В эстетическое воспитание ребенка входит знакомство с литературой, поэзией, живописью и скульптурой. Мы активно водим малыша в музеи и выставочные залы, в театры и на концерты. И перемещаясь по городу, совершенно забываем, что окружающая нас городская архитектура — это тоже часть искусства. И знакомить с ней куда проще, ведь она всегда "под рукой", стоит лишь посмотреть по сторонам.
Пешую прогулку, знакомство с достопримечательностями можно "приурочить" к посещению театра или музея. А возможно, вы целенаправленно решили выехать в старую часть города, погулять по улочкам и переулкам?
По каким улицам вы пройдете сегодня?
Перед путешествием откройте карту вашего города и наметьте маршрут. Затем соберите информацию об истории возникновения названий улиц, узнайте интересные факты достопримечательностях, которые на ней расположены, почитайте об известных людях, которые жили в этих домах. Для сбора информации воспользоваться можно Интернетом и специализированной литературой. Много книг по краеведению выходило в конце минувшего века, и они сохранились в библиотеках. Возможно, у ваших родственников, друзей и соседей есть такие издания.
В каждом городе есть энтузиасты, которые по крохам собирают все, что связано с их родиной, любимым городом. Именно они открывают краеведческие музеи, выпускают газеты, путеводители, справочники. Зайдите в библиотеку, поинтересуйтесь, какая информация там есть о вашем городе. Загляните в краеведческий музей.
Собранную информацию постарайтесь превратить в увлекательный рассказ, не слишком обремененный цифрами и терминами.
Как рассказывать?
Конечно, через сказку и игрушечный персонаж. Это может быть лягушка-путешественница, мультипликационный персонаж, герой из придуманной вами сказки, даже игрушка на присоске, которая большую часть жизни проводит в салоне автомобиля либо автобуса. Она много что видит, была в разных местах города и с удовольствием расскажет вашему юному путешественнику о тех местах, где ей больше всего понравилось.
Пусть игрушка станет экскурсоводом по архитектурному миру вашего города. Берите ее на пешие прогулки и ведите рассказ от ее имени. Ребенку понравится такая необычная подача материала — не от лица мамы, а от лица игрушки или сказочного персонажа. Это заинтригует малыша, а значит, ваш попутчик по городским улицам будет внимательнее слушать.
Так как наш экскурсовод — личность сказочная, то она может легко путешествовать во времени и рассказывать о том, что произошло давным-давно. Вам же это поможет миновать такие отступления: "Ученые проводили исследования, в результате чего выяснили...", "В процессе раскопок было обнаружено...", "В трудах известного археолога...". Вы, рассказывая от лица игрушки, будете говорить более простым и доступным языком.
Идем на прогулку
За пару дней до прогулки "разогрейте" малыша интригующим рассказом о том, в какое увлекательнейшее, возможно, даже немножко опасное путешествие вы собираетесь. "Наш маленький неугомонный Зайчонок только что вернулся из путешествия на машине времени. И был он в красивом месте на берегу реки, и куда не посмотришь кругом луга, девушки в ярких сарафанах большими серпами срезают траву, юноши с косами, где-то высушенное сено сгребают в стога, пасутся лошади...". Можно найти репродукцию картины, чтобы ребенок имел зрительное представление о сенокосе, почитать зарисовки русских писателей, подобрать стихи. "Интересно, а что сейчас находится на тех местах, где были просторы, по весне разливалась река?"
Заинтригованный малыш сам попросится на экскурсию. И удивится, увидев вместо золотисто-желтых бескрайних полей неширокую улочку идущую параллельно реке... Ведь только название сохранило отголосок былого.
Как вы думаете, про какую улицу только что мы рассказали малышу? Про московскую улицу Остоженка! Остоженка — так называлась низменная, пойменная местность на берегу реки. Здесь находились луга и покосы, и кругом были стога. Вот и назвали сначала это место название Остожье. А потом уж родилась Остоженка.
Конечно, такая история надолго останется в памяти малыша...
Гуляем и наблюдаем
Конечно, хочется погрузить малыша в историко-архитектурную среду, недаром вы перелопатили столько литературы. Различные художественные стили, исторические личности и даты, вы, как наполненный доверху сосуд, готовы излиться в любой момент. Не торопитесь, дайте ребенку возможность самостоятельно познать этот удивительный мир.
Угол зрения ребенка небольшой, он обычно видит то, что находится примерно на уровне его глаз, вычленяя из окружающей среды знакомые ему предметы. Он обратит внимание на рекламный стенд, который уже видел много раз, всем набившую оскомину вывеску, киоск мороженого, игрушку в руках малыша, идущего навстречу. Но вот на шпиль церкви, расположенной по ходу вашего движения, на орнамент дома, на ажурные ворота особняка он внимание, скорее всего, не обратит. Поэтому научите ребенка видеть.
