Наталью Александровну Рыжову хорошо знают и любят в детских садах. Биолог и педагог, она очень плодотворно работает в области экологического образования дошкольников.
Ее авторская программа "Наш дом - природа" одобрена Министерством образования России. В этой публикации Н.А. Рыжова расскажет, какие возможности для развития и подготовки к школе ребенка 5-7 лет дает общение с природой.
О перегрузках
Престижные детские сады по желанию родителей включают в свое ежедневное расписание огромное количество занятий - иностранные языки, математику. В результате ребенок много часов проводит за столом, в душной комнате, без движения. Времени на прогулки практически не остается, дети едва успевают переходить из кабинета в кабинет на занятие, постоянно учатся, причем с не меньшей, чем в школе, нагрузкой. Дошкольники устают, теряют интерес к такому обучению, чаще болеют, хотя и получают навыки письма и чтения.
О TV, PC и Video
Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения - пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему не нужно ничего искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать нужную кнопку. Конечно, передачи о животных, о природе других стран привлекают внимание ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальным лесом, лугом, существует большая разница. Почему? В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Мы можем дотронуться до цветка и почувствовать его хрупкость, ощутить шероховатость старой коры дуба. Все это очень важно для развития всех органов чувств растущего человечка, его эмоций. К тому же от долгого просмотра телепередач накапливается психологическая усталость, в то время как общение с природой всегда дает заряд бодрости и здоровья.
О физике и лирике
Здоровье - немаловажное условие успешной учебы в школе. Ну а взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно это можно сделать?
Мы рекомендуем вам, прежде всего, собрать вместе с детьми природный материал - шишки, камешки, ракушки. Он всегда должен быть под рукой. Никакие пластмассовые игрушки не дадут такого разнообразия тактильных ощущений, как природа. Можно посчитать шишки, составить узоры из камешков или картины из сухих листьев, создать желудевого человечка. Можно играть, мысленно превращая камни и шишки в сказочных героев и животных и сочиняя сказки, строить из природного материала дома и города, экспериментировать с песком и глиной. Главное, чтобы все эти виды деятельности ребенка нашли у вас понимание и поддержку.
Итак, развивать ребенка и готовить его к школе можно не только проводя классические занятия дома, но и гуляя в парке, сквере, во время отдыха в лесу и на даче, особенно летом.
Учимся слушать
В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка, особенно городского. Конечно, если во время отдыха на поляне вы включите на всю громкость магнитофон, то птичьего пения ваши дети точно не услышат, так как громкие звуки отпугивают животных. Уметь слушать тишину природы - это тоже искусство. Она совсем другая, чем в городе. В лесу, на озере множество незнакомых нам шорохов, криков, стуков. Попробуйте вместе прислушаться к окружающему и угадать, кто или что издает разнообразные звуки. Попытайтесь выяснить, где сидит дятел, который громко долбит сосну, послушайте, как стрекочет кузнечик в траве, кукует кукушка, о чем поют птицы, одинаково ли шелестят листьями береза и дуб.
О чем они рассказывают нам? Какую песню исполняют лягушки? (Между прочим, их песни нередко звучат не хуже соловьиных.) Кто шуршит в траве? Забавные звуки можно услышать, приложив ухо к старому, пустому внутри дереву, постучав о его ствол. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков.
Учимся видеть
Cмотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и самодельного стола.
А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир: залезают в лужу, отважно штурмуют заросли кустарников, взбираются на пенек, радуются порхающей бабочке и ползущему жуку. Правда, мы не всегда одобряем их действия или просто их не замечаем. А напрасно: ведь, наблюдая, ребенок превращается в исследователя, развиваются его органы чувств, мышление, он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьев или листиков через увеличительное стекло приводит ребенка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Бинокль же поможет разглядеть птицу, верхушку дерева, гнездо - объектов найдется достаточно. Постарайтесь научить ребенка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода. Обращайте внимание ребят на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нем есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ежику, дождевому червяку и кроту. Почаще говорите: "Посмотри, как красиво!" или "Посмотри, как интересно!"
Учимся чувствовать
Но, общаясь с природой, не стоит ограничиваться лишь этими выражениями. Воспринимать природу можно и нужно не только глазами: предложите ребенку определить, чем отличаются деревья или кустарники по запаху, на вкус, на ощупь. Или подведите к нескольким деревьям - пусть определит "свое". Чувствовать природу тоже надо уметь.
