20 часов) уже ОЧЕНЬ сложно.
А автор, видимо, плохо себе представляет годовалых и двухлеток, если предлагает вместо нескольких слов и игр в кубики Зайцева прочитать сказку о Царе Салтане – я не знаю еще двухлетнего ребенка, который высидел бы столько.
Фанаты раннего развития растят гениев и не озабочены развитием характера, и других человеческих качеств. Доман – да, у него об этом ничего нет. Но возьмите Никитина, Монтессори – навык трудиться и обучаться культивируется, сострадание, ответственность, доброта и взаимовыручка... А у Тюленева вообще отдельные «игры» на развитие навыков исследователя, лидерских и предпринимательских качеств.
Вобщем – автор не согласен с Доманом и не видит гениев среди детей, с которыми много занимались (а их и не должно быть), и считает, что читать и считать самостоятельно нужно учить ребенка в 5, а не в 3-4. При этом позволяет себе очень эмоционально выражать свое несогласие : )
2004-01-26, Натал
Люди! Лучше почитайте до конца Ибуку и Тюленева. В этой статье с первой же строчки гон и перекосы - сказали про Ибуку и погнали на Домана. Про Тюленева - только перечислили что он есть. А дальше, автор сам придумал какую-то ерунду и успешно её критикует.

вот суть раннего развития:

1. главное - это то, что мозг развивается в основном в первые три года. растут и конфигурируются всякие связи, в к двум - на 50%, к трём - на 90% завершено формирование мозга. и если в этот период не создать правильное окружение - то мозг хуже разовьётся, и то что можно было сделать в первые три года - потом делать на порядки сложнее или невозможно совсем. примеры - про котят, которые видели в раннем детстве только вертикальные полосы - они уже никогда не смогли видеть нормально, и про детей попавших в младенчестве к зверям - тоже самое - они никогда не стали людьми, не смогли даже научиться ходить и говорить

2. всё идёт ненасильственно, главное - это сформировать правильное окружение и подсунуть правильные игрушки с первых дней жизни. картинки, открытки, книжки, потом карточки с буквами, синтезатор, бумага/фломастеры, пластилин, мячи и пр. вот я тоже думал - когда все эти вещи можно давать ребёнку? оказалось - как только он сможет на них смотреть/держать в руках - проходит на ура. единственное, что из всего этого буквы и цифры сами по себе слабо воспринимаются - приходится исхитрятся, чтобы ему было весело (зато теперь сам пытается "читать" на своём языке надписи и считать предметы)

ну или из разряда что лучше - заставлять ребёнка тупить над паравозиком/сидеть в песочнице, или дать ему бумагу/краски, мелки, пластилин, книжки?

не отбирайте у своего ребёнка детство и всю жизнь!

и подробности здесь:
http://www.babyshop.com.ua/library/o_tyuleneve.htm
http://www.babylib­.by.ru/ibuka/ibuka1.html

можно ещё здесь пообсуждать:
http://rsdn.ru/forum/?mid=1147216
2005-05-30, Дима
Поделитесь:

26.01.2004
Обновлено 02.10.2014
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Обзор развивающих пособий и опыт "бесполезных" игр.
После трех уже поздно
После трех уже поздно
Методики воспитания детей до 3-х лет от известных российских и зарубежных педагогов. Задача родителей – разумный выбор наиболее приемлемого варианта.
Первый сюрприз для неопытных родителей
Первый сюрприз для неопытных родителей
Мы поженились, будучи студентами. На пятом курсе в нашей молодой студенческой семье ожидалось пополнение. Наслышанные о великих трудностях...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!