Для этого подойдут различные игры. "Вот нашему экскурсоводу в глаз попала соринка. Она сейчас не может увидеть то, что видим мы. Расскажем ей вот этот дом с колонами!" С детьми постарше можно придумать игры в журналиста, разведчика, инопланетянина. Ваша главная задача — как можно подробнее описать здание. Ребенок перечисляет его характерные признаки, а вы записываете в блокнот или на диктофон.
Сначала мы говорим об общем виде здания. Указываем его размер, этажность, затем описываем цвет, фактуру поверхности стен, потом описываем детали декора, назначение здания. И стараемся проанализировать перечисленные характеристики.
"Здание одинаковое с обеих сторон, о нем мы скажем „симметричное“, Трехэтажное, лимонно—желтое, а колоны, лепнина, наличники окон покрашены в белый цвет. Зачем это сделано?" Пусть ребенок сам сравнивает и размышляет. Если колоны были бы желтые, то они контрастно выделялись бы на фасаде? Декоративные наличники с растительным орнаментом, псевдо-балконы, на которые и ногой не ступить, такие они крошечные! Зачем они, что они добавляют в архитектуру дома, какой эффект создают?
Поиграйте в игру "Кто больше?" Ее суть — дать наиболее подробное описание какой-либо детали здания. "Орнамент какой? Резной, кружевной, ажурный, витиеватый, объемный, с растительно-животными элементами..."
Пусть малыш учится наблюдать, сравнивать, анализировать. Поверьте, вы услышите весьма любопытные высказывания и предположения!
Экскурсы в стилистику зданий должны быть небольшие, десять-пятнадцать минут. Как только ребенок начинает терять внимание, переключитесь на другие истории. Путь малыш, подумает, кто мог жить в этом доме.
Во время одной прогулки рассматривайте два-три дома. Этого будет достаточно, иначе впечатление может стереться, и ребенок потом и не вспомнит архитектурные изыски, присущие тому или иному зданию.
Дома, дома... И все разные!
Когда будет накоплен уже достаточный опыт по сравнительному анализу городской архитектуры, можно подвести ребенка к знакомству со стилями.
В качестве примера порекомендуем некоторые архитектурные памятники деревянного и каменного зодчества:
- Русский стиль — Русское Подворье в Измайлово, ш. Измайловское,73
- Неорусский стиль — Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10
- Псевдорусский стиль: Исторический музей, Красная площадь, 1
- Барокко: усадьба М. Ф. Апраксина, ул. Покровка, 22.
- Классицизм: концертный зал им. Рахманинова, Б. Никитская,11
- Ампир — дом-музей Л. Н. Толстого, ул. Пречистенка, 11.
- Неоклассический стиль — музей им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка,
- Модерн — дом Л.Н.Кекушева, Остоженка, 21.
Во многих старинных городах, а не только в Москве, на одной улице можно встретить дома и особняки различных стилей. Постарайтесь, чтобы ребенок сам вычленил, что характерно для того или иного архитектурного стиля, а вы лишь называйте детали декора, используя общепринятую терминологию.
Дом в разрезе
Во многих городах с богатой многовековой историей можно встретить дома, укрытые зеленой сетчатой паутиной. Здания либо реставрируют, либо, к сожалению, уже сносят. Нам предоставляется возможность увидеть дом "в разрезе", его внутреннюю планировку, кирпичную или каменную кладку.
Вот тут можно коснуться темы сохранения культурно — исторических памятников. Если здание невозможно отреставрировать, сохранить, то его сносят и строят новое с прежним фасадом, не нарушая общую стилистику улицы. Так полностью был отстроен Старый Арбат в Москве.
Знакомство с архитектурой города невозможно без знакомства с современными постройками. Они сейчас настолько разнообразны, что требуют отдельного разговора. Если ребенок уже прочувствовал, втянулся в архитектурный анализ, то вам обоим будет весьма любопытно поразмышлять о каком-нибудь современном здании, поразившем вас своей планировкой. Насколько общая стилистика соответствует назначению дома, как оно вписалось в ландшафт города и в общий архитектурный ряд, есть ли уравновешенность между различными частями и элементами декора? Какое впечатление создает использование стекла, метала? Почему использован такой необычный цвет?
После каждой экскурсии по городу проговорите с ребенком об увиденном на прогулке. Где были, что видели? Какие новые слова (понятия) узнали, что понравилось. Можно нарисовать понравившийся дом, сделать аппликацию. Используете пластилин, конструктор и кубики. Если задания даются после пешей прогулки, то темы могут быть такие: "Самый красивый дом", "Дом моей мечты", "Старинный особняк", "Русская усадьба", "Дома-палаты", "Дом художника".
Иллюстрированные альбомы по архитектуре помогут поддержать разговор и развить интерес ребенка к этому виду искусства и познакомить не только с различными архитектурами стилями, но и с именами мировых светил в этой области.