Уже перед путешествием в лес, на реку попробуйте вызвать у вашего спутника ощущение чего-то праздничного, необычного. Природа полна тайн и чудес, именно так и воспринимает ее маленький ребенок, если находит поддержку у взрослых. Скажите, что сегодня он увидит и услышит совсем другой мир, другие краски, другие звуки, откроет секреты природы. Попробуйте определить вместе с ним "настроение" леса (дерева): какое оно сегодня - грустное или веселое?
Экспериментируем
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир: лезет в кашу руками, бросает на пол игрушку. Экспериментирование, опыты, наблюдения - деятельность, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития. Одна из важнейших задач - это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться о совместном поддержании порядка в его уголке.
Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий или посещений загородных дач. Выделите для этой цели небольшой уголок в комнате или на даче (в лесу найти место для исследований несложно). Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала. Оборудование для проведения опытов не потребует затрат: возьмите стаканчики разного размера - из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп - это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравится такая игра. Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на реку. Однако животных для этих целей использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты.
Конечно, он может "работать" в своей лаборатории самостоятельно, но для большей эффективности периодически обсуждайте с ним результаты его наблюдений. Часть опытов ваши сын или дочь проведут под вашим руководством. Расскажите, что именно вы бы хотели сегодня предложить ему в качестве задачи (например, проверить, может ли плавать камень). Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий. Перед началом эксперимента обсудите гипотезу: что нужно сделать? Что произойдет во время опыта? Какие результаты мы получим? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он (если нужно, то с вашей помощью) сформулирует выводы: что нового ему удалось выяснить? Что доказать? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий.
Коллекционируем
Даже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребенок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) вещи: грязные камни, кусочки коры, ветки, шишки. При этом он с восторгом показывает все свое богатство папе или маме, взахлеб рассказывая, где и что он обнаружил. Как правило, не дослушав сына или дочь до конца, мы строго говорим: выбрось всю эту гадость, помой руки и лучше займись делом (почитай книгу, пообедай, - вариантов множество). Блеск в глазах исчезает, и если взрослый пользуется авторитетом, то со временем у ребенка исчезнет и интерес к окружающему.
А ведь в этом случае как раз и проявляется одно из естественных свойств человека - тяга к собирательству. Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы, отбирая их по определенному признаку. Нужно увидеть необычное в обычном. И мы должны поддерживать это замечательное детское качество. Для того, чтобы направить активность ребенка в нужное русло, предложите ему создать ряд коллекций, причем объекты для коллекционирования он должен выбрать по своему усмотрению. Коллекционирование развивает мышление: ему приходится классифицировать объекты, раскладывая их в коробке определенным образом, сравнивать, выделять основные признаки, трогать руками (развивается и моторика рук). К тому же формируется целеустремленность, способность сосредотачиваться на определенном виде работы, усидчивость. Все эти качества крайне важны для дальнейшей успешной учебы.
Прекрасный объект для коллекционирования - природный материал: шишки, камни, ракушки, семена растений и, конечно, листья. Желая пополнить свою коллекцию, ваш отпрыск будет стремиться на прогулку. К тому же от вас лично эта коллекция не потребует финансовых затрат, понадобятся только ваше время и участие. Формирование коллекции, рассматривание ее объектов - это прекрасный повод для сотрудничества, общения, разговоров (а значит, и развития речи). Кроме того, ребенку всегда хочется узнать, как называется то, что он нашел. Не спешите с ответом, дайте возможность сыну или дочери самостоятельно (или с вашей помощью) определить название камня, растения по красочной энциклопедии. Крайне важно еще до школы выработать желание и умение искать информацию в литературе, научить работать с книгой.
Играем
Подвижные игры на свежем воздухе - это и знакомство с природой, и здоровье, и ловкость, и сила. В качестве подручного материала можно использовать все, что в буквальном смысле валяется под ногами. Например, попробовать обойти поляну с шишкой на голове, а затем с помощью этой же шишки поупражняться в метании - попасть в цель (ствол старого дерева). А еще можно потереть разные шишки в руках и послушать, как по-разному они шуршат, придумать, что именно напоминает их шорох (мышка пробежала, листья шелестят). Если вы хотите сделать оздоровительный массаж стоп, разложите шишки небольшими группами на полянке и предложите перейти по "кочкам" топкое болото. Шишки можно посчитать, сравнить по высоте и ширине, по цвету и запаху, из них, наконец, можно создать забавные фигурки человечков и животных. Не меньше игр можно придумать и с камешками, и с сухими листьями, и с кусочками коры, - понадобятся лишь желание и воображение. Ну, а еще обязательно предоставьте ребенку возможность поиграть самостоятельно. В его воображении камешки, шишки, палочки и листочки превратятся в сказочных принцесс и рыцарей, которые устраивают на поляне настоящие сражения.
Конструируем
Для развития воображения и мышления крайне важна такая деятельность, как конструирование. На природе для этого найдется масса возможностей. Можно превратиться в древних людей или индейцев и построить настоящий шалаш, можно выстроить маленький домик или шалаш для кукол, сказочных человечков, создать из подручного материала целый город с жителями, построить замки из песка.
Рисуем
Свои впечатления о природе, результаты исследований дети могут отразить с помощью карандашей и красок, гуаши и мелков. Если ваш ребенок по натуре вдумчивый исследователь, заведите с ним "Дневник наблюдений". В нем он может по желанию нарисовать запомнившуюся птицу или цветок, бабочку или муравья. Предложите ему найти и изобразить самый круглый, самый овальный лист, самый большой или самый маленький, - вариантов может быть множество. Во время прогулки поиграйте в фотографа: изобразив при помощи рук фотоаппарат, снимите на память все, что больше всего понравилось. Ну а вернувшись домой, пусть ребенок "проявит" пленку и "напечатает" фотографии: нарисует свои впечатления от похода в лес или на луг.
Сочиняем
Сочинение сказок, рассказов, стихов развивает воображение, творческие способности и речь. Таинственный лес или подводное царство очень располагают к фантазии. Ведь дети обладают особым даром - они воспринимают окружающий мир на равных, полагая, что животные и деревья могут думать и чувствовать. Эта особенность помогает воспитать чувство сопереживания, сочувствие всему живому, желание оберегать его. Рассказать о лесе вам поможет старичок-Боровичок, о жителях реки - Водяной или Русалка, о драгоценных камнях, хранящихся под землей, - гномы. Нарисуйте их вместе с детьми или соорудите из природного материала.
Любой лес, парк может стать для ребят "сказочным". Сочините вместе сказку о том, каким бывает этот лес ночью, как ведут себя животные, о чем шепчутся деревья. Героями таких произведений станут растения и животные. Сам малыш не всегда знает, как начать свое повествование, поэтому придумайте начало сами, например:
"В одном лесу жили две березки, совсем как эти, растущие на нашей полянке. Они очень дружили, но вот однажды..."
Если увидите кучку земли, которую выбросил на поверхность крот, рассмотрите ее внимательно. Сочините сказку или рассказ о кроте, который здесь был. Как он выглядит? Какая у него шубка? Для чего этот зверь мог сюда прийти? С кем встречался? Какой у него дом? Что он любит и что ему не нравится? Похож ли он на крота из сказки о Дюймовочке? Дома можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу.
С огромным удовольствием дошкольники придумывают и собственные загадки обо всем, что видят в природе.
Мы - гости природы
Наблюдая за природой и сочиняя о ней сказки, не забывайте напоминать о том, что она очень уязвима и ее существование во многом зависит от наших действий. Как объяснить необходимость соблюдения правил поведения в лесу и на лугу? Представим, что мы пришли в гости к знакомым, съели все угощение, а остатки еды, пакеты, банки-склянки разбросали по всей комнате; затем сорвали для букета все красивые комнатные цветы, которые нам очень понравились; бегая по комнате, случайно сломали фикус, который хозяева выращивали не один год. А потом включили на всю мощность принесенный магнитофон, чтобы все послушали наши любимые песни и порадовались, в результате чего непонятливая кошка забилась в самый дальний угол комнаты. Слушая этот рассказ, ребенок обычно смеется. Но ведь именно так часто ведут себя отдыхающие на природе. Сегодня наши пригородные леса превратились в подобие свалок, повсюду валяются полиэтиленовые пакеты, банки и бутылки. Покажите пример: унесите весь мусор домой, разведите костер в специально отведенном месте, не рвите охапками красивые цветы, которые потом все равно быстро увянут, не убивайте насекомых, ящериц, ужей, ведь именно животные и растения - хозяева леса, к которым вы пришли в гости. Так давайте же вести себя на лугу и на реке не как невоспитанные дикари, а как нормальные, культурные гости природы!
Успехов вам в общении с природой интересных наблюдений!
Статья из журнала "Человечек"